Содержание
-
Формы расчётов в ВЭД
1. Инкассовая форма расчётов С каждым годом Россия все больше взаимодействует с внешними рынками, активно импортируя и экспортируя товары и услуги. А со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), количество внешнеторговых контрактов увеличится на порядок. Выбор формы расчётов является одним из ключевых элементов внешнеторговой сделки. 1
-
Только через точное определение той или иной формы расчётов достигается надлежащее исполнение финансовой части контракта, когда экспортёр в полной мере может рассчитывать на своевременное получение валютной выручки за проданный товар или предоставленную услугу, а импортёр чётко представляет свои обязательства по оплате и принятию товара. 2
-
При реализации ВЭД широкое применение имеет инкассовая форма расчётов, она особенно широко распространена на первоначальной стадии делового сотрудничества, поскольку позволяет получить хорошую гарантию выполнения сторонами обязательств по контракту. 3
-
Инкассо представляет собой банковскую операцию, где банк (взаимодействующие банки) от имени своего клиента (экспортёра/доверителя) обязуется получить в его пользу платёж или подтверждение платежа от импортёра против предоставления последнему финансовых или коммерческих документов. 4
-
Любые инкассовые расчёты регулируются Унифицированными правилами по инкассо, разработанными Международной торговой палатой. Различают чистое и документарное инкассо. 5
-
В первом случае, инкассирующий банк имеет дело только с финансовыми документами (векселями, долговыми расписками, чеками) для получения платежа от иностранного покупателя. Во втором, для инкассирования платежа банк получает от экспортёра и предоставляет импортёру самый широкий спектр товаросопроводительных документов, который может включать и финансовые документы. 6
-
Техника расчётов в форме инкассо состоит в следующем. По условиям контракта экспортёр отгружает товар покупателю и со специальной инкассовой инструкцией передаёт в банк предусмотренный договором комплект документов. Практика показывает, что обычно это бывает банк, где у экспортёра есть открытые счёта, но не обязательно. 7
-
Такой банк получает статус банка-ремитента . Банк-ремитент пересылает все документы в банк импортёра с поручением получить платёж с покупателя против выдачи ему данных документов (инкассовое поручение). Банк импортёра становится инкассирующим банком. Он извещает импортёра о поступлении документов и начинает их проверку. 8
-
Процесс проверки заключается в том, что банк тщательно сверяет весь пакет документов (по перечню в контракте) и проверяет их надлежащее составление. 9
-
Если банк подтверждает правильность документов, импортёр осуществляет оплату товара или акцептует вексель, выставленный на его имя. После этого он получает комплект документации и становится полноправным владельцем товара. 10
-
Наглядно схема документарного инкассо может быть отражена следующим образом: 11
-
1.1. экспортёр и импортёр заключают контракт купли-продажи.1.2. экспортёр производит отгрузку товара и, после получения транспортных документов от перевозчика, передаёт все коммерческие, финансовые документы и инкассовую инструкцию в банк-реминтент. 1.3. Банк-ремитент передаёт документы со своим инкассовым поручением в инкассирующий банк. 12
-
1.4. Инкассирующий банк информирует импортёра о прибытии документов и начинает их проверку.1.5. импортёр осуществляет платёж или акцептует вексель (тратту) против получения документов и становится собственником товара.1.6. Инкассирующий банк переводит сумму платежа банку-ремитенту.1.7. Банк-ремитент зачисляет платёж на счёт экспортёра. 13
-
Операции по чистому инкассо выглядят следующим образом: 14
-
2.1. экспортёр и импортёр заключают контракт купли-продажи.2.2. экспортёр производит отгрузку товара и передаёт финансовые документы и инкассовую инструкцию в банк-реминтент.2.3. экспортёр передаёт все коммерческие импортёру вне банковских каналов (по почте).2.4. Банк-ремитент проверяет инструкции и передаёт финансовые документы со своим инкассовым поручением в инкассирующий банк. 15
-
2.5. Инкассирующий банк информирует импортёра о прибытии финансовых документов и проверяет их составление.2.6. импортёр осуществляет платёж против предоставления ему финансовых документов.2.7. Инкассирующий банк переводит сумму платежа банку-ремитенту.2.8. Банк-ремитент зачисляет платёж на счёт экспортёра. 16
-
Важной особенностью инкассовой формы расчётов является «грамотное» составление инкассовой инструкции экспортёром, т.к. в последствие инкассирующий банк будет руководствоваться исключительно этим документом, прилагаемым к инкассовому поручению. 17
-
Например, это касается определения валюты платежа. Инкассирующий банк должен строго проследить, чтобы платёж был осуществлён именно в валюте, указанной экспортёром. 18
-
В ситуации, когда коммерческие и финансовые документы выражены в валюте иной, чем валюта платежа (скажем, документация в рублях, а валюта платежа – доллары США), экспортёр обязательно должен указать в инкассовой инструкции курс пересчёта или способ его определения. Подобные условия должны быть очень хорошо продуманы и обоснованы продавцом. 19
-
Помимо выше обозначенной информации в инкассовой инструкции обязательно указывается: - реквизиты сторон внешнеторгового контракта и представляющих их банков; - перечень представленных для инкассирования документов; 20
-
- общие условия осуществления инкассо (срок оплаты инкассируемых документов, условия оплаты (против платежа и/или акцепта, либо на иных условиях), порядок и условия оплаты комиссии и расходов банков и пр.); 21
-
- особые указания для банков (действия инкассирующего банка на случай отказа плательщика от оплаты товара, условия инкассирования процентов по финансовым документам (при применении чистого инкассо) и пр.). 22
-
Движение документов в документарном инкассо при различных условиях осуществления платежа: 23
-
24
-
25
-
26
-
Инкассо является удобной формой расчётов, как с точки зрения экспортёра, так и импортёра. Для последнего важно, что он рассчитывается уже за реально поставленный товар и ему не требуется отвлекать или замораживать денежные средства из активного оборота заранее, как это происходит при авансовой или аккредитивной формах расчёта. 27
-
Стоимость банковских услуг при инкассо также не слишком обременительна для покупателя. Плюс, при использовании документарного инкассо инкассирующий банк обязуется проверить правильность товаросопроводительных документов, а импортёр имеет право ознакомиться с ними до осуществления платежа. 28
-
В условиях применения чистого инкассо риски для импортёра становятся вовсе минимальными: он сначала получает документацию на товар (не через банковские каналы, а, к примеру, экспресс-почтой), и только после этого банк представляет ему финансовые документы к оплате или акцепту. Для экспортёра чистое инкассо является своеобразным актом доверия своему партнеру, что объясняет его относительную редкость в международной практике. 29
-
Продавцу более выгодно документарное инкассо, которое, хотя и не полностью устраняет финансовый риск, связанный с не выкупом документации, но все же остаётся одной из достаточно надёжных форм расчётов. платежа импортёром. 30
-
Инкассирующий банк (от имени и по поручению экспортёра) сохраняет фактический контроль над поставленным товаром до полного осуществления платежа импортёром. Это является несомненным преимуществом инкассо перед расчётами по открытому счёту или с помощью банковского перевода. 31
-
Кроме того, в случае неоплаты/неакцепта инкассирующий банк, при наличии соответствующих инструкций от экспортёра может организовать хранение, страхование и даже перепродажу товара либо ввести штрафные санкции для покупателя. 32
-
Единственное «но», возникающее при выборе инкассовой формы расчётов, – это длительность прохождения документов по банковским каналам и периода их проверки в инкассирующем банке, что замедляет оборачиваемость средств продавца. 33
-
Он сталкивается с проблемой возникновения значительной временной паузы между моментом предоставления документов к оплате в банк и реального платежа, которая может составлять от 15 до 90 дней. 34
-
В этой связи, экспортёр нередко настаивает на применение инструментов, которые способствуют увеличению скорости получения оплаты. В их число входит банковская гарантия платежа и платёж против извещения от банка-ремитента о приёме от экспортёра документов на инкассо. 35
-
Инкассовый платёж против банковского авизо, на первый взгляд, является более рисковым для покупателя, поскольку он сначала оплачивает товар, а уже потом вступает во владение им. 36
-
Однако, по сравнению с авансовым платежом, риски незначительны: товар уже поставлен (или находится в пути), документация получена банком-ремитентом, который обязан передать ееимпортёру через инкассирующий банк в установленные сроки. 37
-
В случае применения банковской гарантии, инкассовая форма расчётов, в свете оценке комплексных рисков контрагентов, вплотную приближается к аккредитивной. Продавец защищён от неуплаты товара – банк в любом случае осуществит платёж за импортёра. 38
-
Покупателю вариант инкассо «с гарантией» обойдётся, несомненно, дороже, но все равно останется более выгодной формой расчётов, чем открытие аккредитива. 39
-
Такое сопоставление основных преимуществ и недостатков применения инкассо при осуществлении международных торговых расчётов свидетельствует, что его использование целесообразно тогда, когда поставщик не желает делать поставки на открытый счёт, но, тем не менее, готов и в состоянии отказаться от гарантий, предоставляемых ему аккредитивной формой. 40
-
В российском экспорте инкассо применяется тогда, когда обычаи международной торговли определенными товарами не предусматривают иной формы, конъюнктура не в пользу поставщика или он, в силу каких-либо иных обстоятельств, не смог добиться платежа в форме аккредитива. 41
-
Но, с учётом применения вышеописанных способов, позволяющих «подтянуть» инкассо и по скорости получения платежа, и по надежности к аккредитивной форме, можно считать, что и при инкассовой форме расчётов интересы российского экспортёра остаются вполне защищёнными. 42
-
Остаётся только один момент – российскому экспортёру желательно согласовать, чтобы все банковские расходы по инкассо оплатил иностранный покупатель или, по крайней мере, нёс расходы на территории своей страны. Свою же долю расходов экспортёру целесообразно учесть в цене товара. 43
-
В импортной операции российский покупатель оценивает движение своего капитала с противоположных, чем экспортёру, позиций. Он, как любой импортёр, заинтересован в том, чтобы не осуществлять расчётную операцию заранее, до отгрузки товара и, в этой связи, должен принимать предложение об инкассовой форме расчётов положительно. 44
-
Однако, если учитывать низкий рейтинг платёжеспособности российских покупателей на мировом рынке и практически повсеместное требование предоплаты (авансирования), то в нынешних условиях российскому импортёру целесообразнее рассчитываться по аккредитиву, а не по инкассо, да еще и с обязательной предоплатой. 45
-
Инкассо Инкассо, как способ оплаты, это операция по рассмотрению коммерческих (счётов, транспортных документов) и/или финансовых документов (тратт), осуществляемая банком в соответствии с инструкциями, полученными от экспортёра, в целях: получения акцепта тратт и/или оплаты; выдачи документов против акцепта тратт и/или оплаты; выдачи документов на других условиях. 46
-
Преимущества: использование инкассо является более надёжным методом, чем использование простого платёжного поручительства, предоставляя партнёрам определённую уверенность относительно выполнения договорных обязательств; 47
-
более дешёвый способ, чем аккредитив; в случае инкассо, которые предусматривают выдачу документов против акцепта тратт, у трассата появляется возможность продажи товара и получения денежных средств до осуществления оплаты; не нуждается в блокировании денежных средств покупателя. 48
-
Характеристики: Операция всегда инициируется экспортёром. Это вид расчётов, который основывается, по сути, на обязательстве покупателя оплатить согласно коммерческому договору, без каких-либо платёжных обязательств со стороны банков, вовлечённых в сделку. 49
-
Цель операции – передача коммерческих и/или финансовых документов от экспортёра импортёру за оплату/акцепт тратт или на других условиях. Обязательства по оплате при инкассо возлагаются на трассата. Банк берет на себе обязательство по оплате только в случае гарантированного инкассо. Инкассо регламентируются Унифицированными Правилами по Инкассо,№522 (пересмотрено в 1995 году, действует с 01.01.1996) Международной Торговой Палаты, Париж 50
-
Способ выдачи документов: документы против акцепта тратт (Д/А): в этом случае коммерческие документы сопровождаются траттой; выдача документов лицу, на чьё имя выдана тратта, осуществляется после акцепта покупателем тратты; 51
-
документы против оплаты (Д/П): выдача документов банком лицу, на чьё имя выдана тратта, осуществляется после того, как эти документы были оплачены; на других условиях, в соответствии с инструкциями, полученными от трассанта. 52
-
Схема работы инкассо 53
-
I этап импортёр и экспортёр заключают контракт о купле продажи товара, и в договоре устанавливают сроки операции и оплату товаров посредством инкассо. 54
-
II этап экспортёр посылает товар согласно договорным срокам, получает документы, подтверждающие выполнение обязательств о доставке, и предоставляет своему Банку (банк-ремитент) пакет коммерческих и/или финансовых документов вместе с инструкциями исполнения инкассо (выдача документов против оплаты товара/акцепта тратт/других условий). 55
-
III этап Банк-ремитент (банк экспортёра) передаёт документы банку импортёра вместе с сопроводительным письмом, где описаны инструкции, полученные от экспортёра. IV этап Банк импортёра уведомляет импортёра о получении документов. 56
-
V этап В зависимости от полученных по инкассо инструкций, инкассирующий банк выдаёт импортёру документы либо против оплаты товара, либо против акцепта тратты; на основании отгрузочных документов импортёр получает товар. 57
-
VI этап После получения стоимости документов от импортёра, инкассирующий банк перечисляет денежные средства банку-ремитенту или, в зависимости от случая, передаёт акцептованную тратту, или подтверждает её акцепт. VII этап Банк-ремитент уведомляет экспортёра об инкассации денежных средств или об акцепте тратты и, в зависимости от случая, кредитует его счёт или выдаеттратту. 58
-
платёж инкассо не позволяет покупателю получить товаросопроводительные документы до платежа за товар, но он также не гарантирует платёж в случае финансовых затруднений покупателя. 59
-
Поэтому, если товар продан недостаточно знакомой фирме или нет сведений об её стабильном финансовом положении, в контракт следует включить условие предоставления банковской гарантии платежа на полную сумму. 60
-
Что необходимо продавцу для защиты своих интересов? Получив и проверив гарантию платежа, продавец отгружает товар покупателю или указанному им грузополучателю и направляет в банк-ремитент инкассовое поручение, в котором должны содержаться следующие данные: 61
-
- номер контракта; - наименование товара; - полный адрес плательщика или его доверенного, которому должны быть представлены на акцепт коммерческие документы; - указание, что платёж должен быть осуществлён без задержки (или в иной срок); 62
-
- указание, что товарораспорядительные документы должны быть выданы покупателю только против платежа; - если контракт предусматривает поставку товара несколькими партиями – то разрешение на осуществление частичных платежей; 63
-
- указание о разделе оплаты комиссии банком, участвующим в инкассовой операции; - инструкции банкам в отношении совершения протеста в случае отказа покупателя от платежа. 64
-
К инкассовому поручению продавец прилагает комплект коммерческих и финансовых документов, аналогичных тем, которые были перечислены при описании варианта платежа банковским переводом против поставки товара. 65
-
Банк-ремитент, получив инкассовое поручение, формально проверяет наличие перечисленных в нем документов и их форму. Он не обязан проверять правильность их содержания и не несёт за это ответственности. 66
-
Затем банк-ремитент пересылает инкассовое поручение инкассирующему банку, который также формально проверяет полученные документы, осуществляет перевод денег через банк-ремитент продавцу и передаёт их для проверки плательщику. 67
-
Плательщик досконально проверяет соответствие содержания документов контрактным условиям и, убедившись, что поставка произведена в соответствии с условиями контракта, акцептует документы, подтверждая согласие на уже произведённый платёж. 68
-
Только после осуществления покупателем акцепта инкассирующий банк ставит на документах отметку об оплате и передаёт их покупателю в качестве товарораспорядительных документов для получения груза у перевозчика. 69
-
Инкассирующий банк направляет банку-ремитенту извещение о произведённом платеже, а тот, в свою очередь, зачисляет средства на счёт продавца и информирует его, что такого-то числа, по такому-то контракту на его счёт поступила такая-то сумма во исполнение такого-то его инкассового поручения. Расчёт инкассо на этом завершён. 70
-
Если же покупатель при рассмотрении переданных ему документов обнаружит допущенные продавцом нарушения контрактных обязательств по поставке товара, он имеет право заявить протест и отказаться от акцепта предоставленных ему инкассирующим банком документов. 71
-
Тогда инкассирующий банк извещает банк-ремитент о списании ранее выплаченной суммы с его корсчёта, восстанавливает её на счёте покупателя и в соответствии с инструкцией, содержащейся в инкассовом поручении, направляет через банк-ремитент или непосредственно продавцу обоснование отказа от платежа. 72
-
Урегулированием разногласий между собой по причинам неплатежа занимаются непосредственно продавец и покупатель. В тех случаях, когда покупатель отказывается от платежа по причине финансовых затруднений или иной неправомерной причине, продавец предъявляет к оплате гарантию выдавшему её банку. 73
-
Как видно из изложенного материала, и расчёты банковскими переводами, и расчёты инкассо без использования дополнительных гарантий банков являются рискованными. В то же время расчёты инкассо имеют то преимущество, что покупатели не получают из банков товарораспорядительные документы до осуществления ими акцептов или самих платежей. 74
-
Банковская гарантия Банковская гарантия - безотзывное и безусловное письменное обязательство банка-гаранта, выданное по поручению и за счёт клиента заплатить получателю банковской гарантии денежную сумму. 75
-
Виды использованных гарантий: - тендерные гарантии; - гарантии надлежащего исполнения контракта; - гарантии возврата авансового платежа; - гарантии платежа. 76
-
Как правило, банковские гарантии регулируются законами страны банка-эмитента, а также «Унифицированными правилами для гарантий по требованию», Издание №458 Международной Торговой Палаты, Париж 1995 год. 77
-
Документарный аккредитив Документарный аккредитив в настоящее время является самой распространённой в практике международной торговли формой расчётов. 78
-
Этот инструмент предоставляет продавцу безотзывное обязательство оплаты со стороны банка и, в то же время, предоставляет покупателю уверенность, что оплата будет производиться только после предоставления документов, подтверждающих доставку товара, в строгом соответствии со сроками и условиями аккредитива 79
-
Преимущества Высокая степень защиты от рисков для всех участников сделки (покупатель, продавец, банк эмитент), т.к. оплата производится только после того, как поставщик выполнил все условия аккредитива;- постоянная адаптация к специальным требованиям различных торговых операций;- конфиденциальность и быстрота проведения операций, указанных в аккредитиве; 80
-
Характеристики: Документарный аккредитив, по своей природе, является операцией, независимой от договора купли-продажи или от другого договора, который может лежать в его основе. 81
-
На протяжении всех этапов аккредитива стороны принимают во внимание документы, а не товар, услуги и/или другие выполненные работы, к которым относятся документы. Документарные аккредитивы регламентируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, Редакция 600 Международной торговой палаты в Париже. 82
-
Открытие аккредитива осуществляется на основании заявления распорядителя, при наличии источника открытия аккредитива, которым может быть: собственные средства клиента кредит (внешнее финансирование). 83
-
Схема работы документарного аккредитива 84
-
I этап – Заключение коммерческой сделки между двумя сторонами Покупатель (импортёр) и продавец (экспортёр) согласуют посредством договора сроки операции и определяют документарный аккредитив как способ оплаты. 85
-
II этап – Заявление на открытие документарного аккредитива импортёр (распорядитель) просит свой банк открыть аккредитив в пользу экспортёра (получателя), указывая все условия аккредитива в соответствии с договором. 86
-
III этап – Открытие документарного аккредитива Банк импортёра (банк-эмитент) передаёт текст документарного аккредитива своему банку-корреспонденту в стране экспортёра (банк получателя), с просьбой, при необходимости, его подтверждения. 87
-
IV этап – Уведомление/извещение об открытии аккредитива Банк-корреспондент (авизующий банк) извещает продавца (экспортёра) об открытии документарного аккредитива, передавая ему один экземпляр. 88
-
V этап – Отправка товара и предоставление документов о поставке Продавец (экспортёр) отправляет товар и предоставляет авизующему банку отгрузочные документы, перечисленные в документарном аккредитиве и составленные в строгом соответствии со сроками и условиями, указанными в нем. 89
-
VI этап – Проверка документов После проверки полного соответствия документов со сроками и условиями аккредитива, авизующий банк либо производит оплату (если является банком-плательщиком или подтверждающим банком), либо передаёт документы на оплату банку- эмитенту. 90
-
VII этап – Передача документов Банк-корреспондент передаёт документы банку- эмитенту. 91
-
VIII этап – Проведение оплаты по соответствующим документам (возврат банку-плательщику) и выдача документов Банк-эмитент, после проверки документов, осуществляет оплату (или возвращение банку-плательщику), после чего выдаёт документы своему клиенту (импортёру ) по оплате. 92
-
IX этап – Получение товара Получив документы, покупатель (импортёр) может пройти таможенный контроль и забрать товар. 93
-
Расчёты по контракту, как правило, осуществляется безналичными расчётами, к которым относятся: а) расчёты платёжными поручениями; б) расчёты по аккредитиву; в) расчёты чеками; г) расчёты по инкассо. 94
-
Формы безналичных расчётов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее - контракт). В рамках форм безналичных расчётов в качестве участников расчётов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. 95
-
Расчётный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платёжного документа: 96
-
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счёта и их перечислении на счёт получателя средств; - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счёта плательщика и перечисление на счёт, указанный получателем средств (взыскателем). 97
-
Расчётные документы должны содержать следующие реквизиты (с учётом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчётов): а) наименование расчётного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93; б) номер расчётного документа, число, месяц и год его выписки; в) вид платежа; 98
-
наименование плательщика, номер его счёта, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО); д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счёта или субсчёта; 99
-
е) наименование получателя средств, номер его счёта, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счёта или субсчёта; 100
-
з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчётном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). 101
-
и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; к) очерёдность платежа; л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёт а в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях). 102
-
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчётных документах не допускаются. Расчётные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. 103
-
Расчётные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчётов. Все экземпляры расчётного документа должны быть заполнены идентично. 104
-
Второй и последующие экземпляры расчётных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин. 105
-
Расчётные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчётные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. 106
-
Плательщики вправе отозвать свои платёжные поручения, получатели средств (взыскатели) - расчётные документы, принятые банком в порядке расчётов по инкассо (платёжные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счёте клиента и помещённые в картотеку по вне балансовому счёту N 90902 "Расчётные документы, не оплаченные в срок". 107
-
Отзыв расчётных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчётного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя). 108
-
Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчётных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платёжным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платёжным требованиям и инкассовым поручениям. 109
-
Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв. Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платёжных требований и инкассовых поручений путём направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента. 110
-
Платёжными поручениями могут производиться перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика. 111
-
После проверки правильности заполнения и оформления платёжных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платёжных поручений в поле "Поступ. в банк плат." ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платёжного поручения. 112
-
Последний экземпляр платёжного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приёма и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приёма платёжного поручения к исполнению. 113
-
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, а также если договором банковского счёта не определены условия оплаты расчётных документов сверх имеющихся на счёте денежных средств, платёжные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счёту N 90902 "Расчётные документы, не оплаченные в срок". 114
-
При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платёжного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платёжных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. 115
-
Допускается частичная оплата платёжных поручений из картотеки по внебалансовому счёту N 90902 "Расчётные документы, не оплаченные в срок". При частичной оплате платёжного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066 (приложение 17 к настоящему Положению). 116
-
Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчётных документов. 117
-
При оформлении платёжного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платёжного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. 118
-
На лицевой стороне частично оплачиваемого платёжного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". 119
-
Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платёжного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платёжного поручения. 120
-
При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платёжного ордера служит приложением к выписке из лицевого счёта плательщика. 121
-
При осуществлении последней частичной оплаты по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым был произведён этот платёж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платёжного поручения помещается в документы дня. 122
-
Оставшиеся экземпляры платёжного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платёжного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счёта. 123
-
При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя. 124
-
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счёта. 125
-
При расчётах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. 126
-
В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. 127
-
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтверждёнными). 128
-
При открытии депонированного (покрытого) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счёт средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. 129
-
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. 130
-
Порядок списания денежных средств с корреспондентского счёта банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. 131
-
Формы расчётов в ВЭД
Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом. 132
-
В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива. 133
-
Условия безотзывного аккредитива считаются изменёнными или безотзывный аккредитив считается отменённым с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается. 134
-
По просьбе банка-эмитента безотзывный аккредитив может быть подтверждён исполняющим банком с принятием на себя обязательства, дополнительного к обязательству банка-эмитента, произвести платёж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтверждённый аккредитив). 135
-
Условия подтвержденного аккредитива считаются измененными или аккредитив считается отмененным с момента получения банком-эмитентом согласия исполняющего банка, подтвердившего аккредитив, и получателя средств. 136
-
Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего. Платежпо аккредитиву производится в безналичном порядке. 137
-
Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа. 138
-
Размер и порядок оплаты услуг банков при расчётах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчётах по аккредитивам. 139
-
При расчётах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления на открытие аккредитива банк-эмитент разрабатывает самостоятельно. 140
-
В заявлении на открытие аккредитива указываются сведения, соответствующие реквизитам, которые были указаны на слайдах 98 - 102, а также следующие сведения: 141
-
наименование банка-эмитента; наименование банка - получателя средств; наименование исполняющего банка; вид аккредитива (отзывный или безотзывный); 142
-
наименование банка-эмитента; наименование банка - получателя средств; наименование исполняющего банка; вид аккредитива (отзывный или безотзывный); перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требования к оформлению указанных документов; 143
-
дата закрытия аккредитива, период представления документов; наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза. 144
-
На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы 0401063 .При большом перечне документов, подлежащих указанию в аккредитиве, может составляться приложение к аккредитиву в произвольной форме, на которое делается ссылка в аккредитиве и которое является неотъемлемой частью аккредитива. 145
-
Для осуществления расчётов по покрытому (депонированному) аккредитиву в аккредитиве указывается номер счёта, открытого исполняющим банком для осуществления расчётов по аккредитиву. 146
-
Указанный счёт открывается по запросу банка-эмитента, составленному в произвольной форме на основании заявления на открытие аккредитива. Номер указанного счёта доводится исполняющим банком до сведения банка-эмитента, а банком-эмитентом - до сведения плательщика. 147
-
В случае изменения условий или отмены аккредитива плательщиком представляется в банк-эмитент соответствующее распоряжение. В соответствии с указанным распоряжением банк-эмитент направляет в исполняющий банк сообщение об изменении условий или отмене аккредитива. 148
-
Указанное распоряжение плательщика, сообщение банка-эмитента об изменении условий или отмене аккредитива могут направляться в виде документа на бумажном носителе, составленного в произвольной форме и оформленного подписями лиц, имеющих право подписи расчётных документов, и оттиском печати, или в виде документа в электронной форме в соответствии с условиями договора между плательщиком и банком-эмитентом. 149
-
Получатель средств может быть уведомлен об изменении условий или отмене аккредитива банком-эмитентом через исполняющий банк либо через банк получателя средств. 150
-
Перечисление денежных средств в исполняющий банк в целях увеличения суммы покрытого (депонированного) аккредитива осуществляется платёжным поручением банка-эмитента, составляемым на основании распоряжения плательщика об увеличении суммы аккредитива. 151
-
При этом в качестве номера счёта получателя указывается номер счёта, проставленный в поле "Сч. N (40901)" аккредитива при его открытии, а в поле "Назначение платежа" платёжного поручения включаются данные, позволяющие идентифицировать аккредитив, в том числе дата и номер аккредитива. 152
-
Порядок увеличения суммы непокрытого (гарантированного) аккредитива определяется по соглашению между банком-эмитентом и исполняющим банком. 153
-
. При получении от исполняющего банка документов по аккредитиву банк-эмитент проверяет соответствие представленных документов и их реквизитов условиям аккредитива на основании самих документов (далее - проверка по внешним признакам). 154
-
Срок проверки документов не должен превышать семи рабочих дней, следующих за днем получения документов, если иное не предусмотрено соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком. 155
-
При установлении несоответствия документов по внешним признакам условиям аккредитива банк-эмитент вправе отказать в их принятии либо предварительно запросить плательщика о возможности принятия указанных документов. 156
-
При отказе в принятии указанных документов банк-эмитент обязан уведомить об этом банк, от которого получены документы, или получателя средств, указав в уведомлении на расхождения, являющиеся причиной отказа. 157
-
При установлении несоответствия по внешним признакам документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка возврата сумм, выплаченных получателю средств за счёт переведённого в исполняющий банк покрытия (по покрытому (депонированному) аккредитиву. 158
-
Или требовать восстановления сумм, списанных с корреспондентского счёта, открытого в исполняющем банке, либо отказать исполняющему банку в возмещении сумм, выплаченных получателю средств (по непокрытому (гарантированному) аккредитиву). 159
-
Банк-эмитент обязан не позже рабочего дня, следующего за днем возврата суммы неиспользованного остатка либо суммы уменьшенного или отмененного покрытого (депонированного) аккредитива, зачислить соответствующую сумму на счёт плательщика, с которого были списаны денежные средства в счёт покрытия по аккредитиву. 160
-
161
-
162
-
163
-
164
-
165
-
166
-
167
-
168
-
169
-
170
-
171
-
172
-
173
-
174
-
175
-
176
-
177
-
178
-
179
-
180
-
181
-
182
-
183
-
184
-
185
-
Формы расчётов в ВЭД
186
-
187
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.