Презентация на тему "ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Стили"

Презентация: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Стили
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Стили". Презентация состоит из 19 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2018 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 4.22 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    культура речи
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Стили
    Слайд 1

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Стили

    русского языка Доклад на тему:

  • Слайд 2

    Введение

    Само понятие происходит от греческого слова "stilos", которое обозначало палочку для письма. Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отбореи употреблении языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей. Функции языка и соответствующие им функциональные стили стали появляться в ответ на запросы общества, общественной практики. Как известно, вначале язык существовал только в устной форме. Это исконное и естественное качество языка. На этой стадии ему была свойственна единственная функция – функция общения. Но постепенно с усложнением общественной жизни, с естественным и закономернымпоявлением письменности язык находит в себе новые ресурсы, обогащается, развивается, формируя новую разновидность, новый функциональный стиль.

  • Слайд 3

    На формирование и функционирование стилей влияют разные факторы. Так как стиль существует в речи, то на его формирование оказывают воздействие условия, связанные с жизнью самого общества, и называемые внеязыковыми или экстралингвистическими. Выделяют следующие факторы: а) сфера общественной деятельности: наука (научный стиль), право (официально-деловой стиль), политика (публицистический стиль), искусство (стиль художественной литературы), бытовая сфера (разговорный стиль). б) форма речи: письменная или устная; в) вид речи: монолог, диалог, полилог; г) способ коммуникации: общественный или личный (все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации) д) жанр речи (для каждого стиля характерно употребление определённых жанров: для научного – реферат, учебник, доклад; для официально-делового – справка, договор, указ; для публицистического – статья, репортаж, устное выступление; для стиля художественной литературы – роман, повесть, сонет); е) цели общения, соответствующие функциям языка. В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение или воздействие), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического – воздействие и т.д.

  • Слайд 4

    НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

    ФУНКЦИИ: эпистемическая − отражение действительности и хранение знания; когнитивная − получение нового знания; коммуникативная − передача специальной информации. ЗАДАЧИ: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

  • Слайд 5

    Данная функционально-стилевая разновидность литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), образование, область техники. Адресаты текстовых сообщений — учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ: собственно научный: монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа; учебно-научный: учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение; научно-популярный: очерк, книга, лекция, статья. СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ:

  • Слайд 6

    ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ Лексика: наличие терминов, общенаучных слов, преобладание абстрактной лексики над конкретной (перспектива, познание, гипотеза, истина), неупотребительность разговорных и просторечных слов, слов с эмоционально-оценочной окраской, формы единственного числа имен существительных в значении множественного числа (Волк – хищное животное из рода собак) Морфология: употребление глагольно-именных словосочетаний вместо соответствующих глаголов (дать оценку, произвести измерения), употребление сложных существительных (альфа-частица). Синтаксис: использование обобщенно-личных и безличных предложений (есть основания полагать, следует подчеркнуть, можно предположить), страдательных конструкций, сложноподчиненных предложений с придаточными условия, причины, употребление сложных предлогов (в течение, в результате, в отличие от), сложных союзов (ввиду того что, несмотря на то, что), бессоюзных сложных предложений, вводных слов и вставных конструкций (во-первых, во-вторых, таким образом, итак), причастных и деепричастных оборотов. Стилевые черты научного стиля: подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), абстрактность, объективность изложения, обобщённость.

  • Слайд 7

    Одной из важнейших функций языка, как известно, является информативная функция, закодированная в языковых знаках. Знаки-слова имеют разную степень семиотической растяжимости, как реальную, так и потенциальную. Под реальной мы понимаем минимум смысла, заложенный в ближайшем значении слова и отраженный в дефинициях, зафиксированных за данным языковым знаком в существующих толковых словарях языка и легко дешифруемый носителями данного языкового сознания. Под потенциальной – развитие феномена, названного А. А. Потебней «дальнейшим значением слова» (1, 142). Суть этого явления кроется в живой материи слова, в диффузности сем семантического поля, в коннотационных процессах, в контекстуальных столкновениях и концептуальных пространствах.           Если отталкиваться от утверждения о том, что правила употребления знаковых средств не устанавливаются теми, кто использует язык, а существуют как навыки языкового поведения, то логично задаться вопросом, почему возникает потребность нарушить стереотип использования знака и какими законами ограничивается нестандартное применение знака при некоторых условиях  x?           Ответу на первый вопрос посвящен столь внушительный список работ, касающихся проблем теории номинации, языка художественной литературы, исследования ментальных процессов обобщения чувственных образов, начиная с античных риториков и кончая работами современных авторов, работающих в области когнитивистики, что мы не видим необходимости в рамках данной статьи останавливаться на этой проблеме. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая половина 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ

  • Слайд 8

    ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

    ФУНКЦИИ: функции волеизъявления, долженствования функция фиксации правовых отношений функция передачи информации ЗАДАЧА: Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение

  • Слайд 9

    СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ:

    Сфера применения официально-делового стиля — право. Автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений. административно-канцелярский: канцелярская переписка, административные акты, распоряжение, договор, заявление, объяснительная запис­ка, доверенность, характеристика, протокол, расписка, справка, жалоба, автобиография, резюме; юридический: конституция, закон, ус­тав, гражданские и уголовные акты; дипломатический: коммюнике, нота, конвенция, меморандум, международное соглашение. ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ:

  • Слайд 10

    ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ Лексика: широкое употребление специальных слов и терминов, а также аббревиатур (СНГ, Минфин, НИИ), номенклатурных обозначений различных предприятий, учреждений; наименование должностей, званий; использование специальной терминологии, связанной с оформлением деловых бумаг (индекс, гриф, реестр, реквизиты), употребление языковых заготовок (предоставить отпуск, зачислить на работу, надлежащий), речевых штампов и клише (на основании протокола, в связи с открытием новой линии, ставлю вас в известность) Морфология: преобладание существительных при незначительном использовании глаголов; высокая частотность отглагольных существительных, употребление прилагательных и причастий в значении существительных (больной, нижеподписавшиеся, отдыхающий), глаголов со значением предписания (запретить, разрешить, обязать) Синтаксис: широко применяются страдательные конструкции, которые позволяют абстрагироваться от конкретных исполнителей и сосредоточить внимание на самих действиях (принято 10 больных; зарегистрировано 120 заявлений), употребление синтаксических клише, с отыменными предлогами (в целях, в связи, по линии, на основании), преобладание сложных предложений, употребление инфинитивных и безличных предложений со значением долженствования, косвенной речи, длинных распространенных предложений. Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая инотолкования, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

  • Слайд 11

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    ФУНКЦИИ: ЗАДАЧА: Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. информативная экспрессивная

  • Слайд 12

    ЖАНРЫ: СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ: газетные: очерк, статья, фельетон, репортаж; телевизионные: аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире; ораторские: выступление на митинге, дебаты; коммуникативные: пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты; рекламные: очерк, объявление, плакат, лозунг. Обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

  • Слайд 13

    ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ Лексика: речевые клише, которые носят социальный характер (горячая поддержка, живой отклик, резкая критика), штампы (коренные преобразования, радикальные реформы), «театральная» лексика (на политической арене, роль лидера), эмоционально-оценочная лексика (милосердие, процветание, саботаж), слова с торжественной, гражданско-патети­ческую окраской (воинство, отчизна), старославянизмы (держава, страж), архаизмы Морфология: иноязычные слова и элементы слов: приставки а -, анти-, про -, нео-, ультра - (ультраправые, антиконституционный), единственное число имени существительного в значении множественного (русский человек всегда отличался выносливостью), родительный падеж имени существительного (время перемен, пакет предложений), императивные формы глагола (Оставайтесь с нами на первом канале!), настоящее время глагола (в Москве открывается), причастия на -омый(ведомый, невесомый, влекомый), производные предлоги (в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом) Синтаксис: восклицательные предложения, предложения с обращением, риторические вопросы, повторы, расчленённые конструкции, конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, эллипсов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др. Стилевые черты: наличие общественно-политической лексики, логичность, эмоциональность, оценочность, призывность

  • Слайд 14

    РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

    ФУНКЦИИ: ЗАДАЧА: информативная фатическая (контактоустанавливающая) Общение, обмен впечатлениями, мыслями

  • Слайд 15

    СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ:

    ЖАНРЫ: устные: диалог, полилог, монолог, телефонный разговор, спор письменные: личные письма, блоги, записки Разговорная речь используется в неофициальном непосредственном устном общении знакомых, друзей, родственников, коллег и т.п. Если разговорный стиль используется в бытовой сфере общения, в непринуждённой обстановке и речь при этом носит спонтанный характер, то существуют ли нормы разговорной речи? Нормы разговорной речи не зафиксированы в словарях и справочниках, т.е. являются некодифицированными. Ведущим принципом в разговорной речи является экономия речевых усилий.

  • Слайд 16

    ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ Лексика: встречаются общекнижная лексика, термины, иноязычные слова, слова высокой стилистической окраски, просторечия, диалекты, жаргоны; широко используется конкретная лексика; бытовая (картошка, жадничать), лексика родственных отношений (мама, папа, сын, дочь), собственных имен, кличек животных; слова с просторечной окраской (живность, дармоед, огреть); развита многозначность и синонимия (снять – уволить с должности, получка – зарплата, простыть – простудиться); слова с эмоционально-экспрессивной окраской (трудяга, работенка, бездарь, крохобор); употребление грубых и бранных слов Морфология: глаголы преобладают над существительными, отглагольные существительные, причастия и деепричастия почти не употребляются, за счёт этого возрастает активность глагольных форм; з форм причастий активна только краткая форма страдательного причастия прошедшего времени среднего рода единственного числа (сказано, сделано, написано, накурено), часто употребляются усечённые формы служебных слов (хоть, чтоб, что ль, уж) Синтаксис: Именительный падеж употребляется в тех случаях, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные падежи (У нее шуба лиса); частотны бессоюзные предложения (Зайду в магазин / соль нужна), неполные предложения, свободный порядок слов: наиболее важный, существенный элемент, имеющий главное значение в сообщении, обычно помещается в начало высказывания (Побыстрее надо ехать) Для разговорного стиля характерны эмоциональность, спонтанность, образность, конкретность, простота речи

  • Слайд 17

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

    ФУНКЦИИ: ЗАДАЧИ: Удовлетворение эстетических потребностей, как автора художественного произведения, так и читателя Образно-познавательная (преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста) Идейно-эстетическая (обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета) Коммуникативная (выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие)

  • Слайд 18

    СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ:

    РОДЫ И ЖАНРЫ: эпос (эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня) лирика (ода, гимн, эпиграмма, элегия, послание, сонет) драма (трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс) Сфера употребления художественного стиля – художественная литература

  • Слайд 19

    Лексика: широкое использование слов в переносном значении; намеренное столкновение разностильной лексики; использование лексики с двуплановой стилистической окраской; наличие эмоционально-окрашенных слов; большая предпочтительность использования конкретной лексики; широкое употребление народно-поэтических слов. Морфология: использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности; Частотность глаголов; пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица; незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода; формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных; широкое употребление прилагательных и наречий. Синтаксис: использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств; широкое использование стилистических фигур; широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной; активное использование парцелляции; недопустимость синтаксически монотонной речи; использование средств поэтического синтаксиса. Художественный стиль речи отличается образностью, экспрессивностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке