Содержание
-
Финансовая политика компании
Тема: Политика управления оборотными активами компании к.э.н. доц. Громова Елена ивановна
-
Тема «Политика управления оборотными активами»
1. Оборотные активы компании: характеристика и состав. 2. Алгоритм разработки политики управления оборотными активами. 3. Алгоритм разработки политики управления дебиторской задолженностью. 4. Алгоритм разработки политики управления денежными активами компании. 5. Алгоритм разработки политики управления запасами.
-
1. Оборотные активы компании: характеристика и состав.
Понятие Факторы Классификация
-
Оборотные активы – совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный оборот. Состав оборотных активов – совокупность образующих их элементов. Структура оборотных активов – удельный вес каждого элемента оборотных активов в их общем cоставе.
-
Факторы влияния на состав и структуру оборотных активов:
производственные; особенности закупок материальные ресурсов; формы расчетов с поставщиками и покупателями товаров; спрос на продукцию компании.
-
Классификация оборотных активов
Критерии классификации оборотных активов: характер источников финансирования; виды; функциональная роль в процессе производства; практика контроля, планирования и управления; период функционирования; степень ликвидности.
-
Состав оборотных активов по характеру источников финансирования
Валовые оборотные активы – общий объем оборотных активов, сформированный за счет собственного и заемного капитала. Чистые оборотные активы (чистый рабочий капитал) – часть оборотных активов, сформированных за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Собственные оборотные активы –часть оборотных активов, сформированных за счет собственного капитала.
-
Состав оборотных активов компании по видам
-
Состав оборотных активов в зависимости от функциональной роли в процессе производства
оборотные активы, обслуживающие производственный цикл компании оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл компании
-
Дифференциация активов в зависимости от практики контроля и нормирования
-
Оборотные активы по периоду функционирования оборотных активов
постоянная часть оборотных активов – неизменяющаяся часть оборотных активов, не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности компании переменная часть оборотных активов –меняющаяся часть оборотных активов, зависит от сезонного роста объема производства и реализации продукции.
-
Оборотные активы по степени ликвидности
абсолютно ликвидные оборотные активы; быстро реализуемые оборотные активы; медленно реализуемые оборотные активы; неликвидные оборотные активы
-
Алгоритм разработки политики управления оборотными активами.
Политика управления оборотными активами - формирование необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизация структуры источников их финансирования.
-
Алгоритм процесса разработки политики управления оборотными активами
Анализ оборотных активов компании в предшествующем периоде; Определение оптимального объема оборотных активов; Определение источников финансирования оборотных активов
-
1. Анализ оборотных активов компании в предшествующем периоде
Определение динамики общего объема оборотных активов компании Определение динамики состава оборотных активов компании в разрезе основных их видов. (результат – оценка ликвидности) Изучение оборачиваемости отдельных видов оборотных активов и общей их суммы (коэффициенты оборачиваемости и период оборота оборотных активов) Определение рентабельности оборотных активов и оценка факторов, ее определяющих
-
2. Определение оптимального объема оборотных активов2.
Цель оптимизации объема оборотных активов : обеспечение заданного уровня соотношения эффективности использования оборотных активов и риска.
-
2. Выбор подходов к формированию оборотных активов компании
Критерий формирования ОА – величина оборотных активов по отношению к операционной деятельности, уровень создания резерва оборотных активов. Подходы к формированию оборотных активов компании: консервативный умеренный агрессивный
-
Выбор подходов к формированию оборотных активов компании
Умеренный подход: создание нормального размера резервов оборотных активов. Преимущества: обеспечивает среднее соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов
-
Консервативный подход: создание значительного размера резервов оборотных активов. Преимущества: минимизация операционных и финансовых рисков. Недостатки : замедление показателей оборачиваемости и снижение показателей рентабельности
-
Агрессивный подход: создание минимальных размеров резервов оборотных активов. Преимущества: наиболее высокий уровень эффективности использования оборотных активов, НО при отсутствии сбоев в операционной деятельности. Недостатки : существенные финансовые потери в случае сбоев в операционной деятельности (сокращение объемов производства, реализации продукции).
-
3 Определение источников финансирования оборотных активов
-
Подходы к финансированию оборотных активов
Консервативный подход – переменная часть оборотных активов покрывается долгосрочными пассивами, а постоянная – собственными средствами. Агрессивный подход состоит в использовании краткосрочной задолженности для покрытия в полном объеме переменной части оборотных активов. Умеренный подход предполагает сочетание риска и доходности с целью максимизации рыночной оценки компании.
-
3. Алгоритм разработки политики управления дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью - оптимизация общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
-
Понятие дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность – это сумма задолженности в пользу компании, представленная финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги. Факторы, определяющие размер дебиторской задолженности: общий объем продаж и доля в реализации на условиях последующей оплаты; жесткость системы взыскания дебиторской задолженности; платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние отраслей, к которым они относятся; качество анализа дебиторской задолженностью.
-
Основными проблемы, с которыми сталкиваются компании при возникновении дебиторской задолженности: отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств, в том числе о величине затрат, связанных с изменением размера дебиторской задолженности и времени ее инкассации; отсутствие контроля просроченной и сомнительной задолженности; распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о предоставлении кредита.
-
Бухгалтер по учету дебиторов Финансовый менеджер Менеджер по продажам Юридический отдел Финансовый директор Главный бухгалтер Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами:
-
Распределение функций : Бухгалтер по учету дебиторов и кредиторов ежедневно регистрирует поступающие платежи, проверяет работу базы данных на предмет начисления штрафов и пеней. Основные документы : "Отчет о списании дебиторской задолженности" "Реестр старения дебиторской задолженности«; "Уведомлением о нарушении срока оплаты и сумме начисляемых пеней«. 2. Финансовый менеджер ежемесячно ранжирует клиентов по установленному алгоритму. При изменении статуса клиента (и соответственно условий отгрузки и оплаты) финансовый менеджер направляет менеджеру по продажам "Оповещение об изменении статуса клиента" и при необходимости "Распоряжение о прекращении отгрузок данному клиенту". 3. Менеджер по продажам уведомляет клиента об изменении условий в рамках договора, напоминает о необходимости оплаты, проводит с ним встречи и переговоры, предлагает схемы погашения долга (график погашения, взаимозачет, оплата векселем). Составление акта сверки (в двух кземплярах).
-
Юридический отдел в случае неудачного завершения переговоров с клиентом на основании заявления менеджера по продажам направляет должнику письмо с просьбой вернуть задолженность (заказное с уведомлением) и претензию. Финансовый директор в случае, если выполнение этих процедур не приводит к погашению долга, принимает решение либо продать дебиторскую задолженность, либо заключить договоры цессии, факторинга, или же обращается в суд. Главный бухгалтер несет ответственность за проведение инвентаризации дебиторской задолженности, формирование резервов по сомнительным долгам и документальное оформление списания безнадежных долгов с баланса организации.
-
Алгоритм политики управления дебиторской задолженностью
анализ дебиторской задолженности компании в предшествующем периоде; определение взаимоотношений с покупателями продукции; выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности; контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности
-
1. Анализ дебиторской задолженности компаниив предшествующем периоде
оценка состояния дебиторской задолженности компании; оценка состава и структуры дебиторской задолженности компании; формирование аналитической информации для прогноза.
-
2. Определение взаимоотношений с покупателями продукции
Виды скидок: скидка за оборот; скидка за количество или серийность; дилерские скидки; специальные скидки; Предоставление скидок целесообразно: скидки приводят к расширению продаж и увеличению общей прибыли от реализации данной продукции при условии высокой доли постоянных затрат и высокой эластичности товара; система скидок обеспечивает приток денежных средств в условиях их дефицита; система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
-
Аванс или предварительная оплата – формы коммерческого кредита, предоставляемого покупателям. Покупатель оплачивает приобретенный товар (либо какую-то часть) ранее срока его доставки (поставщик получает аванс (или предварительную оплату).
-
Средства поддержки и реализации выбранной кредитной политики : ведение реестра старения дебиторской задолженности анализ оборачиваемости этой задолженности ; формирование кредитного рейтинга клиентов, выработка критериев предоставления кредитов; бюджетирование поступлений денежных средств; введение в систему расчета оплаты менеджеров, связанных с оплатой реализованных товаров .
-
-
Для оценки кредитной истории клиентов можно выделить несколько основных показателей: общее время работы с данным покупателям; среднемесячный объем продаж, приходящийся на данного покупателя (АВС-анализ); показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному покупателю; объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности; неформальная оценка значимости клиента с работающим с ним менеджером.
-
Дебиторы с учетом общей оценки группируются по степени их надежности:
-
3. Выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности
Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности: факторинг учет векселей
-
4. Контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженностью
Приемы контроля дебиторской задолженности: метод АВС лимитирование дебиторской задолженности; анализ дебиторской задолженности по видам продукции; метод первичной отчетности; метод периодических сверок с покупателями ; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; связь системы управления дебиторской задолженностью с системой оплаты труда менеджеров
-
-
Таблица Оценка эффективности методов воздействия при возврате задолженности
-
4. Алгоритм разработки политики управления денежными средствами компании
Денежные средства компании Эквиваленты денежных средств Денежные потоки Денежные потоки - совокупность поступлений и выплат денежных средств в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.
-
4. Алгоритм разработки политики управления денежными активами компании
Управление денежными активами компании включает анализ движения денежных средств в предшествующем периоде; определение минимально необходимой потребности в денежных активах; определение оптимального остатка денежных активов компании; регулирование среднего остатка денежных средств.
-
Анализ движения денежных средств в предшествующем периоде
Основные направления анализа движения денежных средств: анализ стабильности денежных средств; анализ достаточности денежных средств для погашения обязательств. Цель анализа движения денежных средств определение причин дефицита (избытка) денежных средств, источников их поступления и направлений расходования для контроля платежеспособности компании.
-
Выводы по результатам анализа движения денежных средств: объем, источники получения денежных средств, основные направления их расходования; способность компании в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое превышение; способность компании расплатиться по своим текущим обязательствам; достаточность прибыли для удовлетворения текущей потребности в денежных средствах; достаточность денежных средств предприятия для инвестиционной деятельности; отличие между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.
-
Анализ потока денежных средств : анализ потока денежных средств по основной деятельности; анализ потока денежных средств по инвестиционной деятельности; анализ потока денежных средств по финансовой деятельности
-
Основные направления притоков и оттоков денежных средств по основной деятельности
-
Основные направления притоков и оттоков денежных средств по инвестиционной деятельности
-
Основные направления притоков и оттоков денежных средств по финансовой деятельности
-
Анализ движения денежных средств в предшествующем периоде
Абсолютные показатели денежного потока компании: поступления (приток) денежных средств; расходы или платежи (отток) денежных средств; чистый денежный поток; денежный поток по трем сферам деятельности Компании; наличие денежных средств на счете Компании.
-
Относительные показатели денежного потока компании: рентабельность на основе денежного потока; коэффициент самофинансирования; коэффициент обслуживания долга; срок окупаемости инвестиций; экономически добавленная стоимость
-
Определение минимально необходимой потребности в денежных активах
где ДСmin– минимально необходимая потребность в денежных средствах для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности в пред- стоящем периоде; ПОпл– предполагаемый объем платежного оборота по текущим операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств компании); ОБ – оборачиваемость денежных средств (в разах) в аналогичном по сроку отчетном периоде.
-
где ДСкп– остаток денежных средств на конец отчетного периода; ПОпл– предполагаемый объем платежного оборота по текущим операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств компании); ПОф– фактический объем платежного оборота по текущим финансово–хозяйственным операциям в отчетном периоде. ОБ – оборачиваемость денежных средств (в разах) в аналогичном по сроку отчетном периоде.
-
Определение оптимального остатка денежных активов компании
Модели для определения оптимального остатка денежных активов компании: модель Баумоля; модель Миллера–Орра; модель Стоуна.
-
Модель Баумоля определяет оптимальный остаток денежных средств в составе оборотного капитала. Исходные положения модели Баумоля: постоянство потока расходования денежных средств; хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных финансовых вложений; изменение остатка денежных активов от их максимума до минимума, равного нулю.
-
Формирование и расходование остатка денежных средств в составе оборотного капитала в соответствии с моделью Баумоля.
-
Математический алгоритм расчета максимального (оптимального) и среднего размеров остатка денежных средств в составе оборотного капитала (минимальный остаток денежных средств считается нулевым) в соответствии с моделью Баумоля имеет следующий вид:
-
Схема формирования оптимального размера остатка денежных средств в составе оборотного капитала в соответствии с моделью Баумоля.
Математический алгоритм расчета максимального ( оптимального) и среднего размеров остатка денежных средств в составе оборотного капитала (минимальный остаток денежных средств считается нулевым) в соответствии с моделью Баумоля:
-
где ДСmax– оптимальный остаток денежных средств в планируемом периоде; Pk– средняя сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями; Oда– общий расход денежных активов в предстоящем периоде; СПкфа– уровень потери альтернативных доходов при хранении денежных средств (средняя ставка процента по краткосрочным финансовым вложениям) в анализируемом периоде, выраженный десятичной дробью. ДСср– средний размер остатка денежных активов предприятия.
-
Модель Миллера–Оррапредставляет собой более сложный алгоритм определения оптимального размера остатков денежных активов. Исходные положения этой модели предусматривают наличие определенного размера страхового запаса и определенную неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов. Минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный – на уровне трехкратного размера страхового остатка
-
-
-
Регулирование среднего остатка денежных средств
Причины дефицита денежных средств: Внутренние уменьшение объема продаж недостатки в системе управления финансами Внешние кризис неплатежей; неденежные формы расчетов; рост цен на энергоносители; давление налогового законодательства; высокая стоимость заемных средств; Др.
-
Цель регулирования среднего остатка денежных средств обеспечение постоянной платежеспособности Компании, уменьшение расчетной, максимальной и средней потребности в остатках денежных активов. Существуют различные формы оперативного регулирования среднего остатка денежных активов, обеспечивающие как увеличение, так и снижение его размера.
-
Формы регулирования среднего остатка денежных активов компании
Формы регулирования среднего остатка денежных активов компании: корректировка потока предстоящих платежей; сокращение расчетов наличными денежными средствами; открытие кредитной линии в банке; ускорение инкассации дебиторской задолженности.
-
Формы ускорения дебиторской задолженности
приемы контроля дебиторской задолженности: метод АВС лимитирование дебиторской задолженности; анализ дебиторской задолженности по видам продукции; метод первичной отчетности; метод периодических сверок с покупателями ; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; связь системы управления дебиторской задолженностью с системой оплаты труда менеджеров.
-
5. Алгоритм политики управления запасами
Запасы Алгоритм политики управления запасами: анализ запасов в предшествующем периоде; оптимизация запасов; контроль за движением запасов.
-
Анализ запасов в предшествующем периоде
Цель анализа запасов в предшествующем периоде – определить уровень обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценить эффективность их использования. Факторы, учитываемые при анализе запасов: политика поставщиков в отношении поставок материальных ценностей; допустимые пределы, в которых могут колебаться запасы; возможность и объем закупок сверх нормальных потребностей при повышении цен или дефиците материальных ценностей; степень устаревания и порчи материальных ценностей в период длительного хранения.
-
Анализ запасов в предшествующем периоде : анализ показателей общей суммы запасов ( темпы их динамики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п. ) оценка структуры запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров. оценка эффективности использования различных видов и групп запасов и их объема в целом (показатели оборачиваемости) оценка объема и структуры текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
-
Оптимизация запасов
Определение целей формирования запасов. Оптимизация запасов осуществляется по разным видам запасов на основе применения различных моделей и систем управления запасами. Основные инструменты оптимизации управления запасами: модели оптимального размера заказа и оптимальной партии продукции.
-
Модели оптимизации запасов Формула оптимального размера заказа или формула экономичного размера заказа (Economicorderquantity – EOQ); Статистическое управление запасами (statistical inventory control - SIC) Модель производства оптимальной партии продукции (Economicbatchquantity– EBQ); Определение запасов, распределенных по производственной линии (just –in-time - JIT ); Система планирования производственного процесса (material requirement planing MRP)
-
Оптимальный размер заказа – это математически рассчитанный размер заказа, который позволяет добиться оптимального соотношения между затратами на хранение запасов и затратами на подготовку и выполнение заказа.Эта модель основана на определении минимального уровня складского запаса, по достижении которого формируется заказ на пополнение.
-
Формула оптимального размера заказа или формула экономичного размера заказа (Economicorderquantity – EOQ), позволяет минимизировать суммарные затраты на размещение заказа и хранение материала на складе: где С0– затраты на выполнение одного заказа, руб.; А – потребность в заказываемом продукте в течение данного периода, шт; Сn– цена единицы продукции, хранимой на складе, руб. i– доля от цены , приходящейся на затраты по хранению.
-
Контроль за движением запасов
Формы контроля за движением запасов: метод АВС; XYZ – анализ; комбинация метода АВС и XYZ – анализа.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.