Содержание
-
Фонтаны Петергофа.
-
Большой каскад
-
Французский фонтан
-
Фонтан «Чаша»
-
Фонтан «Адам» и «Ева»
-
Фонтан «Колоннада»
-
Фонтан «Солнце»
-
Фонтан «Золотая гора»
-
«Менажерный» фонтан
-
Римский фонтан
-
Фонтан «Тритон»
-
-
-
Фонтан «Тритон с водяным колоколом»
-
Фонтан-каскад «Шахматная гора»
-
-
-
Фонтаны-шутихи
«Стол с брызганием» «Скамейка» или «Диванчик»
-
«Дубок» «Ёлочки»
-
«Фаворитный» «Фаворитный»
-
«Дубок» или «Зонтик»
-
Фонтаны «Адам» и «Ева».
Архитектурное оформление фонтанов простое: каждый из бассейнов, сложенных из тёсаного профилированного гранита, представляет собой в плане правильный восьмиугольник с шириной диагонали 17 м. В центре на высоком постаменте установлена скульптура, обрамлённая кругом из шестнадцати чуть наклонных сильных и высоких струй высотой 7 м. Фонтаны отличаются многоводностью и красотой лаконичного рисунка водного потока. Водомёты фонтанов устроены таким образом, что вода, высоко поднявшись, не распыляется, а распадается на крупные капли; их падение в бассейн заметно ещё издалека.
-
Автор скульптур, венецианский ваятель Джованни Бонацца, получил заказ на изготовление от русского дипломатического представителя в Италии С.Л. Рагузинского, действовавшего по поручению Петра I. Вероятно, первоначальный заказ предполагал изготовление копий со знаменитых статуй Адама и Евы, украшающие Дворец дожей, работы ренессансного скульптора XV века А. Рицци. Однако Дж. Бонацца, сохранив общую композицию и позы статуй, иначе трактовал детали, наполнив пластические формы барочными веяниями. Сочетание двух стилистических начал определило творческую удачу скульптора: Рагузинский писал Петру I, что даже «в славной Версалии мало таких видели». В 1718 скульптуры были готовы и доставлены в Петергоф. Первое время они размещались на постаментах в качестве парковых скульптур в центре площадок, где позже заложили фонтаны. В октябре 1722, когда завершились работы по обустройству бассейна фонтана, построенного по проекту Николо Микетти, скульптура Адама заняла своё нынешнее место. С обустройством «Евы» Пётр не спешил; фонтан заработал осенью 1726, уже в царствование Екатерины I. Бассейн «Евы» строился под руководством архитектора Н. Усова. Символика фонтанов с самого начала трактовалась просто: библейские Адам и Ева, прародители рода человеческого, — это аллегории Петра I и Екатерины, первых императора и императрицы, прародителей Российской империи.
-
Такая аллегорическая трактовка получила развитие во времена правления Екатерины I; недаром второй фонтан был построен по её распоряжению. Фонтаны «Адам» и «Ева» — единственные в Петергофе, сохранившие своё изначальное скульптурное убранство; они не менялись на протяжении почти трёх веков. Композицию площадок у фонтанов дополняют трельяжные беседки. Деревянные беседки появились здесь ещё до того, как заработали сами фонтаны; в разные годы число их менялось, изменялся также и внешний вид. Нынешние, воссозданные в 1970-х у «Адама» и в 2000 у «Евы», восходят к тем, что были установлены здесь в начале XIX века по чертежам Ф. Броуэра.
-
Римские фонтаны.
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В 1763 году под руководством Растрелли фонтаны были возведены заново и установлены на каменные постаменты. Деревянные части выкрашены под мрамор. В 1798-80 гг. обветшавшие «Римские фонтаны» перестраиваются из кирпича и гранита с мраморной облицовкой. Украшения из дерева заменены на свинцовые. Высота фонтанов более 10 метров.
-
Фонтан «Солнце».
Фонтан «Солнце» был построен в 1721 — 1724 годах под руководством архитектора Н. Микетти. Двадцать струй били вокруг центральной колонны. Фонтан находится в центре довольно большого прямоугольного водоёма, где в XVIII веке содержались осетры и плавали лебеди и утки. В конце века архитектор Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Тогда же в водоём было помещено колесо, приводимое в движение водой. Колесо вращает колонну, на вершине которой расположены диски со 187 отверстиями, из которых выливаются струи, делающие фонтан похожим на солнце с множеством лучей. В основании фонтана находятся фигуры дельфинов. Во время Великой Отечественной войны фонтан был полностью разрушен и восстановлен лишь в 1956 году.
-
Фонтан «Китовый».
Водоем, в котором находится фонтан, проектировал Микетти по замыслу Петра, желавшего повторить версальский фонтан «Нептун» и устроить на склоне искусственную гору «Парнас». Однако водоем, вырытый и окруженный дамбой в 1724—1727 годах под наблюдением В. Туволкова, простоял без декора шестнадцать лет. Только в 1739—1740 годах Песочный, или Стерляжий, пруд — так называли водоем — по проекту И. Бланка и И. Давыдова декорировали исполненными по модели К. Оснера большими скульптурами «с вододействием из рта и головы». В центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным.
-
Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана еще более живописный характер. В 1800 году, после того как убрали обветшавшие деревянные фигуры, фонтан стал менажерного типа. В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. Сейчас на струе из фонтана держится и вращается металлический шар.
-
Фонтан «Пирамида».
Находится в Восточной части Нижнего парка Петергофа. Вопреки ансамблевой Петергофской традиции, расположен обособленно, в стороне от парадных ансамблей, на отдельной Пирамидной аллее. Является одним из старейших и красивейших памятников Столицы Фонтанов. Еще 20 августа 1725 года камерюнкер герцога Голштинского Ф. Бергхольц писал: «Подобнаго большаго и красиваго водомета нет, может быть, нигде». Фонтан …образует занятную пирамиду" — признал и менее восторженный О. Де Ла Мотре (1726 г).Фонтан «Пирамида» возник ещё при Петре I, по инициативе самого императора, тогда же получил своё название в честь необычной формы, во многом взятой с Версальского «обелиска» (1704-1705 годы Арх. Ж. Ардуан-Монсар).
-
Впервые фонтан упомянут в Петровском указе лета 1721 года : «Пирамиду водяную с малыми кашкадами, и к ней садить лес по чертежу кленовой, липовой, или ольховой, по месту смотря».Правда, главный петергофский архитектор Н. Микетти, которому было велено разработать проект фонтана, на первоначальном эскизе изобразил вовсе не пирамиду с четырёхгранным основанием, а фактически полную копию с Версальского трёхгранного «обелиска» (1704-05 годы, арх. Ж. Ардуан-Монсар).Однако Пётр (ещё в своём указе давший понять, что хочет иметь в своём приморском детище именно «Пирамиду»), что было справедливо, учитывая четырехугольную форму избранного для фонтана участка — своей рукой приписал: «делать по сей фигуре, а пирамида была б внизу на четыре уголка». Это и определило неповторимую форму фонтана.Работами руководил «архитектурии гейзель» М. Земцов, видное участие принимал фонтанный мастер П. Саулем.Строить начали осенью того же года и закончили три года спустя, к лету 1724 года. Тогда Петр пустил воду, но, осмотрев и опробовав в октябре фонтан, повелел Земцову «пирамиду переделать, а именно бассейн ниже сделать и один [четвёртый, заимствованный от Версальского „Обелиска“] уступ в кашкадах снять». С тех пор каскады и обретают ровно по 3 уступа.Работы, очевидно, были закончены уже после смерти Петра I, к лету 1725 года. Ф. Бергхольц, впервые увидевший фонтан 20 августа, говорит о нём как о вновь открывшемся.Однако и тогда облик фонтана был еще далёк от современного. Уже и в то время восьмиметровый столб воды наполнял кирпичный бассейн (11 x 11) и стекал каскадами по 3 ступеням (тогда — деревянным, покрытыми рольным свинцом).
-
Но ещё не было ни привычных мостиков через ров, ни величественной балюстрады — весь этот антураж будет впервые исполнен в дереве в 1739 году «архитектурным гейзелем» (помощником) Ф. Исаковым, разместившим по углам деревянные пирамидки со звёздами.Время шло. Менялась эпоха, один архитектурный стиль уступал место другому. Это сказалось и на планировке парка. Ко второй половине XVIII столетия регулярные «итальянские сады» с их четкой геометрической планировкой стали уходить в прошлое. Пришло время тенистых «английских» садов, с вековыми деревьями, извилистыми дорожками. И, хотя Нижний парк всегда считался парадным, это коснулось и его: шпалеры, да и аккуратно подстриженные деревца уступили место большим деревьям, и фонтан, казалось бы, совсем затерялся, обособился, что придает ему свою особую прелесть. Исчезли шпалеры, окружающие фонтан на манер лабиринта.До конца XVIII века облик фонтана остается без изменений, лишь в 1770 году последовал указ сделать мраморное ограждение и уступы. Проект исполнил В. Яковлев, но он был реализован лишь 30 лет спустя, 11 ноября 1799 года, когда Павел I издал указ «О построении Пирамидного фонтана из мрамора».Мраморная отделка спешно изготавливалась на Петергофской гранильной фабрике. Строительными работами руководил Броуэр, и полгода спустя, 6 июня 1800 года, они были закончены. Легкая, величественная и прекрасная балюстрада в стиле процветающего классицизма, пожалуй, не имеет аналогов, её можно сравнить лишь с воздушной Камероновой галереей в Пушкине.
-
Этот прекрасный, торжественный облик сохранился до наших дней. Фонтан представляет собой квадратный в плане (11 x 11 метров) бассейн, увенчанный мраморной балюстрадой, а посредине — 8-метровый столб, напоминающий пирамиду. В чём же её секрет? Вода ещё с петровских времён поступает по наклонной трубе из Пирамидного пруда в семь камер квадратной чугунной коробки, герметично закрытой бронзовой крышкой с отверстием до 505 форсунок. Высота струй каждой камеры регулируется клапанами. Так и образуется общий массив семиярусной пирамиды. Кстати, из всех парковых фонтанов это самый водоёмкий — в секунду уходит до двухсот литров воды. Сам водомёт находится на трёхступенчатом возвышении. Вода заполняет четырёхугольный бассейн и стекает четырьмя каскадами, каждый по пять ступенек, в неглубокий ров, по периметру опоясывающий весь ансамбль. С боков от каскадов расположены мраморные мостики, чтоб можно было подойти к самой балюстраде.Как и все петергофские памятники, первоначально задуманный лишь как памятник победы в одной (хоть и важной для России) конкретной войне, ныне он (наряду со всем Петергофом) является и памятником победы в Великой Отечественной. Изуродованный фашистами (причём не взорванный, а разбитый механически) и вновь возвращённый к жизни в 1953 году П. Лаврентьевым с сыновьями Павлом и Владимиром, а так же И. Смирновым, он по праву может носить звание обелиска в честь многовековой борьбы русского народа за независимость и неприкосновенность своего культурного достояния.
-
Фонтан «Сноп».
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются еще 24 наклонные, более тонкие струи.
-
Фонтаны-шутихи.
«Елочки» «Дубок» Создан фонтан для шуток над гостями парка. При прохождении гостей парка мимо фонтана, замаскированного под три елочки, внезапно включалась вода, и празднично одетые господа и дамы оказывались облитыми. Сейчас фонтан работает все время. Фонтан состоит из металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек. К дереву прикреплены металлические дубовые листья. Из полых трубок-ветвей дерева, из тюльпанов вырываются струи воды.
-
-
Фонтан-шутиха «Зонтик».
Создан фонтан для шуток над гостями парка. Усталые гости в праздничных нарядах усаживались на скамейку под крышей зонтика. Внезапно включалась подача воды, и гости оказывались перед перспективой выхода из фонтана исключительно сквозь водяную завесу. Сейчас фонтан работает все время, не вгоняя никого в недоумение.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.