Презентация на тему "Факторы риска, вызывающие стресс — стрессоры"

Презентация: Факторы риска, вызывающие стресс — стрессоры
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.09 Мб). Тема: "Факторы риска, вызывающие стресс — стрессоры". Содержит 23 слайда. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Факторы риска, вызывающие стресс — стрессоры
    Слайд 1

    Факторы риска, вызывающие стресс — стрессоры

    Теории факторов риска в здравоохранении тесно связаны теорией стресса и общего адаптационного синдрома (Г. Селье)

  • Слайд 2

    Факторы риска. и понятие «стрессор».

    Невозможно резко разграничить и тем более противопоставить понятие ФР. и понятие «стрессор». Стрессоры (от англ. stress - напряжение) ─ это факторы, оказывающие повреждающие воздействия на организм ─ это те же ФР здоровья, которые весьма разнообразны по природе, интенсивности, длительности, устранимости и пр. Часто в качестве стрессоров выделяют: неправильное питание, загрязненные продукты, вода, воздух, физическое, умственное или психические переутомление.

  • Слайд 3

    Это также интенсивное излучение электромагнитных и других геофизических полей, радиационное излучение, конфликтные ситуации в семье, в социальном коллективе, неожиданные сложные жизненные коллизии, перенесенные или переносимые инфекционные и неинфекционные заболевания, наркотики, алкоголь, лекарственные препараты, токсические наркотикоподобных веществ и пр

  • Слайд 4

    Термин «стресс»

    В XVII веке Р. Гук ввел для характеристики тех-огенных объектов, испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей термин «стресс». Понятие «стресс» (по Г. Селье) включает в себя предст-авления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, соци-ально-психологические) и с сопротивлением (резистентностью). Различные стрессоров они вызывают 2 вида реакций: специфические, связанные с качеством действующего фактора, и неспецифические, общие при действии различных стрессоров, т.е. с одной стороны, выявляется полом, повреждение, а с другой ─ как реакция на повреждение.

  • Слайд 5

    Это «напряжение», которое включает защитно-компенсаторные механизмы, стереотипно неспецифичны. Совокупность характерных, стереотипных общих ответных реакций организма на действие раздражителей самой различной природы Г. Селье обозначил как «стресс» или «общий адаптационный синдром» (ОАС).

  • Слайд 6

    ОАС (стресс)

    Принято считать, что ОАС (стресс) в своем развитии проходит три стадии: первая стадия - «реакция тревоги», вторая – стадия резистентности, третья стадия - стадия истощения. Концепция Г. Селье имеет общебиологическое значение, так как диктует необходимость перестроить линейное мышление в биологии и в здравоохранении на вероятностное, нелинейное мышление.

  • Слайд 7

    В этом случае, более понятным становится содержание понятий «социальная патология», «психическая патология», «болезни цивилизации». В этой связи в медицине давно высказываемая мысль о неврозах как своеобразном адаптационном «уходе» в условиях социальной дезадаптации. Принято считать, что ОАС имеет, прежде всего, защитный характер и направлен на приспособление организма к новым условиям, на выравнивание тех изменений, которые вызваны действующим фактором.

  • Слайд 8

    Однако в ряде случаев ответная реакция организма может оказаться неадекватной условиям, ее вызывающим. Она может оказаться более сильной, чем нужно, ослабленной или извращенной, и тогда эта реакция может стать причиной последующих патологических изменений в организме. Г. Селье назвал «болезнями адаптации», или дистрессом, те случаи ответных реакций организма, когда они могут оказаться неадекватными условиям, их вызывающим.

  • Слайд 9

    Отметим, что длительное нахождение организма в состоянии «стресса» или относительно короткое, но частое стрессирование приводит к формированию стойких нарушений обмена веществ в том или ином органе, является основой, на которой: повышается восприимчивость организма к инфекционным и простудным заболеваниям как следствие снижения уровня защитных сил организма.

  • Слайд 10

    Снижается уровень социальной активности че-ловека, его работоспособность и адекватность поведения, впоследствии могут развиваться различные неинфекционные и психические заболевания, может резко повыситься вероятность проявления наследственного заболевания; В настоящее время доказано, что многие из широко распространенных заболеваний - как раз и есть болезни стресса.

  • Слайд 11

    К ним относят заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, печени, почек, целый ряд гормональных расстройств (особенно поджелудочной и половых желез), некоторые формы психических нарушений, онкологические заболевания, нарушения иммунореактивности и аллергические болезни, многие формы импотенции у мужчин, алкоголизм, наркомании, токсикомании и другие.

  • Слайд 12

    В периоды эпидемий гриппа или острых респираторных вирусных инфекций меньше болеют те, кто не испытывают в это время дополнительных жизненных потрясений. В организме таких людей все обменные процессы сбалансированы, защитные системы обеспечены пластическими, энергетическими и биоинформационными ресурсами. Известный отечественный терапевт Г.Ф. Ланга (1950) выделял «болезней регуляции» и связывал их с действием внешних повреждающих факторов и в первую очередь «задержанных отрицательных эмоций».

  • Слайд 13

    М. Баевский различал 4 варианта функционального состояния человека: удовлетворительная адаптация к условиям среды; напряжение механизмов адаптации; недостаточная, неудовлетворительная адаптация; срыв адаптации

  • Слайд 14

    В концепции ОАС важным представляется ноосферный характер гигиенических требований к экосфере Человека, ибо они отражают преставление об ограниченном диапазоне приспособительных реакций человеческого организма, признание неспособности нормальной жизнедеятельности у новорожденных, детей раннего возраста, стариков и др. групп лиц в неадекватных условиях среды обитания. Уровень физиологической адаптации варьирует даже в пределах одной возрастной группы, так же как способность компенсировать внешние воздействия путем включения резервных функций.

  • Слайд 15

    Концепция ОАС, убедительно показывает ограниченность физиологической адаптации организма человека даже при применении лекарственных или иных средств ее стимулирования, ограниченность которая на популяционном уровне проявляется повышенным риском заболеваемости (смертности) и обращает внимание на необходимость проектирования искусственной среды

  • Слайд 16

    Характер ОАС относительно независим от вызвавших его ФР [1]. В России растет число разных ФР (социа-льных, психологических, физических), ─ приводит к резкому увеличению числа психических и психосомати-ческих заболеваний, снижению продолжительности жиз-ни, адаптивных функций человека, а также иммунитета в целом. Наиболее значимыми ФР были признаны проблемы, имеющие связь с работой (угроза потери работы, потеря работы, переход на другую работу). [1] Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Особенности стресс факторов в развития пограничных состояний. – Путь доступа http://www. auditorium.ru.- Проверено 07.11.2006.

  • Слайд 17

    Довольно значимым оказались ФР, связанные с потерей близкого человека (смерть брата на войне, гибель любимого в автокатастрофе, потеря мужа, жены, сына и т.д.). Значимыми стали стрессоры, обусловленные семейными конфликтами (разводы, хронические конфликты, физическое и сексуальное насилие); с чувством неполноценности и потери своего "Я", стрессовые факторы, которые связаны со страхом внезапной смерти и пленения.

  • Слайд 18

    Можно рассматривать образ жизни как стрессирующий фактор, как фактор совокупной вредности цивилизации, как-то: 1. Трудовая деятельность и условия труда. 2. Хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.). 3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой. 4. Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками). 5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи. 6. Формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса. 7. Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

  • Слайд 19

    Оценка стимула

    При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер ФР, если возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей.

  • Слайд 20

    Субъективное отношение к стимулу зависит от неповторимого индивидуального опыта и психического состояния и определяет индивидуальную значимость стрессора. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия) и психические стрессоры

  • Слайд 21

    Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения. В реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций.

  • Слайд 22

    Теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации исходит из того, что современная цивилизация вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспособился, - возникает дисгармония ритмов природной жизни человека и ритмов, создаваемых новым образом жизни цивилизованного общества. В этом контексте теория «болезней цивилизации» может быть включена в стратегию и тактику развитие цивилизации на основе концепции «ноосферогенеза».

  • Слайд 23
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке