Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Д.т.н., проф. Нижегородского государственного инженерно-экономического университета Папков Б.В. E-mail: boris.papkov@gmail.com 1
-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ ДО 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009г. № 1715-р
2
-
I. ВВЕДЕНИЕЦель энергетической политики России:максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
3
-
Стратегия определяетцели и задачи развития энергетического сектора страны, приоритеты, ориентиры и механизмы государственной энергетической политики. Стратегия формируетновые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития.
4
-
Стратегия использутся:при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов РФ; комплексных программ по энергетическому освоению регионов; генеральных схем развития отдельных отраслей ТЭК; параметров инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.
5
-
В Стратегии представлены:результатыреализации Энергетической стратегии до 2020 г. и целевое видение настоящей Стратегии; тенденциии прогнозные оценки социально-экономического развития, взаимодействия экономики и энергетики; перспективы спроса на энергоресурсы; основные положения государственной энергетической политики и её составляющих; перспективы развития ТЭК России;ожидаемые результаты и система реализации.
6
-
II. Результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, цели и задачи настоящей Стратегии
7
-
Главными векторамиперспективного развития отраслей ТЭК являются: переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;создание конкурентной рыночной среды;интеграция в мировую энергетическую систему.
8
-
Главный внутренний вызов – гарантированноеудовлетворение спроса на энергоресурсы; обеспечение стандартов, соответствующих развитым странам;повышениеэнергоэффективности экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиямиснижение энергоемкости продукции;ограничениенагрузки ТЭК на окружающую среду и климат.
9
-
Главный внешний вызов – преодоление угроз неустойчивости мировых энергетических рынков; обеспечение вклада энергетического сектора в повышение эффективности внешнеэкономической деятельности России.
10
-
При этом обеспечиваются:минимизациянегативного влияния глобального экономического кризиса для обновления структуры экономики в пользу менее энергоемких отраслей; стимулированиеперехода на ускоренное инновационное развитие;рациональное снижение доли ТЭР в структуре экспорта и переход к продаже продукции их глубокой переработки.
11
-
Главная цель Стратегии–создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного потребностям экономики и внешнеэкономическим интересам, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.
12
-
III. Основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития России на период до 2030 г.
13
-
Основные гипотезы об ориентирах экономики и энергетики до 2030 г– снижение зависимости экономики от энергетики за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов и потенциала энергосбережения. К 2030 г. (по сравнению с 2005 г.) ожидается:удельная энергоемкость ВВП сократится более чем в 2 раза;удельная электроемкость ВВП – не менее чем в 1,6 раза.
14
-
IV. Перспективы спроса на российские энергоресурсы
15
-
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке1.1.Снижение удельной энергоемкости экономики является центральной задачей энергетической политики России, без решения которой энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие страны.
16
-
1.2. Предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер по экономии ТЭР, целенаправленная энергосберегающая политика. Результатом должно стать существенное снижение к 2030 г. энергоемкости и электроемкости российской экономики, что отразится на динамике внутреннего спроса на первичные энергоносители и электроэнергию
17
-
2. Россия на мировых рынках2.1. Лидирующие позиции по добыче сырой нефти - 12%мировой торговли. 2.2. Первое место по запасам природного газа (23%) и объемам его ежегодной добычи (25%). 2.3. Второе место по запасам угля (19%), пятое – по объемам ежегодной добычи (5%)и около 12%торговли энергетическим углем.
18
-
2.4. Атомная энергетика: 5% атомной генерации, 15%реакторостроения, 45% обогащения урана, 15% конверсии отработанного топлива, 8% мировой добычи природного урана.2.5.Россия практически не представлена на мировом рынке энергетики, основанной на ВИЭ.
19
-
V. Государственная энергетическая политика1. Основы государственной энергетической политики и этапы ее реализации
20
-
Последовательность действий по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;Заинтересованность в создании устойчиво развивающихся энергетических компаний;Обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы инициативы.
21
-
Главные стратегические ориентиры долгосрочной государственной энергетической политики:энергетическая безопасность;энергетическая эффективность экономики;бюджетная эффективность энергетики;экологическая безопасность энергетики.
22
-
Главные механизмы государственной энергетической политики:создание благоприятной экономической среды функционирования ТЭК; введение системы перспективных регламентов, стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих развитие энергетики; стимулирование инициатив хозяйствующих субъектов в энергосберегающей и экологической сферах; повышениеэффективности управления государственной собственностью в энергетике.
23
-
2. Главные стратегические ориентирыЭнергетическая безопасность– состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению, определяющихся внешними факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
24
-
Основные проблемы энергетической безопасности :износосновных фондов ТЭК (в электроэнергетике и газовой промышленности – почти 60%, в нефтеперерабатывающей – 80%);низкая степень инвестирования в отрасли ТЭК (за 5 лет объем инвестиций составил около 60% от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России до 2020 года);
25
-
монозависимость экономики и энергетики от природного газа (доля внутреннего потребления около 53%);несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
26
-
Стратегические цели обеспечения энергетической безопасности: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;способностьэффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты;устойчивость ТЭК к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному энергообеспечению; способность минимизировать ущерб, от проявления дестабилизирующих факторов.
27
-
Главная проблема энергетической политики – нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения (до 40%объема внутреннего энергопотребления).
28
-
В общем потенциале энергосбережения:жилые здания – 18–19%;электроэнергетика, промышленность, транспорт – 13–15%;теплоснабжение, оказание услуг, строительство – 9–10%;производство топлива, сжигание попутного газа, энергоснабжение государственных учреждений – 5–6%;сельское хозяйство – 3–4%.
29
-
Создание благоприятной экономической среды:формированиефедерального и регионального законодательства;формированиесистемы управления повышением энергоэффективности;формированиерынка энергосервисных услуг;формированиесистемы внутренних цен на энергоносители за счет либерализации для стимулирования их рачительного использования; стимулирование предпринимательской деятельности, предполагающей возврат частных инвестиций в энергосбережение.
30
-
Формирование системы регламентов, стандартов и нормпредусматривает:повышение ответственности за нерациональный расход энергоресурсов;введение нормативов энергоэффективности и системы штрафов за их нарушение; введение налоговых льгот за достижение показателей, превышающих нормативы;
31
-
организацию государственного статистического наблюдения за энергоэффективностью и энергосбережением;организацию энергетических обследований; составлениеэнергетических паспортов с последующим сбором, анализом и систематическим использованием указанной информации.
32
-
Российский энергетический сектор – один из основных источников загрязнения окружающей средыЭто более 50%выбросов в атмосферный воздух, более 20% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, более 70% суммарной эмиссии парниковых газов в РФ.
33
-
6. Региональная энергетическая политикаОсновные проблемы :наличие "узких мест" в энергоснабжении регионов;недостаточное развитие малой энергетики и местных источников;отсутствие во многих регионах программ энергосбережения.
34
-
7. Инновационная и научно-техническая политика в энергетикеОсновные проблемы по направлению «Электроэнергетика»созданиевысокоинтегрированных интеллектуальных электрических сетей в ЕЭС России (Smart Grids);широкое развитие распределенной генерации;созданиеавтоматизированных систем управления спросом на электроэнергию.
35
-
Основные проблемы по направлению «ВИЭ»:развитие технологий использования ВИЭ;развитие многофункциональных комплексов автономного энергообеспечения потребителей в районах, не подключенных к сетям централизованного энергоснабжения;отработка технологий комбинированного использования ВИЭ и компенсации неравномерности выдачи мощности генерирующими объектами.
36
-
8. Социальная политика Основные проблемы: необходимость усиления контроля за ценами на тепло и электроэнергию;возрастание роли человеческого фактора в крупнейших авариях последних лет;слабое участие общества в поддержке и развитии энергетического бизнеса;низкий уровень сервисного энергообслуживания.
37
-
Необходимо:обеспечение надежного энергоснабжения по доступным ценам;совершенствованиерозничных цен на тепло и электричество с целью поддержания приемлемой доли затрат на необходимое энергообеспечение;повышение ответственности энергетиков за энергоснабжение населения;внедрение норм обеспечения резервного (автономного) энергоснабжения для социально значимых объектов;
38
-
повышение эффективности системы адресной социальной поддержки населения;совершенствованиесистемы профессионального образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, а также системы переквалификации и переподготовки кадров в соответствии с современными требованиями.
39
-
VI. Стратегические инициативы развития ТЭК 1. Топливно-энергетический баланс на период до 2030 года:снижениеудельной энергоемкости экономики и энергетики (в 2,1–2,3 раза); роствнутреннего потребления (в 1,4–1,6 раза); рост экспорта (в 1,1–1,2 раза);ростпроизводства энергоресурсов (в 1,3–1,4 раза).
40
-
2. К числу важнейших стратегических инициатив относится энергосбережение
41
-
7. ЭлектроэнергетикаСтратегические цели развития электроэнергетики:обеспечение энергетической безопасности;удовлетворение потребностей экономики и населения в электрической энергии (мощности) по доступным ценам;обеспечение надежности и безопасности системы электроснабжения в нормальных и чрезвычайных ситуациях;инвестиционно-инновационное обновление отрасли.
42
-
Основные проблемы:дефицитгенерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны;неоптимальная структурагенерирующих мощностей из-за недостатка маневренных электростанций;снижение надежности электроснабжения;низкаяэнергетическая и экономическая эффективность отрасли;наличие перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии на внутреннем рынке.
43
-
Достижение стратегических целей достигается:обеспечениемживучести, режимной надежности, безопасности, управляемости электроэнергетических систем и необходимого качества электроэнергии;снижениемпотерь и повышением эффективности транспорта электроэнергии;
44
-
созданием систем автоматизированного учета и регулирования;недопущением срыва планов по повышению жизненного уровня населения;предсказуемостью:долгосрочной тарифной политики, политики в сфере энергоэффективности и энергосбережения,полититки формирования рационального ТЭБ.
45
-
10. Использование ВИЭ и местных видов топливаСтратегические цели снижение темпов роста нагрузки на окружающую среду и роста потребления ресурсов ископаемого топлива;вовлечение в топливно-энергетический баланс дополнительных ТЭР;повышение уровня энергетической безопасности и надежности энергоснабжения.
46
-
VIII. Ожидаемые результаты:гарантированная энергетическая безопасность России;уменьшениедоли ТЭК в ВВП с 30 до 18%;снижение удельной энергоемкости ВВП не менее чем в 2,3 раза;снижениедоли газа во внутреннем потреблении с 52 до 46–47%;увеличениедоли нетопливной энергетики с 11 до 13–14%;
47
-
инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры; развитие новых энергетических технологий;экологическая безопасность и эффективность функционирования ТЭК с ограничением объема выбросов парниковых газов к 2030 г. до уровня 100–105% объема 1990 г.
48
-
ПРИЛОЖЕНИЕ # 1. Основные показатели развития экономики и ТЭК России в 2008 г. и прогнозные показатели Энергетической стратегии до 2020 г..ПРИЛОЖЕНИЕ # 2. Индикаторы энергетической безопасности.ПРИЛОЖЕНИЕ # 3. Индикаторы стратегического развития минерально-сырьевой базы ТЭК до 2030 г.ПРИЛОЖЕНИЕ # 4. Прогнозный топливно-энергетический баланс России до 2030 г.ПРИЛОЖЕНИЕ #5.Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики до 2030 г, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии
49
-
18 сентября 2015 в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось общественное обсуждение проекта Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года.ЭС - ключевой документ, определяющий основы государственной энергетической политики в долгосрочном периоде. На ее базе будут скорректированы все основные программные документы по развитию отраслей ТЭК.
50
-
Вопросы для обсуждения:
состояние, вызовы, тенденции развития мировой и российской энергетики; цели, задачи и приоритеты ЭС-2035; направления и задачи развития отраслей ТЭК; направления и задачи развития сфер государственного управления энергетикой (недропользование, энергосбережение и повышение энергетической эффективности, экология и противодействие изменениям климата, импортозамещение и взаимодействие с промышленностью, научно-техническая и инновационная деятельность, социальная сфера и развитие человеческого капитала, международные отношения); механизмы реализации ЭС-2035. 51
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.