Содержание
-
Этнос: подходы к определению
Волкова К.С. гр. 3101-42
-
Этнос (греч. — вид, порода) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другие.
-
В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Основные подходы к определению этничности: примордиалистский; конструктивистский; инструменталистский.
-
Примордиалистский подход
Название «примордиалистский» переводится как «врожденный». Основным тезисом данного подхода является положение о естественной, врожденной связи любого человека со своей этнической группой и соответствующей культурой.
-
Этничность – реально существующий феномен, само собой разумеющаяся данность бытия, имеющая объективную основу в природе и обществе. Это общность по крови, языку, обычаям, традициям, психическому складу людей.
-
В отечественной литературе этого взгляда придерживались Л. Гумилев, С. Широкогоров. Этничность с точки зрения примордиалистов – неотъемлемая психологическая часть «я», а любые изменения – неестественные, навязываемые человеку.
-
С точки зрения примордиалистов этнический конфликт неизбежно порождается этничностью и «в долгосрочной перспективе невозможно избежать возможных эксцессов из-за неудовлетворенного в своих притязаниях этнического национализма» .
-
В данном подходе этничность неизбежно конфликтогенна сама по себе, а этнонациональный конфликт отличается от всех других видов конфликтов. Соответственно, этнический конфликт – следствие этнических различий, поэтому не нуждается в специальном объяснении.
-
Недостатками примордиалистского подхода являются: представление об этничности как о чем-то жестко фиксированном, не подверженном изменениям; невозможность объяснить вариации межэтнических конфликтов, места возникновения. На основе примордиализма также невозможно объяснить мирное сосуществование этничностей. Положительным моментом является то, что в рамках данного подхода раскрывается роль психологических факторов этнического поведения.
-
Инструменталистский подход
В центре внимания инструменталистского подхода находятся не генетические или эмоциональные аспекты этнической идентичности, а ее рациональные аспекты и те функции, которые она выполняет в жизни общества.
-
То есть этничность воспринимается не как данность бытия, а как инструмент и вопрос рационального выбора, возникающий в динамике соперничества политических элит.
-
Группа людей институирует себя как этническая группа, потому что ее члены осознают, что им это выгодно. Акцент в рамках инструменталистского подхода делается на роли этничности как средства реализации потребностей.
-
Исходя из основных тезисов инструменталистского подхода, этнический конфликт понимается как лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия соперничающих сторон, которое скрывает проявление других конфликтов.
-
То есть этнический конфликт – это следствие межгрупповых различий и следствие межгруппового соперничества за обладание экономическими, политическими ресурсами, лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия соперничающих групп, которое камуфлирует в сфере политики проявление других конфликтов (экономических, политических, социальных).
-
Сама же по себе этничность не является причиной конфликтов. Эффективным способом спровоцировать конфликт на этнической почве можно, используя этнические стереотипы. Тогда они выступят инструментом этничности.
-
Слабым моментом инструменталистского подхода является недоучет социальной природы этнических идентичностей.
-
Конструктивистский подход
Ф. Барт, норвежский этнолог, первый предложил рассматривать в качестве самого главного критерия этничности границы группы, которыми она ограничивает себя от других подобных групп. Этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло, в результате чего образуется сложная организация общества.
-
Конструктивизм объединил в себе черты как примордиалистского, так и инструменталистского подходов. Сходством с примордиалистами является то, что конструктивисты поддерживают положение о том, что этнические признаки существуют реально. Отличие заключается в том, что каждый признак может быть сходен с другими типами социальных связей. Этническая идентификация подвижна.
-
Сходство с инструменталистским подходом состоит в том, что ключевая роль принадлежит политике. Сама по себе этничность конфликт не порождает.
-
Однако в отличие от инструменталистов конструктивисты полагают, что определенные конфликты могут порождаться патологическим состоянием социальной системы, которое не контролируется индивидами и элитами. И тогда источник конфликта не в этничности, а в социальной системе.
-
Выводы
Методологический анализ позволяет нащупать две ключевые категории, которыми пользуются теоретики примордиализма и конструктивизма для объяснения природы этнической консолидации – «привязанность» и «солидарность».
-
Первая объясняет этот феномен в эмоционально-чувственном плане, вторая – в рациональном. Такое разведение рождает стремление признать наличие примордиальных истоков этничности, но дополнить их признанием возможности для лидеров использовать эту основу для конструирования рационально организованных групп («солидарностей»).
-
Данный подход в западной литературе получил название «инструменталистского». Он сознательно проводится и рядом отечественных исследователей.
-
Список литературы:
Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2008. – 480 с. Понятие этничности. Подходы к определению этничности и этнических конфликтов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met119/tema6/Ex6.1.html, свободный (дата обращения: 16.01.13) Реферат. Нация: проблема определения и методология исследования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xreferat.ru/104/1642-3-naciya-problema-opredeleniya-i-metodologiya-issledovaniya.html, свободный (дата обращения: 16.01.13) Этнос. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%ED%EE%F1, свободный (дата обращения: 16.01.13)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.