Содержание
-
Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с ОНР
-
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
-
Три вида мышления: Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами) Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учиться оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
-
2.Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) На основании наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
-
3. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников
-
Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста
Обобщение Сравнение Классификация Способность рассуждать. Установление причинно-следственных связей Понимание взаимозависимостей
-
Статистические данные развития мышления у детей с ОНР.
Наглядно – действенное сформировано на 50% Наглядно – образное – 60% Словесно – логическое – 45%
-
У детей данной категории вызывают затруднения следующие игры: « 4 – й лишний» «Назови одним словом» (обобщение) «Разрезные картинки» «Небылицы»
-
Игры, направленные на развитие наглядно – действенного мышления
Достань шарики. Взрослый показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины, на дне лежат шарики. «В воду упали шарики, их надо достать». Рядом лежат: Ложка, черпачок, вилка, палочка с колечком. Детям дается возможность попробовать все предметы и выбрать подходящий. При необходимости взрослый показывает действие с черпачком.
-
Классификация.
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
-
КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
-
Домашние, дикие животные и птицы
Попросите малыша найти изображение, какого либо животного, спросите, где живет, к какой из 5 сюжетных карточек её можно присоединить? Предложите ребенку собрать все цепочки из карточек.
-
Игры, развивающие наглядно – образное мышление
Нарисуй целое. Взрослый раздает карточки с разрезным контуром и просит нарисовать целую картинку. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого просит найти свою картинку и снова нарисовать.
-
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
-
Кто кем будет
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
-
Нелепицы
Предложить ребенку рисунки, в которых содержатся какие – нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросить ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросить как бывает на самом деле.
-
Дидактический материал для развития словесно – логического материала.
Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса. Предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое – либо понятие: Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. Назови слова, относящиеся к спорту. Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
-
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.
-
Говори наоборот
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
-
Упражнение на развитие скорости мышления.
Предложить ребенку поиграть в игру: взрослый начинает слово, а ребенок его заканчивает. Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.