Презентация на тему "История белорусского народного костюма" для детей

Презентация: История белорусского народного костюма
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для детей 4-6 лет на тему "История белорусского народного костюма" по окружающему миру. Состоит из 18 слайдов. Размер файла 3.75 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: История белорусского народного костюма
    Слайд 1

    Электронный журнал для родителей Студии «Серпантин дружбы» Выпуск №5

  • Слайд 2

    Читайте в номере: «Один день из жизни студии». Волшебная лавка (стр. 2) «Истории белорусского народного костюма» (стр. 4 – 6)  «История белорусского костюма». (стр.5 -6)  «Белорусские народные игры» ( стр. 7 -8) Народные праздники (стр. 9 - 11) Дожинки. Ивана Купала «Литературная страничка». «»О Белорусь моя…»» Франтишек Богушевич. ( стр 12)  «Делаем вместе с детьми». Символика белорусского орнамента(стр.13 Фото-отчет (стр.14-16) Новости (стр.17)   Стр.1 Славянский базар «Волшебная лавка»

  • Слайд 3

    «Один день из жизни студии» 31 марта 2016 года года в 17.30 в музыкальном зале детского сада прошла пятая творческая встреча детей старшего дошкольного возраста в студии «Серпантин дружбы», в рамках проекта «Детский сад – территория дружбы». Славянский базар «Волшебная лавка» В детском саду в дружеской обстановке прошла творческая встреча детей, родителей и педагогов с белорусской культурой - «Славянский базар». С интересным и необычным рассказом встретила детей председатель общественной организации белорусов города Лангепас Светлана Васильевна Круговая. Вместе с ней дети и родители рассматривали узоры, примеряли белорусские национальные наряды, задавали вопросы, фотографировались. Мастер-класс белорусской росписи показала педагог Татьяна Александровна Фурсова. И дети, и родители с интересом и вдохновением принялись за творческие работы: роспись колокольчика белорусским орнаментом. Помогала и белорусская музыка, специально подобранная для этой встречи. И, конечно, для всех стал сюрпризом показ белорусской народной сказки «Пых». Стр.2

  • Слайд 4

    Стр.3 История белорусского народного костюма Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма. Женские народные белорусские костюмы Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Правила приличия позволяли девушкам не покрывать голову полностью, что давало возможность претендентам на их сердце любоваться роскошными косами.  

  • Слайд 5

    Стр.4 Старинный девичий головной убор представлял собой обруч (венец) или повязку на лоб (челку – от слова чело), украшенную цепочками, ленточками с вышивкой, бисером, подвесками. Очень популярным у девушек был накосник - треугольник из бересты, который обтягивали тканью и щедро украшали бусинами, вышивками кружевами. Накосник крепили у основания косы. Коруны (от корона) или высокие венцы (до 10 см) использовали в качестве праздничных головных уборов. Край коруна был зубчатым. Наиболее высокие зубцы располагались надо лбом, что выгодно подчеркивало черты лица женщины. Коруны также украшали жемчугом, драгоценными камнями, подвесками. Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами  

  • Слайд 6

    Стр.5 Рубашка (Кашуля) шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадницашилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой. Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше. Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками. Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.

  • Слайд 7

    Стр.6 Белорусские народные игры   Михасик Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов: Ты, Михасик, не зевай, не зевай! Лапоточки обувай, обувай! - звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем. Правила игры. Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

  • Слайд 8

    Стр.7 Прела-горела (Прэла-гарэла) Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами: Прела-горела, за море летела, А как прилетела, Так где-то и села, Кто первый найдет, Тот себе возьмет! После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл. Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро. Белорусские народные игры.

  • Слайд 9

    Стр.8 Народные праздники. Дожинки Культура белорусов тесно связана с землей, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут свое начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарем. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников. Этот древний обряд известен практически всем народам, которые занимаются земледелием. С давних времен «Дожинки» означали конец жатвы, горячей уборочной поры и тяжелой работы, поэтому и праздновали его всегда с размахом. В последней день жатвы на поле собиралась толока – добровольные помощники, среди которых были родственники, друзья, соседи. Самая старшая и уважаемая женщина показывала, где кому жать и первой начинала жатву. Каждый взмах серпом сопровождался специальными обрядовыми песнями. Когда дело близилось к завершению, проводился обряд «завивания бороды». Этот древний обычай связан с поклонением духу поля, который скрывается в последнем несжатом снопе. Потом эту «бороду» срезали серпом и добавляли в последний сноп, а на голову старшей жнеи надевался венок из колосьев этого снопа. После завивания «бороды» жнеи начинали кататься по земле, по полю. При этом они просили сжатую ниву вернуть их силу. После этого последний сноп красиво наряжали и несли в дом хозяина поля. Среди всех жней выбиралась самая красивая девушка, которая возглавляла шествие с дожиночным снопом. Хозяева встречали жней хлебом-солью, а дожиночный сноп занимал свое почетное место под образами. В некоторых регионах во дворе или на поле купали хозяина – проводили обряд очищения водой.

  • Слайд 10

    Стр.9 Праздник Ивана Купала – самая популярная из народных традиций Купалье В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что – выдумка. Этот день – праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня – в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня. Купалье считается одним из самых древних праздников и имеет языческие корни. Считается, что его празднование было связано с днем летнего солнцестояния. Наши предки связывали праздник Купалье с культом солнца. Да и само слово – «купало» - обозначало существо горячее, сердитое, ярое, кипящее гневом. В те времена все эти определения относились к солнцу. В купальскую ночь люди благодарили Огонь, Воду и Землю. В этот день, по преданиям, проходило очищение огнем и водой.

  • Слайд 11

    Один из самых известных купальских обрядов – поиск цветка папоротника, который служит ключом для постижения всех чудес этой ночи. Обладатель этого цветка мог понимать разговор птиц и зверей, видеть русалок и смотреть, как вековые дубы переходят с места на место. Кроме того счастливый обладатель чудесного цветка мог видеть все клады на земле. По преданию цветок папоротника находили только очень смелые люди. Для этого нужно было перед заходом солнца в глухую чащу, туда, куда не проникает петушиный крик. Потом выбрать место, где много папоротника, зажечь громничную свечку и ждать до полуночи, пока не распустится цветок. Нечистая сила при этом будет стараться напугать смельчака, заставить его уйти. Купальский цветок – не единственное растение, которому поклонялись наши предки. Они считали, что в этот день все растения имеют невероятную целебную силу. Поэтому женщины и девушки днем шли на луг или в поле собирать цветы и травы, которые освящались в церкви. Этими растениями потом лечились весь год. Ни одна купальская ночь не обходилась без костра – очищение огнем было самым важным ритуалом Купалья. Подготовкой костра всегда занимались парни: они собирали со всей деревни старые и ненужные вещи, складывали их на берегу реки. Обязательным атрибутом было зажженное колесо, которое поднимали на шесте вверх. Оно символизировало солнце. Стр.10

  • Слайд 12

    Утром после Купалья все качались по росе. Считалось, что эта роса даст силы и здоровье на целый год. А еще купальской росой умывались, что оберегало от кожных заболеваний и головных болей. Купалье всегда было одним из самых веселых и разгульных праздников. По традиции праздновать должна была вся деревня, так как такое единение при выполнении обрядов гарантировало благополучие каждому жителю. Спать в купальскую ночь считалось страшным грехом.  Стр.11

  • Слайд 13

    Стр.12 Литературная страничка. «О Беларусь, мая шыпшына». О Беларусь, лесная роза,Алеют в зелени цветы!На ветре диком не замерзнешь,Не сгинешь в пустозельи ты.Твоими лепестками стану,На копья сердце наколю.Очей твоих – оттенка стали –Лучистость ясную люблю.Ни малой, ни великой буреКос девичьих не расплести.Стремишься к мировой Коммуне,Чтоб всюду радости цвести.И на судьбу свою не ропщешь:В сраженьях только крепнешь ты.О Беларусь, лесная роза,Алеют в зелени цветы! Франтишек Богушевич.

  • Слайд 14

    Символика белорусского орнамента Дерево жизни. Ярило на коне Житная баба Символ пробуждения природы Символ солнца Символ ребенка Символ матери Символ девушки - березки Символ крепкой семьи Стр.13

  • Слайд 15

    «Волшебная лавка» – фото- отчет. Стр.14

  • Слайд 16

    Стр.15 Мастер – класс «Роспись колокольчика белорусским орнаментом»

  • Слайд 17

    Стр.16 Творческая работа «Роспись колокольчика белорусским орнаментом»

  • Слайд 18

    Новости Готовится шестой выпуск газеты нашей студии «Серпантин дружбы» Уважаемые родители, вашемувниманию будет предложен познавательныйматериал, посвященный культуре и традициям народовТаджикистана. От редакции: Уважаемые родители! Мы с нетерпением будем ждать Ваших откликов, пожеланий и предложений, которые непременно учтем в следующем номере нашего журнала. __________________________ Руководители проекта «Детский сад – территория дружбы», Студии «Серпантин дружбы» СаляховаЗухраНаилевна, Миллер Маргарита Ивановна Стр.17

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке