Содержание
-
Эллинизм
IV - I вв. до н. э.
-
К концу IV в. до н. э. классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены (известного обитаемого мира). Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца - македонского царя Александра. Умерший совсем молодым (в 28 лет), Александр Македонский со своей армией покорил многие древние народы, дойдя вплоть до Индии и создав огромную империю. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. колоссальная монархия распалась на несколько областей, которыми управляли сподвижники завоевателя - диадохи.
-
После смерти Александра Македонского местные традиции в каждой области подражали общепризнанному эллинскому стилюи отражали: 1. идея величия мира. 2. лирика 3. драматические, конфликтные изображения. 4. смешение жанров
-
1. Идея величия мира. Стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов - одна из характерных черт искусства той эпохи. Александр Македонский называл себя Новым Гераклом и Новым Дионисом. Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос. Или всем известный Маяк у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос.
-
Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе на острове Родос в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света». Народ Родоса решил продать брошенные осадные орудия и построить статую бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был особо почитаемым божеством на острове: не имея места, посвящённого Гелиосу, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Высота статуи — 36 м.
-
12 лет трудился скульптор Харес, ученик Лисиппа, над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Колосс простоял шестьдесят пять лет. В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи (при соблюдении естественных пропорций человеческого тела это указывает на рост статуи в 200 футов или 60 м).
-
Седьмое чудо света - Александрийский маяк или Фарос Александрийский, огромный маяк, сооруженный у входа в бухту египетского города Александрия, на острове Фарос. Александрийский маяк построен в 299-279 г. до н. э.. Его высота составляла около 150 метров. В описаниях арабского путешественника, посетившего Александрию в XIII веке говорится, что верхняя башня была облицована мрамором. Ее восемь граней располагались по направлениям основных ветров. Башню маяка украшали статуи-флюгеры, расположенные по сторонам, и бронзовая скульптура царя морей Посейдона, венчающая ее купол. Свет маяка, многократно усиленный его же системой зеркал, достигал расстояния более шестидесяти километров и помогал мореплавателям ориентироваться в пространстве. Александрийский маяк был разрушен во время землетрясения в 1326 году.
-
-
Повсеместно строились и расцветали города, которые уже не следовали живописному принципу оформления старых акрополей. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы; площади украшали храмы, библиотеки, здания общественного назначения. Одним из самых красивых городов того времени был Пергам в Малой Азии (ныне Бергама в Турции).
-
Макет древнего Пергама.
-
Руины храма Траяна
-
Античный театр в Пергаме
-
Всемирную известность Пергаму принес его алтарь (II в. до н. э.). Терраса алтаря находилась почти на 25 метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превратился в самостоятельное архитектурное сооружение. Он был выстроен на высоком цоколе в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место с трех сторон.
-
-
Внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе — сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник. Снаружи ограду алтаря опоясывал грандиозный фриз с изображением битвы олимпийских богов с их соперниками гигантами за верховную власть.
-
Гиганты, частично утратившие человеческие формы, наделены мощными торсами и змеиными хвостами — ведь они сыновья богини земли Геи.
-
«Битва Афины с Алкионеем»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини. Афина схватила за волосы громадного крылатого гиганта Алкионея и легко отрывает его от матери-земли Геи. Лица гиганта и Геи полны муки физической и душевной.
-
Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.
-
То, что в IV в. до н. э. лишь намечалось у Скопаса как ломка классической идеальной системы, здесь достигает наивысшей точки. Искаженные болью лица, скорбные взгляды побежденных, неподдельное страдание — все это показано выразительно и правдиво.
-
После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже, где в 1954 г. для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. В 1958 г. алтарь, как и многое другое, жестом доброй воли Хрущева был возвращён Германии. При этом была достигнута договорённость, что гипсовая копия алтаря будет изготовлена специально для СССР. В 2002 г. данные слепки были переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академиив честь её 125-летнего юбилея. Специалисты именно этого института в свое время создали слепки. Копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица, под стеклянным куполом.
-
Ника Самофракийская (II в. до н. э.) — мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки в 1863 году французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. Ее установили в Лувре на верхней площадке мраморной лестницы Дару.
-
«Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья...» —так описала Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой.
-
2. Лирика - уход в личный духовный мир. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь.
-
Агесандр. Афродита из Мелоса (Милоса). «Венера Милосская»
-
фигура Демосфена работы скульптора Полиевкта. 280 г. до н. э.
-
ЕВТИДЕМ I (235—200 до н. э.), третий царь греко-бактрийского царства.
-
Портрет Антиоха III.
-
3. Драматические, конфликтные изображения.
-
Агесандр, Афинодор, Полидор «Лаокоон и его сыновья»
-
Пергамская скульптура: «Умирающий галл»
-
Дары Аттала. Группа «Галл, убивший свою жену и убивающий себя». Римская мраморная копия утраченного бронзового оригинала 230 г. до н. э.
-
4. Смешение жанров
-
Афродита и пан (около 100 г. до н. э.). Козлоногий бог Пан, сын Гермеса, пытается ухаживать за прекрасной богиней. Шалун Эрот, бог любви, представленный в полете, хватает его за рога, предупреждая о том, что он забыл меру. Однако Афродита и сама отбивается от уродливого поклонника, замахиваясь на него сандалией. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства — сюжетных композиций, темы которых основаны па впечатлениях обыденной жизни.
-
Декоративно-прикладное искусство
-
КАМЕ́Я — разновидность резных драгоценных или полудрагоценных камней с выпуклым, рельефным изображением. Такие камни в качестве миниатюрных украшений появились на рубеже IV—III вв. до н. э. Расцвет этого искусства относится к периоду эллинизма. Самые известные камеи происходят из эллинистической Александрии в Египте. Античные мастера умело использовали многослойность агата, сардоникса, обыгрывая контрасты цветовых слоев в нескольких рельефных планах. Для камеи особенно выгодны профильные изображения.
-
Камея Гонзага с изображением Птолемея Филадельфа и Арсинои. III в. до н. э. Знаменитая камея из трёхслойного сардоникса. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеейЭрмитажа. Представляет собой парный портрет эллинистических фараонов Египта.
-
Другая знаменитая камея "Камея Тиберия" или "Большая камея Франции" Вырезана в пятислойном сардониксе (Париж, Кабинет медалей). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи
-
Камея "Александр Македонский"Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.
-
Начало коллекции камей в Эрмитаже положила Екатерина II в 1764г. В письме к французскому просветителю Гримму она пишет: "Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова. К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью пишет своему доверенному корреспонденту: "Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи"
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.