Содержание
-
Философия, её смысл, функции и роль в обществе
-
Философской душе свойственно любить мудрость и восхищаться мудрецами. Плутарх Наука о добре и зле составляет предмет философии. Сенека Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания. Тот же, кто бросает обучение, - тот зверь. Сюнь-цзы
-
План темы:
Сущность понятия «философия». Предмет философии. Основные задачи философии. Структура философского знания и функции философии. Основной вопрос философии.
-
1. Сущность понятия «философия». Предмет философии.
Философия(от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) — наиболее общая наука (теория), одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
-
Слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагорпо отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни.
-
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона.
-
Возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено: 1) накоплением знаний; 2) неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.
-
Предмет философии: место человека в мире, соотношение мира и человека, смысл краткого пребывания человека в бесконечном мире (изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека).
-
2. Основные задачи философии
Философия – фундаментальная дисциплина. Методологическая роль философии: свод правил и нормативов познания и деятельности. Ф. выполняет роль мировоззрения. Ф. анализирует связь части и целого, человеческого существования и мира в целом рациональными, логическими, понятийными средствами.
-
3. Структура философского знания и функции философии
Структура (разделы) философии: Онтология – учение о бытии. Гносеология – теория познания. Праксиология – учение о практической деятельности человека. Аксиология – теория ценностей. Этика – учение о нравственном поведении человека. Эстетика – учение о прекрасном. Философская антропология – учение о человеке.
-
Функции философии:
мировоззренческая методологическая мыслительно-теоретическая гносеологическая критическая аксиологическая социальная воспитательно-гуманитарная прогностическая
-
Мировоззренческая – ф. способствует формированию целостности картины мира и представлений о нем. Методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно - теоретическая – ф. учит мыслить и теоретизировать. Гносеологическая - познавательная.
-
Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания. Аксиологическая – учит оценке вещей, явлений с точки зрения ценностей. Социальная – объясняет обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы общества.
-
Воспитательно-гуманитарная – стремление привить гуманистические ценности и идеалы человеку и обществу, способствует укреплению морали. Прогностическая – на основе существующих знаний спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов.
-
4. Основной вопрос философии
Термин «Основной вопрос философии» ввел Ф.Энгельс в 1886 г. Основная проблема философии: отношение мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи: 1) Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило названиеидеализма; 2) Философы, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма.
-
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса в проблеме что первично: материя или сознание? Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или не познаваем мир, что первично в процессе познания?
-
Философия – это…
-
Домашнее задание:
Материал лекции. Новые термины – наизусть. Сформулируйте свои аргументы «за» или «против» философии, защитите свою позицию.
-
Интернет-ресурсы:
http://quote.koreiz.ru/category/phylosophy/ http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_raphael.htm http://www.bibliofil.info/ http://www.cultradio.ru/doc.html?id=35226&cid=44 http://potupa.iatp.by/Philosophy.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.