Презентация на тему "Фёдор Михайлович Достоевский"

Презентация: Фёдор Михайлович Достоевский
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Фёдор Михайлович Достоевский", включающую в себя 8 слайдов. Скачать файл презентации 1.32 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    8
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Фёдор Михайлович Достоевский
    Слайд 1

    Фёдор Михайлович Достоевский

    Роман «Бедные Люди»

  • Слайд 2

    Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления — натуральной школы. Мировоззрение Достоевского формировалось под влиянием демократических и социалистических идей Белинского, теорий французских социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье. С1848 года Достоевский - активный участник общества петрашевцев, революционных кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. На собраниях петрашевцев Достоевский дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, в 1849 был приговорён к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург. Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861—62). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю. В 60—70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879—80), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания. В творчестве Достоевского ярко отразились противоречия действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Западной Европе. Федор Михайлович Достоевский создал особые формы реалистического творчества, которые охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив» Гуманистический характер реализма Достоевского, в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на русскую и мировую литературу. Ф.М. Достоевский, 1821 - 1881, выдающийся русский писатель.

  • Слайд 3

    Роман «Бедные Люди»

    «Бе́дныелю́ди» — первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа. Эпистолярный роман или роман в письмах — разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев этого романа. В письмах выражаются душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция.

  • Слайд 4

    Сюжет Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев. Персонажи: Макар Алексеевич Девушкин Варвара Алексеевна Добросёлова Родители Варвары Алексеевны Добросёловой Анна Фёдоровна Служанка Тереза Студент Покровский Отец студента Покровского Горшков с семьёй Ратазяев Быков

  • Слайд 5

    Краткое содержание романа «Бедные люди»

    Макар Алек­се­евич Девушкин — титу­лярный советник сорока семи лет, пере­пи­сы­ва­ющий за небольшое жало­ванье бумаги в одном из петер­бург­ских депар­та­ментов. Он только что пере­ехал на новую квар­тиру в «капи­тальном» доме возле Фонтанки. Вдоль длин­ного кори­дора — двери комнат для жильцов; сам же герой ютится за пере­го­родкой в общей кухне. Прежнее его жилье было «не в пример лучше». Однако теперь для Девуш­кина главное — деше­визна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квар­тиру для своей дальней родствен­ницы Варвары Алек­се­евны Добро­се­ловой. Бедный чиновник берет под свою защиту семна­дца­ти­летнюю сироту, за которую, кроме него, засту­питься некому. Живя рядом, они редко видятся, так как Макар Алек­се­евич боится сплетен. Однако оба нужда­ются в душевном тепле и сочув­ствии, которые черпают из почти ежедневной пере­писки друг с другом. История взаи­мо­от­но­шений Макара и Вареньки раскры­ва­ется в трид­цати одном — его и в двадцати четырех — её письмах, напи­санных с 8 апреля по 30 сентября 184... г. Первое письмо Макара прони­зано счастьем обре­тения сердечной привя­зан­ности: «...весна, так и мысли все-такие приятные, острые, затей­ливые, и мечтания приходят нежные...» Отка­зывая себе в еде и платье, он выга­ды­вает на цветы и конфеты для своего «ангель­чика». Варенька сердится на покро­ви­теля за излишние расходы, охла­ждает иронией его пыл: «...одних стихов и недо­стает...» «Отече­ская приязнь одушев­ляла меня, един­ственно чистая отече­ская приязнь...» — конфу­зится Макар. Варя угова­ри­вает друга захо­дить к ней почаще: «Какое другим дело!» Она берет на дом работу — шитье. В после­ду­ющих письмах Девушкин подробно описы­вает свое жилище — «Ноев ковчег» по обилию разно­шерстной публики — с «гнилым, остро-усла­щенным запахом», в котором «чижики так и мрут». Рисует порт­реты соседей: карточ­ного игрока мичмана, мелкого лите­ра­тора Рата­зяева, нищего чинов­ника без места Горш­кова с семьей. Хозяйка — «сущая ведьма». Стыдится, что плохо, бестол­ково пишет — «слогу нет»: ведь учился «даже и не на медные деньги». Варенька делится своей тревогой: о ней «выве­ды­вает» Анна Федо­ровна, дальняя родствен­ница. Раньше Варя с матерью жили в её доме, а затем, якобы для покрытия расходов на них, «благо­де­тель­ница» пред­ло­жила осиро­тевшую к тому времени девушку бога­тому поме­щику Быкову, который её и обес­че­стил. Только помощь Макара спасает безза­щитную от окон­ча­тельной «гибели». Лишь бы сводня и Быков не узнали её адреса! Бедняжка заболе­вает от страха, почти месяц лежит в беспа­мят­стве. Макар все это время рядом. Чтобы поста­вить свою «ясочку» на ноги, продает новый вицмундир. К июню Варенька выздо­рав­ли­вает и посы­лает забот­ли­вому другу записки с исто­рией своей жизни.

  • Слайд 6

    Её счаст­ливое детство прошло в родной семье на лоне дере­вен­ской природы. Когда отец потерял место управ­ля­ю­щего в имении князя П-го, они прие­хали в Петер­бург — «гнилой», «сердитый», «тоск­ливый». Посто­янные неудачи свели отца в могилу. Дом продали за долги. Четыр­на­дца­ти­летняя Варя с матерью оста­лись без крова и средств. Тут-то их и приютила Анна Федо­ровна, вскоре начавшая попре­кать вдову. Та рабо­тала сверх сил, губя слабое здоровье ради куска хлеба. Целый год Варя училась у жившего в том же доме бывшего студента Петра Покров­ского. Её удив­ляло в «добрейшем, достой­нейшем чело­веке, наилучшем из всех», странное неува­жение к старику отцу, часто наве­щав­шему обожа­е­мого сына. Это был горький пьяница, когда-то мелкий чиновник. Мать Петра, молодая краса­вица, была выдана за него с богатым приданым поме­щиком Быковым. Вскоре она умерла. Вдовец женился вторично. Петр же рос отдельно, под покро­ви­тель­ством Быкова, который и поме­стил оста­вив­шего по состо­янию здоровья универ­ситет юношу «на хлебы» к своей «короткой знакомой» Анне Федо­ровне. Совместные бдения у постели больной Вариной матери сбли­зили молодых людей. Обра­зо­ванный друг приучил девушку к чтению, развил её вкус. Однако вскоре Покров­ский слег и умер от чахотки. Хозяйка в счет похорон забрала все вещи покой­ного. Старик отец отнял у нее книг, сколько мог, и набил их в карманы, шляпу и т.п. Пошел дождь. Старик бежал, плача, за телегой с гробом, а книги падали у него из карманов в грязь. Он поднимал их и снова бежал вдогонку... Варя в тоске верну­лась домой, к матери, которую тоже вскоре унесла смерть... Девушкин отве­чает рассказом о собственной жизни. Служит он уже трид­цать лет. «Смир­ненький», «тихонький» и «добренький», он стал пред­метом посто­янных насмешек: «в посло­вицу ввели Макара Алек­се­е­вича в целом ведом­стве нашем», «...до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добра­лись: все не по них, все пере­де­лать нужно!». Герой возму­ща­ется: «Ну что ж тут такого, что пере­пи­сываю! Что, грех пере­пи­сы­вать, что ли? » Един­ственная радость — Варенька: «точно домком и семей­ством меня благо­словил Господь!» 10 июня Девушкин везет свою подопечную гулять на острова. Та счаст­лива. Наивный Макар в восторге от сочи­нений Рата­зяева. Варенька же отме­чает безвку­сицу и выспрен­ность «Итальян­ских стра­стей», «Ермака и Зюлейки» и др. Понимая всю непо­силь­ность для Девуш­кина мате­ри­альных забот о себе (он обно­сился настолько, что вызы­вает презрение даже у слуг и вахтеров), больная Варенька хочет устро­иться в гувер­нантки. Макар против: её «полез­ность» — в «благо­творном» влиянии на его жизнь. За Рата­зяева он засту­па­ется, но после прочтения прислан­ного Варей «Стан­ци­он­ного смот­ри­теля» Пушкина — потрясен: «я то же самое чувствую, вот совер­шенно так, как и в книжке». Судьбу Вырина приме­ряет на себя и просит свою «родную» не уезжать, не «губить» его. 6 июля Варенька посы­лает Макару гоголев­скую «Шинель»; в тот же вечер они посе­щают театр. Если пушкин­ская повесть возвы­сила Девуш­кина в собственных глазах, то гоголев­ская — обижает. Отож­дествляя себя с Башмач­киным, он считает, что автор подсмотрел все мелочи его жизни и бесце­ре­монно обна­ро­довал. Досто­ин­ство героя задето: «после такого надо жало­ваться...»

  • Слайд 7

    К началу июля Макар истратил все. Страшнее безде­нежья только насмешки жильцов над ним и Варенькой. Но самое ужасное, что к ней явля­ется «иска­тель»-офицер, из бывших соседей, с «недо­стойным пред­ло­же­нием». В отча­янии бедняга запил, четыре дня пропадал, пропуская службу. Ходил присты­дить обид­чика, но был сброшен с лест­ницы. Варя утешает своего защит­ника, просит, невзирая на сплетни, прихо­дить к ней обедать. С начала августа Девушкин тщетно пыта­ется занять под проценты денег, особенно необ­хо­димых ввиду новой беды: на днях к Вареньке приходил другой «иска­тель», направ­ленный Анной Федо­ровной, которая сама вскоре наве­стит девушку. Надо срочно пере­ез­жать. Макар от бессилия снова запи­вает. «Ради меня, голубчик мой, не губите себя и меня не губите», — умоляет его несчастная, посылая последние «трид­цать копеек серебром». Обод­ренный бедняк объяс­няет свое «падение»: «как потерял к самому себе уважение, как предался отри­цанию добрых качеств своих и своего досто­ин­ства, так уж тут и все пропадай!» Само­ува­жение Макару дает Варя: люди «гнуша­лись» им, «и я стал гнушаться собою., а вы всю жизнь мою осве­тили темную, и я узнал, что не хуже других; что только не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек». Здоровье Вареньки ухуд­ша­ется, она уже не в силах шить. В тревоге Макар выходит сентябрь­ским вечером на набе­режную Фонтанки. Грязь, беспо­рядок, пьяные — «скучно»! А на соседней Горо­ховой — богатые мага­зины, роскошные кареты, нарядные дамы. Гуля­ющий впадает в «воль­но­дум­ство»: если труд — основа чело­ве­че­ского досто­ин­ства, то почему столько бездель­ников сыты? Счастье дается не по заслугам — поэтому богачи не должны быть глухи к жалобам бедняков. Макар немного гордится своими рассуж­де­ниями и заме­чает, что у него «с недав­него времени слог форми­ру­ется». 9 сентября Девуш­кину улыба­ется удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распе­канцию» к гене­ралу, смиренный и жалкий чиновник удосто­ился сочув­ствия «его превос­хо­ди­тель­ства» и получил лично от него сто рублей. Это насто­ящее спасение: упла­чено за квар­тиру, стол, одежду. Девушкин подавлен вели­ко­ду­шием началь­ника и корит себя за недавние «либе­ральные» мысли. Читает «Северную пчелу». Полон надежд на будущее. Тем временем о Вареньке разуз­нает Быков и 20 сентября явля­ется к ней свататься. Его цель — завести законных детей, чтобы лишить наслед­ства «негод­ного племян­ника». Если Варя против, он женится на москов­ской купчихе. Несмотря на бесце­ре­мон­ность и грубость пред­ло­жения, девушка согла­ша­ется: «Если кто может возвра­тить мне честное имя, отвра­тить от меня бедность так это един­ственно он». Макар отго­ва­ри­вает: «сердечку-то вашему будет холодно!» Заболев от горя, он все же до послед­него дня разде­ляет её хлопоты по сборам в дорогу. 30 сентября — свадьба. В тот же день, нака­нуне отъезда в поме­стье Быкова, Варенька пишет письмо-прощание старому другу: «На кого вы здесь оста­не­тесь, добрый, бесценный, един­ственный!» Ответ полон отча­яния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, все оттого, что вы здесь, напротив, побли­зости жили». Кому теперь нужен его сфор­ми­ро­вав­шийся «слог», его письма, он сам? «По какому праву» разру­шают «жизнь чело­ве­че­скую»?

  • Слайд 8

    Тема «маленького человека» в произведениях Ф. М. Достоевского

    Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей — Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч — стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы — темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”. Гуманистическая направленность “Бедных людей” была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: “Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...”. Социальная тема, тема “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти” в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и те несчастные люди, которые мимолетно встречаются Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о “необыкновенных личностях”. Федор Михайлович Достоевский- создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого “маленького человека” и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский — гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы “маленьких людей” проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке