Презентация на тему "Человек как предмет естествознания"

Презентация: Человек как предмет естествознания
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Человек как предмет естествознания". Презентация состоит из 35 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.28 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Человек как предмет естествознания
    Слайд 1

    Человек как предмет естествознания

    Александр Голлай

  • Слайд 2

    Происхождение человека

  • Слайд 3

    антропология

    Антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза.

  • Слайд 4

    пять основных концепций антропогенеза

    1) креационистскаяконцепция — человек сотворен Богом или мировым разумом; 2) биологическая концепция — человек произошёл от общих с обезьянами предков путём накопления биологических изменений; 3) трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей; 4) мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе; 5) космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

  • Слайд 5

    Факторы возникновения человека

    Абиотическиепредпосылки антропогенеза — геологические процессы, географические и физико -химические факторы. Биотическиепредпосылки включают в себя мутации, волны численности, изоляцию, естественный отбор и другие факторы микро- и макроэволюции, в результате которых формируются новые виды животных, возникли древние обезьяны, а от них произошли люди.

  • Слайд 6

    Проблемы антропологии

    Современная антропология основывается на многочисленных археологических и палеонтологических данных, но общ ая картина все же остается неполной, поскольку многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами пока не обнаружены.

  • Слайд 7

    Сходство и отличия человека и животных

  • Слайд 8

    Сходство

    1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, многие структуры и функции нашего организма аналогичны структуре и функциям животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком.

  • Слайд 9

    2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон.

  • Слайд 10

    3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов.

  • Слайд 11

    Атавизмы — появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Атавистические признаки, встречающиеся иногда у человека (наружный хвост, обильный волосяной покров на лице, сильно развитые клыки и др.), свидетельствуют о том, что гены, ответственные за данный признак, в процессе эволюции сохраняются в генофонде.

  • Слайд 12

    Рудименты — недоразвитые органы, практически утратившие в процессе эволюции свои функции по сравнению с аналогичными органами предковых форм. Ранее эти органы выполняли важные функции у животных, но человеку они не нужны, хотя и сохранились. В отличие от атавизмов, рудименты встречаются практически у всех особей данного вида. Так, некоторые люди умеют шевелить ушами, хотя никакого практического эффекта это умение человеку не даёт, а для животных — это один из факторов, способствующих лучшему восприятию звуков, что важно в борьбе за существование. В организме современного человека насчитывается около 90 рудиментов.

  • Слайд 13

    4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.

  • Слайд 14

    Перечисленные выше доказательства родства человека с животным миром нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать вопрос об инопланетянах — предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле.

  • Слайд 15

    Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид «человек разумный» в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян.

  • Слайд 16

    отличия

    1. Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.

  • Слайд 17

    Поэтому, хотя многие животные могут совершать очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. И только человек вначале составляет план действий, а потом претворяет его в жизнь, так как никаких наследственных программ поведения он не имеет. Человек сознает, что он делает, и понимает мир.

  • Слайд 18

    Поэтому важной стороной антропосоциогенеза является развитие сознания — высшей формы отражения мира. Именно сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к этому миру, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира, и появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.

  • Слайд 19

    2. Речь.У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идёт на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека.

  • Слайд 20

    Вероятно, у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный и вторичный. Первичный язык развивался на основе зрительно -двигательной коммуникации, он был языком жестов. Современные человекообразные обезьяны способны использовать его. Вторичный язык формировался на базе звуковой коммуникации, основу которой составляли эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением.

  • Слайд 21

    3. Способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.

  • Слайд 22

    Специфические особенности человека

    Человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

  • Слайд 23

    Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке

  • Слайд 24

    соотношение биологического и социального в человеке

    Панбиологизмвыводит все особенности человека из его биологической природы и настаивает на полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов. Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер человека формируются только под влиянием общества и являются результатом воспитания и образования.

  • Слайд 25

    Современный взгляд

    В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения.

  • Слайд 26

    социобиология

    Особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который активизирует или, напротив, тормозит генетические механизмы. Данной точки зрения придерживается социобиология— научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора.

  • Слайд 27

    Возникновение социобиологии

    Возникновение социобиологии связывается с выходом в 1975 г. книги американского ученого Э. Уилсона «Социобиология: новый синтез».

  • Слайд 28

    социобиология

    В методологическом плане социобиология экстраполирует выводы, полученные при изучении поведения животных, на человека, утверждая ведущую роль биологических факторов в развитии личности. При этом роль культурных влияний не отрицается, однако им о тводится второстепенная роль.

  • Слайд 29

    социальная эволюция

    Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30—40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.

  • Слайд 30

    Этология о поведении человека

  • Слайд 31

    этология

    Основоположники этологии К. Лоренц, Н.Тинбергени К. фон Фриш задумались о том, рождается ли человек безморальным и усваивает нормы, необходимые для выживания в обществе, только в процессе воспитания, или же есть какие -то врождённые чувства и представления о хорошем и плохом поведении, лишь развиваемые в процессе воспитания. Для этого они попытались доказать, что зачатки морали и культуры присутствуют уже у животных.

  • Слайд 32

    У многих видов существуют следующие запреты: • запрет на убийство представителей своего вида. У человека также есть отчетливое ощущение «с воих» и «чужих», проявляющееся еще в раннем детстве; • запрет на неожиданное нападение сзади, без предупреждения.У человека этот запрет воплощается в разнообразных ритуальных действиях, приветствиях, самопрезентации и т.д.;

  • Слайд 33

    • у хищников действует запрет на применение смертоносного оружия в драке со своими. • запрет на убийство того, кто принял позу покорности. У человека подобные ограничения есть (например, правило «Лежачего не бьют».

  • Слайд 34

    Из приведенных выше фактов исследователи сделали диаметрально противоположные выводы. Так, социобиология, возникшая в 80 -е гг. XX в., заявляет, что в основе всех форм социального по ведения человека лежат врожденные структуры, присущие нам так же, как и другим представителям животного мира. В свою очередь, последователи марксизма отрицают такую тесную связь человека и животных, считая, что человек далеко ушел от животного мира, поэтому распространять его закономерности на человеческое поведение не имеет смысла

  • Слайд 35
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке