Содержание
-
Градостроительство с основами архитектуры.Отчет по учебной практике.
Выполнили студенты гр. ЛА3-131-ОБ: Бондаренко Э. Тупикина И. Мухина М. Макарова Е. Клепачева О. Медведева С. Кузнецова А. Беляева Т. Зайцева Н.
-
Тема: «Проспект Революции. Историко-культурное наследие. Современная градостроительная ситуация »
-
История
Проспе́ктРеволю́ции — центральная улица Воронежа, проходит через Центральный район города. Дореволюционное название — Большая Дворянская улица также используется в настоящее время. Длина — 2,3 км. Является улицей исторического центра города. Проспект Революции начал застраиваться более 200 лет назад, в соответствии с регулярным планом 1774 года. Большинство из сохранившихся сейчас зданий было построено во второй половине XIX — начале XX века. Многие здания были разрушены во время боёв за Воронеж, в ходе Великой Отечественной войны, большинство из них в середине XX века было восстановлено.
-
Прогулка по проспекту Революции
Сегодня почти каждое здание на Проспекте чем-либо примечательно, почти каждое-памятник архитектуры или истории. У нас есть возможность виртуально посетить эту особенно значимую часть нашего города.
-
Усадьба Германовской. Дом №3
Середина XIX века Наши дни В этом домев 1870 году родился лауреат Нобелевской премии русский писатель Бунин И.А
-
Во время рождения писателя в усадьбе стоял одноэтажный деревянный дом. В 1872 году владелица имения «губернская секретарша» А. Е. Германовская начала строить новое здание взамен старого. Фундамент был заложен в мае. Но уже в июле Германовская продала домовладение жене отставного фельдшера А. С. Фетисовой. По проекту, утвержденному в 1873 году, А. С. Фетисова к 1874 году завершила сооружение нынешнего дома - двухэтажного, с кирпичным низом и деревянным верхом - и реконструкцию внешних стен флигелей В 1989 году в усадьбе работали реставраторы: они перестроили тот же флигель, придав ему декор в соответствии с проектом 116-летней давности, но заменив деревянные, обложенные кирпичом стены на новую кирпичную кладку. Сохранен каменный сводчатый подвал «дофетисовского», самого старого дома - он, бесспорно, «застал» рождение Бунина.
-
Жилой дом №7
Дом построен в 1888-1890 годах по проекту Матвея Ефимовича Земскова. Представляет собой яркий образец русского стиля. Трехэтажное прямоугольное здание расположено вдоль проспекта Революции. С фасадной части дома первый этаж превращается в полуподвальный из-за неровности рельефа. В структуре здания визуально выделяются три части, акцентированные как древнерусские палаты: центральная часть – шатром, боковые – епанчами. Основной декор здания сосредоточен в его верхних этажах. У всех этажей дома одинаковая планировка: по две квартиры, расположенные в каждой секции этажа. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал. В 1947-48 годах он был восстановлен по проекту архитектора П.А. Полищука; внешний облик здания был сохранен почти полностью. Сейчас этот дом жилой, на первом этаже расположены офисные помещения.
-
Средне-техническое училище им. Петра I
1930-е годы Наши дни Здание занимает угловой участок. Построено на площади Старый бег в 1909-1913 гг. для городского восьмиклассного среднего механико-технического училища им. императора Петра Великого. Это было самое значительное учебное здание начала XX в., находившееся в ведении городского управления.
-
Училище было создано по инициативе городской думы для пополнения квалифицированных технических руководителей на промышленных предприятиях города и губернии. Для организации этого учебного заведения была создана комиссия, в которой главную роль играл известный воронежский деятель, организатор учреждений просвещения и здравоохранения, выходец из знатного купеческого рода Н. А. Клочков. В комиссию также входили педагог А.П. Киселев, присяжный поверенный В.И. Шауров, действительный статский советник И.В. Титов. Училище было открыто в октябре 1908 г. Первоначально арендовало дом и флигель усадьбы В.М. Чернозубовой на Грузовой улице. В комиссию по постройке специального здания для училища вошли представители губернии и города, в том числе известные воронежские архитекторы A.M. Баранов, Д.Н. Васильев, В.И. Гайн, С.Л. Мысловский. В 1909 г. комиссия признала непригодным первоначальный проект. Было решено спроектировать более дорогостоящее здание и для этого просить городскую думу расширить земельный участок. Повидимому, в перепроектирование внес большой вклад губернский инженер С.Л. Мысловский. В 1910 г. была возведена и занята училищем лишь небольшая часть здания. Окончание строительства стало возможным благодаря крупным личным средствам Н.А. Клочкова.
-
Комплекс зданий губернской земской больницы с домовой церковью, построены в 1826 г.
№10 №12 №14
-
Сохранился комплекс зданий бывшей губернской земской больницы (д. № 10, 12,14 по проспекту и № 1 по ул. Кольцовской). До середины 1860-х годов, до учреждения губернского земства, эти больничные постройки находились в ведении Приказа общественного призрения. Начало им было положено во второй половине 1820-х годов. В 1832 году император Николай I осмотрел их, посетив Воронеж, и велел закончить строительство. Восстановленные и частично перестроенные после Великой Отечественной войны корпуса продолжают использоваться для медицинских нужд. Центральный корпус занимает 2-я городская клиническая больница имени К. В. Федяевского. В разное время в исторических зданиях работали видные русские врачи, общественные деятели К. В. Федяевский, А. Г. Русанов, Н. Н. Баженов, Н. А. Вырубов.
-
Управление ЮВЖД(№ 16)
Здание Управления Юго-Восточной Железной дороги расположено при пересечении проспекта с улицей Феоктистова. Является высотным акцентом города. Построено в 1928-32 гг. архитектором Н.В. Троицким в стиле конструктивизма. Поставленное по красным линиям четырехэтажное здание во время войны было разрушено, а в 1952 г. перестроено автором в стиле классицизма с включением соседнего здания. При перестройке был открыт вид на дом губернатора И.А. Потапова, располагающийся во дворе. В 1999-2000 гг. по проекту архитектора С.А. Гилева к дворовому фасаду по улице Феоктистова сооружена пристройка.
-
Воронежский дворец(№ 18)
Воронежский дворец 1770-х годов (арх. Кваренги) в стиле барокко — одна из крупнейших и лучших построек этого стиля в провинциальной России.
-
Воронежский дворец построен в 1777-1779 гг. в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н. Н. Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова (1722-1791, губернатор в 1775-1791 гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, окруженный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше парк. В 1930-х гг. в связи с началом строительства Управления Ю.-В.ж.д. флигели и аркада были частично снесены, а само здание отделено от улицы. При послевоенной реконструкции в здании Управления были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть уникальное для провинциального города сооружение в стиле барокко с ясной композицией фасадов. В 1984 г. к тыльной стороне дворца был пристроен выставочный зал. В 1983-1985 гг. Воронежской реставрационной мастерской проведена реставрация здания. Здание занимает Воронежский художественный музей им. И. Н Крамского.
-
Здание I мужской гимназии(№19)
Здание бывшей мужской гимназии (Проспект Революции дом 19). Построено в 1859 г. Архитектор А.А. Тон.С 1822 по 1853 год Воронежская гимназия размещалась в доме, построенном в 1798 году на Большой Девиченской улице. В 1834 году в гимназии были проведены преобразования по Уставу 1828 года: гимназия стала семиклассной; В 1856—1859 годах в начале улицы Большой Дворянской улицы (ныне проспект Революции) для Воронежской гимназии по проекту архитектора А. А. Тона было выстроено новое здание, в котором гимназия находилась до 1917 года. В послереволюционные годы здесь располагался медицинский факультет ВГУ, в послевоенные - обком партии. Сейчас в здании размещается один из корпусов технологическое академии.
-
Здание Казенной палаты(№ 21)
Здание бывшей Казенной палаты (Проспект Революции дом 21).Двухэтажный дом был возведён в стиле классицизма XVIII века для казённой палаты в 1786—1787 годах по проекту Джако́мо Анто́ниоДомени́коКваре́нги как часть неосуществленного комплекса из четырёх зданий наместнического правления и губернских присутственных мест по заказу в 1784 году воронежского наместника генерал-поручика Василия Алексеевича Черткова. Здания должны были быть соединенных полукруглыми галереями. После завершения архитектурный комплекс должен был располагаться на территории нынешнего Петровского сквера. Возведение дома казённой палаты проводилось под руководством губернского архитектора И. И. Волкова. Из-за запрета на строительство казённых каменных сооружений по всей стране в связи с началом русско-турецкой войны весь комплекс построен не был. После октябрьской революции казённую палату распустили, а здание передали различным госучреждениям. После Великой Отечественной войны к зданию, из-за нехватки в городе жилых площадей, по совету архитектора А. В. Миронова было достроено еще 2 этажа. После Великой Отечественной войны здание было восстановлено. К нему достроили еще два этажа. Сейчас - жилой дом.
-
Дом народных организаций(№ 22)(Дом губернатора)
-
Южная часть дома была построена в 1780 году как двухэтажный особняк воронежского коменданта А. И. Хрущёва. Потом домом стал владеть губернатор О. И. Хорват, который вскоре продал это здание в казну. До самой революции это здание было постоянной резиденцией губернаторов города Воронеж. В усадьбу в начале XIX века входил дом, два флигеля и большой красивый сад, в котором была беседка. В своё время в доме бывали разные знаменитые люди того времени: И. С. Никитин, А. Н. Островский, А. В. Кольцов. М. А. Веневитинов некоторое время служил там и имел собственный кабинет. В середине XIX века дом перестроили по проекту С. Л. Мысловского. После революции в доме разместился «Дом народных организаций», позже это был Дом крестьянина и губсовпартшкола. Последний факт очень важен, так как в школе этой учился талантливый писатель А. П. Платонов. Потом в доме стала располагаться библиотека и Музей изящных искусств. Во время Великой Отечественной войны здание было повреждено, особенно пострадала его старая часть. Дом восстановил в 1950 году архитектор Н. В. Троицкий, который внёс некоторые изменения в фасад, сделав у него античный портик и объединив два здания в одно большое. После ремонта там разместилась газета «Молодой коммунар». Сейчас здание отдано федеральному казначейству и фондам краеведческого музея.
-
Губернское правление(№ 23)
Сейчас это жилой дом с магазином на первом этаже.
-
Первоначально в конце XVIII века архитектор И. И. Волков по проекту Джакомо Кваренги построил четыре здания, которые должны были выполнять функцию Дома губернских присутственных мест, но до нашего времени дошли только два, которые в 1857-1859 году были соединены в одно здание. Губернское правление располагалось там до 1917 года; тогда же в этих зданиях размещался с 1835 года и Губернский статистический комитет, который занимался изучением Воронежской губернии и постепенно превращался в краеведческий центр. Уже в 50-х годах XIX века благодаря активной деятельности Н. И. Второва статистический комитет начал становиться подлинно научным учреждением. Во время Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено, но отреставрировано в 1940-х годах архитектором Г. В. Здебчинским.
-
В 1882 году на месте старого дома с мезонином, принадлежавшего аптекарю Карлу Вернеру, было построено по проекту В. Е. Переверзева новое здание, ставшее духовным училищем. Открытие училища произошло 24 октября 1882 года. В нём обучались сыновья священников. В 1917 году здание освободили от священников и их учеников и разместили в нём педагогический техникум. Позже это был и педагогический институт, выросший через несколько лет в университет. К зданию пристроили четвёртый этаж и библиотеку, в которой много лет встречались воронежские любители книги. В 1970-х годах здание стало разваливаться на глазах, и его отремонтировали. В 1999 году территорию вокруг облагородили и поставили на большом постаменте памятник писателю Андрею Платоновичу Платонову. А мемориальная доска на здании напоминает всем, что в годы войны Софья ПанфиловнаОникиенко совершила подвиг, спасая книги из библиотеки ВГУ.
-
Духовное училище(№ 24)
На сегодняшний день это - корпус № 3 ВГУ, здесь же располагается научная библиотека ВГУ.
-
Губернская почтовая контора(№ 25)
Почтамт, УФПС Воронежской области - филиал ФГУП "Почта России"
-
Двухэтажный, каменный дом построен около 1779 г. аптекарем А.И. 3егером, в 1782 г. передан им в казну, по проекту 1784 г. под руководством архитектора И.И. Волкова переделан для размещения почты. Почтовый двор состоял из пяти построек. На красной линии улицы, размещался главный кирпичный двухэтажный дом, по углам прямоугольного в плане участка стояли одноэтажные флигели; два из них были обращены главными фасадами на улицу и соединялись с главным домом кирпичной оградой с двумя воротами. В 1871–72 гг. главный дом почтовой конторы был перестроен заново. В его нижнем этаже размещались экспедиции конторы и кладовые, а вверху – квартиры для служащих. В конце 1880-х гг. почтовая контора была преобразована в почтово-телеграфную. В 1893 г. на усадьбе почтово-телеграфной конторы открыли первую городскую телефонную станцию, реконструированную в 1911–13 гг. Она размещалась в одном из флигелей, имевшем к тому времени два этажа. В 1913–14 гг. происходила последняя дореволюционная перестройка здания конторы, осуществленная по проекту архитектора Д.Н. Васильева. В 1950–52 гг. при восстановлении комплекса после разрушений 1942–43 г. пять зданий были объединены в одно по проекту архитектора В.В. Савостьянова. Основным корпусом почтамта стали бывший главный дом почтовой конторы и два флигеля по его сторонам. От дореволюционного времени сохранилась конструктивная основа 1872 и 1914 гг.Сейчас здание двухэтажное, с тремя протяженными выступами в сторону двора. Главный фасад имеет пятичастное деление, средняя часть и боковые ризалиты, соответствующие бывшим зданиям, выделены пилястрами. Центральный ризалит оформлен трехчетвертными колоннами большого ордера. Арочный портал главного входа расположен в центре фасада и отмечен фронтоном. Стены рустованы.
-
Гостиница Шванвича(1840) или «Дом со львами»(№ 27)
Перед нами памятник архитектурного наследия - гостиница Шванвича. С того времени, как в настоящем дневнике впервые было упомянуто про Дом со львами, произошли некоторые изменения. Дом отремонтировали, а львы на фасаде сменили окрас из серебристого на белый.
-
Здание – памятник архитектуры позднего классицизма, построено в 1840-1844 годах по проекту архитектора С.И. Соколова. Старинный трехэтажный дом с барельефами львиных морд на фасаде в простенках между окон 1-го цокольного этажа и 2-го этажа в никитинскую пору был известной гостиницей С.Н. Шванвича. Семья полковника С.Н. Шванвича владела ею в 1840-1860-х годах. В 1869-м ее приобрел купец С.Л. Кряжов, популярный городской голова и благотворитель. После смерти купца (1888 г.) гостиничное здание перешло к его дочери А.С. Хвощинской, которая была замужем за генерал-майором Б. В. Хвощинским. В 1910-х годах – к детям семьи Хвощинских. При Хвощинских старая гостиница имела громкие названия: «Москва», позже «Берлин». Во время войны от полностью разрушенного здания осталась одна стена. Дом восстанавливали местные жители. В 1948 году здание было восстановлено по проекту воронежского архитектора Германа Здебчинского. Ныне это жилой дом, первый этаж занимают конторы.
-
Здание духовной семинарии(№ 29)
Семинария была заведена в 1745 г., поменяла немало помещений, пока в Воронеж не прибыл епископ Антоний (Соколов, 1767-1827).
-
Семинария была заведена в 1745 г., поменяла немало помещений, пока в Воронеж не прибыл епископ Антоний (Соколов, 1767-1827). Увидев бедственное положение духовной школы, он решил устроить новое помещение для семинарии. 1811 г.: Святейший Синод разрешил сбор пожертвований на устройство нового корпуса. 1812 г.: куплена усадьба статского советника Н. Лазарева-Станищева на Большой Дворянской улице. 1813 г.: соседний дом пожертвовала епархии графиня А. Орлова-Чесменская.7 февраля 1813 г.: епископ Антоний представил Синоду проект 2-х каменных корпусов: трехэтажного и двухэтажного. Синод благословил строительство и 13 ноября 1813 г. утвердил присланный из Воронежа план трехэтажного каменного корпуса. Автор проекта невыяснен, полагают, что это городской архитектор Т. Кондратьев.Март 1815 г.: епископ Антоний учредил контору при семинарии, ведающую строительством, оно часто приостанавливалось из-за отсутствия средств. Возведение здания завершили при преемнике владыки Антония, епископе Епифании (Канивецком, 1776-1825). 16 сентября 1817 г.: Епифаний издал воззвание продолжить пожертвования на достройку, но их было недостаточно. Он добился от Святейшего Синода денежной субсидии. 1822 г.: строительство семинарии закончено: 4-ехэтажное здание украшено классическим портиком из восьми колонн, покоящимися на высоком пьедестале, прорезанном глубокими проемами входа.Здесь учились: поэты А.П. Серебрянский и И.С. Никитин; архиепископ Дмитрий (Самбикин), митрополит Леонтий (Либединский), святитель Петр (Полянский).1869 г.: перед главным входом построили часовню. 1872-1873 гг.: здание продлено в обе стороны до современных размеров по проекту губернского архитектора А.А. Кюи. Семинарию закрыли, в корпусе разместился Дворец труда и другие учреждения. 1920-е гг.: разобрали часовню, стал виден фасад. 1936 г.: надстроили 4-ый этаж по проекту архитектора А.В. Данилова.
-
Дом Тулинова(№ 30)
1930 год Наши дни
-
Двухэтажный дом в стиле ампир занимает угол пр. Революции и ул. Комиссаржевской, был возведен в 1811-1813 гг. по проекту городского архитектора Т.С. Кондратьева как жилой дом Василия Васильевича Тулинова – губернского предводителя дворянства, советника коммерции, внука одного из основателей суконных мануфактур в Воронежской губернии. Еще во времена Петра I семья Тулиновых была известна как семья богатых фабрикантов-заводчиков. В.В. Тулинов не пожалел средств на постройку дома. Двухэтажный особняк с антресолями, выносным портиком, орнаментальными барельефами и ионическими капителями. 4 ионические колонны, поддерживающие фронтон, опираются на аркаду нижнего этажа. Уличные фасады украшены пилястрами и лепным декором. На дворовом фасаде размещены готические окна с цветными витражами. Усадьба простиралась до Малой Дворянской (ныне ул. Фр. Энгельса), вмещала конюшни, оранжереи, сенники и ледники. Вскоре В.В. Тулинов скончался, дом по завещанию был передан его сыновьям Василию и Якову. После смерти братьев владелец дома – Василий Яковлевич Тулинов, открывший в 1864 г. после капитального ремонта во флигеле первую в Воронеже публичную библиотеку. После октябрьской революции 1917 г. дом был национализирован, спустя 10 лет в нем открылся Музей революции Центрально-Черноземной области. От большого двухсветного зала на 2-ом этаже расходились анфиладами комнаты поменьше. Картины, скульптуры, диаграммы, фотографии рассказывали посетителям об утопическом коммунистическом будущем. Перед Великой Отечественной войной на 1-ом этаже находилась редакция газеты «Молодой коммунар». Во время войны в 1943 г. от дома остался каркас, крыша сгорела и провалилась внутрь, фронтон рухнул. 1951 г.: здание восстановлено по проекту инженера В.П. Глотова и стало памятником архитектуры. В настоящее время здание занимает ЦНТИ(центр научно-технической информации) Воронежской области.
-
Мариинская гимназия(№ 32)
Казенная женская Мариинская гимназия названа в память об императрице Марии Федоровне, была учреждена в Воронеже в 1861 г.
-
Дом книги(№ 33) Пр. Революции и воронежский «Дом книги» . На довоенной открытке. , «Дом книги» 2014 год.
-
В 30-е гг. широко развернулось строительство современных общественных и административных зданий, в их числе в центре Воронежа вырос Дом книги – грандиозное шестиэтажное здание из эпохи «сталинского классицизма». Его строительство по проекту А.В. Миронова началось в 1935 году. Строительные леса с фасада Дома книги сняли осенью 1936 года. Очевидно, внутренняя отделка полностью завершилась в 1938 году, когда на 1-ом этаже открылся главный книжный магазин города. После войны здание восстановлено под руководством архитектора А.В. Миронова.В начале XX века в архитектуре господствовал конструктивизм. Тем не менее, архитектор А.В. Миронов исполнил проект в романтических формах средневекового зодчества в сочетании с достижениями стиля модерн. Большие широкие окна второго и последнего этажей обрамлены арками и отдаленно напоминают колончатый пояс древнерусских храмов. Над входом в магазин над 1-ым этажом выполнен лепной барельеф с изображением К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина на фоне знамен. Здание похоже на большую книгу и силуэт его выделяется среди других сооружений проспекта Революции
-
Дом Капканщикова(№ 37)
ул. Б. Дворянская 1814 год Пр. Революции 2014 год
-
Дом был построен в 30-е гг. XIX в., имел два этажа и портик с колоннами, принадлежал потомственному почетному гражданину Воронежа промышленнику и купцу К.И. Капканщикову. 1870-80-х гг. – 1917 г.: дом принадлежал Капканщиковым. Они владели производством по первичной обработке шерсти, из нее изготавливали сукно и продавали в своих лавках. Это – единственная семья, имевшая усадьбу на главной улице, что подчеркивало ее особый статус. Внук первого владельца дома, потомственный почетный гражданин П.К. Капканщиков с 1883 г. по 1887 г. избирался городским головой. Дом требовал постоянного ухода, и потому часть помещений купец сдавал внаем. Торговые лавки и магазинчики в доме Капканщикова привлекали внимание, снять здесь помещения было прибыльно и престижно. В июне 1917 г. Капканщиковы продали особняк купцу Ракитину. При Советской власти дом национализировали, в нем размещались различные учреждения. В годы войны каркас дома устоял. После войны по проекту Г.В. Здебчинского надстроили 3-й этаж. Из экономии его сделали ниже, чем два других. 1947 г.: здание вновь эксплуатируется. С 1950-х гг. 3-ий этаж арендовала местная писательская организация и редакция литературного журнала «Подъем». Архитектура дома использует элементы двух стилей - барокко и классицизма. Трехэтажное здание с изломанной линией фасада, с высокими арочными окнами 2-го этажа выделяется замысловатой пластикой лицевой стороны, подчеркиваемой разнотонной окраской и изобретательным декором. Три больших балкона с гнутыми декоративными решетками фиксируют основные архитектурные элементы строения - боковые крылья и центр.
-
Усадьба Сомова(№ 39)
Усадьба Сомова, 1930 –е годы . Усадьба Сомова, 2014 год
-
№ 39 Усадьба Сомова, 1913 год. На месте дома был особняк купцов Придорошных. 1856 г.: его купил доктор Г.Ф. Столль. Часть помещений он сдавал внаем. Среди арендаторов - купец 2-ой гильдии В.А. Гольдштейн, он создал в 1858-1859 гг. лучшую типографию, литографию, металлографию. В его типографии были отпечатаны учебники, книги по литературе, искусству. 1862 г.: Гольдштейн стал издавать первую в городе частную газету «Воронежский листок», позже «Воронежский справочный листок», а с 1869 г. – «Воронежский телеграф», выходившую в начале XX в. ежедневно, кроме дней, следующих за выходными и праздниками. После смерти Гольдштейна типография несколько раз меняла владельца. 1904 г.: она передана товариществу «Н. Кравцов и К°». 1911 г.: Столль продал имение коллежскому советнику М.М. Сомову. Тот распорядился снести старые постройки и построить дом в современном стиле, учитывая пожелания арендаторов из типографии. Автор проекта – М.Н. Замятин. Дом в усадьбе «камергера Высочайшего двора» М.М. Сомова был построен в 1912 г. Здесь разместились типография товарищества «Н. Кравцов и К°» и редакция издаваемой им газеты «Воронежский телеграф». В доме имелись вода и паровое отопление, что давало преимущество условиям работы в типографии перед конкурентами. После революции владельцы типографии продали ее вместе с газетой Воронежскому издательскому товариществу. 1919 г.: газета закрыта большевиками, в здании разместилась редакция газеты «Известия воронежского губисполкома». 25 октября 1919 г. в типографии стала печататься газета «Воронежская коммуна», с 1928 г. – «Коммуна». Газета сотрудничала с литераторами из рабочей среды. В 20-е гг. в «Воронежской коммуне» печатался А. Платонов.Во время войны в здание попала бомба. Полиграфисты покинули город в числе последних, приведя в негодность типографские машины, чтобы их не мог использовать враг. Сентябрь 1943 г.: редакция «Коммуны», издательство и типография возвратились, предприятие поднимали из руин. Фасад дома был восстановлен близко к первоначальному виду, в верхней части – с отличиями. Над парадными входами в красивой виньетке были изображены инициалы владельцев. В наше время этот элемент внешнего декора утерян. Редакция газеты «Коммуна» располагалась в здании до 1980-х гг. Ныне в здание находится издательско-полиграфическая фирма «Воронеж». 1987 г.: на фасаде дома открыта мемориальная доска с барельефом А. Платонова. 12 января 2009 г.: ко Дню российской печати на здании открыта мемориальная доска в честь основателя типографии В.А. Гольдштейна.
-
Здание музыкального училища (№ 41)
2014 год
-
Фасад здания нес на себе отпечаток распространенного в ту пору модерна. Само оно было двухэтажным, с полуколоннами между верхними окнами, с двумя нишами, где сидели какие-то фантастические существа наподобие грифонов. Вход располагался сбоку. Дом изменил свой облик и получил дополнительный этаж в конце 1950-х годов: к каменному остову послевоенные восстановители долго не подступались. Надстройка и все прочие произведены по проекту И.Н. Маковецкого. С 1958 года, когда здесь завершились работы, на проспекте не осталось ни одного дома, которое не было бы возвращено к полноценной жизни.В послереволюционные годы в этом здании размещалось уже не училище, а консерватория (открылась 7 ноября 1918 года). В истории дома есть исключительный эпизод, увековеченный даже мемориальной плитой на фасаде. С ноября 1941 по июнь 1942 года тут располагалась редакция одной из лучших газет военного времени – «Красной Армии», органа политуправления Юго-Западного фронта. 26 февраля 2002 года дети Л.В. Ростроповича – Вероника и Мстислав были почетными гостями на празднестве, устроенном в честь присвоения училищу имени Ростроповичей.
-
Гостиница Самофалова «Центральная»(№ 42)
конец XIX в. Бывшее здание гостиницы «Центральная»,2014 г.
-
Владельцем был купец Дмитрий Григорьевич Самофалов, которого молва уважительно величала мильонщиком. Его имя уже тогда было негласно запечатлено на городской карте: на границе со слободой Чижовкой была Самофаловская гора, где находился самофаловский колокольный завод, отливавший свою благозвучную продукцию не только для соседних губерний, но и для Кавказа. В конце 1870-х – начале 1880-х годов Д.Г. Самофалов приобрел земельные участки на Большой Дворянской и постепенно застроил их доходными домами: квартиры в них сдавались внаймы. Так возник целый самофаловский квартал. Самым крупным зданием была гостиница «Центральная». Теперь это жилой дом, а внизу кафе и различные магазины. Судя по объявлениям в газетах, гостиница «Центральная» открылась в октябре 1879 года. Сами номера располагались на верхних этажах, а внизу в разное время помещались: часовой магазин Г.Ф. Дебеле, колбасная Фосс, парикмахерская, книжный и писчебумажный магазин «Образование», уже в советское время – торговый сектор Государственного издательства РСФСР. Отель «Централь» считался первоклассным и по тем меркам очень благоустроенным. После революционных потрясений здание продолжало выполнять свое первоначальное предназначение, но уже как государственная собственность. 10 сентября 1994 года, в День города, здание украсилось гранитной табличкой с именами Г.И. Успенского, А.П. Чехова и В.В. Маяковского – в память их здешнего пребывания.
-
Гостиница «Бристоль»(№ 43)
Отель «Бристоль», XIX в Здание «Бристоль», 2014 год
-
В начале XX века А. Г. Просвиркин и М. Н. Литвинов выкупили у семьи купцов Синицыных усадьбу и построили на её месте в 1909-1910 годах гостиницу в архитектурном стиле модерн. Проект гостиницы был предложен инженером М. Фурмановым, который заведовал строительной конторой «М.Н. Литвинов и К°». В проекте архитектор руководствовался американскими методами возведения железобетонных зданий. Это было первый воронежский дом с грузовым лифтом. В 1910-1912 годах приступили к обязанностям первые содержатели гостиницы С. К. Говсепиан и О. О. Тутельоглу, которые сумели в короткие сроки сделать «Бристоль» и одноименный ресторан, принадлежащий гостинице, очень популярными. Гражданская война всё изменила — гостиница на время стала штабом Военного совета, а потом штабом 3-го Кубанского конного корпуса и штабом 10-й Стрелковой дивизии. Во время нахождения в здании гостиницы последнего, там бывал известный писатель А. П. Гайдар. Статус гостиницы здание обрело снова только в 1930-х, но во время войны снова его потеряло — там стали жить писатели, журналисты и прочие «работники пера». После войны дом стал восстанавливать архитектор Г. В. Здебчинский. Ему с трудом удалось отстоять былой внешний облик здания; помогло ещё отсутствие средств на глобальную перестройку. Сейчас в «Бристоле» в основном размещаются офисы различных фирм.
-
Слившиеся воедино дома Вансовича (1890-е) и Михайлова (1880-е)(№ 45/47)
-
Перед нами ещё одно очень красивое здание, расположенное на главной улице города. Именно здесь находились знаменитые Михайловские часы. Вот только вывески на первом этаже смотрятся на доме купца Михайлова как инородное тело. Но это уже издержки времени. Одно из самых симпатичных сооружений в городе. От фасада трудно отвести взор. Тут почти полный набор декоративных элементов: замысловатые пилястры, ярко выделенные наличники, миниатюрные колонны, гипсовые маски, балконы с ажурной решеткой. Это здание, учитывая его габариты, лучше рассматривать с противоположной стороны улицы. Итак, левая часть здания 45/47 принадлежала перед Октябрем К. И. Романовой, а вот правая – купцу Н. А. Михайлову. Вернее сказать, у него тут, на прежней синицынской территории, было отдельное строение, поставленное в 1888-1889 годах по проекту городского архитектора Александра Михайловича Баранова. Оно тоже имело три этажа и по высоте совершенно соответствовало дому Вонсовича. Здания-соседи срослись вместе, и это предопределило их будущую судьбу. А. М. Баранов являлся автором многих каменных «произведений» в Воронеже. Он имел добротную творческую закваску, но, как сообщалось в его некрологе, полет присущей ему архитектурной фантазии всегда обрезался недостатком средств в городской кассе. Поэтому А. М. Баранов предпочитал экспериментировать на жилых постройках для именитых граждан – купца Харина, отставного полковника И. Т. Алисова, коммерсанта Н. А. Михайлова и др. Ведь каждый из состоятельных домовладельцев хотел как-то выделиться среди остальных.
-
Дом Самофалова (№46)
Конец XVIII в. – 1812 г.: это особняк купеческой семьи Волосатовых. 1816 г.: его приобрела семья поэта А.В. Кольцова. Конец 1830-х гг.: он перестроен, увеличен в размерах. Своему сыну-поэту предприниматель В. Кольцов отвел 4 комнаты без мебели в 3-ем этаже на мезонине: две маленькие, гостиную, кабинет, небольшую прихожую и приемную. У А.В. Кольцова бывал в еще не совсем достроенном доме брат видного философа А.В. Станкевич. Здесь навещал его поэт В.А. Жуковский. Здесь А.В. Кольцов провел последние годы своей жизни свои, сильно болел и умер в 1842 г.
-
На доме открыта мемориальная доска, посвященная А.В. Кольцову. Середина 1880-х гг.: предприниматель Д.Г. Самофалов купил дом А.В. Кольцова у наследников - сестры поэта А.В. Андроновой. 1890-1891 гг.: Д.Г. Самофалов перестроил его в трехэтажное здание по проекту городского архитектора A.M. Баранова. Выразительность фасаду придали крупный руст, фронтоны парапета, высокие окна и большие балконы. Найдено бесспорное свидетельство того, что капиталист не уничтожил старый дом. 1891 г.: городская дума обсуждала вопрос о переоценке дома Д.Г. Самофалова и получила сведения, что во время перестройки здания из него даже не были выселены все жильцы. Значит, несмотря на поздний эклектичный декор фасада, стены дома А.В. Кольцова остались целы и представляют собой бесценную историческую реликвию.1890-1900-е гг.: часть дома Д.Г. Самофалов сдавал в аренду Общественному собранию. В новом корпусе, пристроенном слева к дому находилась кофейня «Жан». На 1-ом этаже дома – магазины со всяким товаром: учебники, барометры, очки, духи, газеты, швейные машинки «Зингер». После революции спрос на излишества упал, свой бизнес продолжал кондитер. С установлением советской власти бывший владелец кофейни стал «товарищ Жан» и, объединившись в артель со своими официантами, кормил местных журналистов обедами. Начало XX в.: в доме размещалась редакция журнала «Сирена» и клуб журналистов «Железное перо» в помещении кофейни. В клубе можно было выпить суррогатного кофе, чаю с печеньем, посидеть в тепле, послушать выступление комсожуровцев на общественные и литературные темы, познакомиться с новыми стихами молодых поэтов.Именно здесь иногда выступал со стихами, прозой и рефератами писатель А.П. Платонов, а также поэты и писатели Н.А. Задонский, В.И. Нарбут.
-
Дом, в котором жил писатель Шубин
Сейчас в этом почти не примечательном доме среди всех прочих магазинов располагается аптека. Однако удивительное дело — аптека была в этом доме ещё 150 лет назад! Но уйдём ещё дальше в прошлое — когда-то на месте этого дома стояла усадьба А. И. Шеле.
-
В 1870-х годах усадьба с пристройками была продана В. А. Веневитинову, но дом ему не был особо нужен, так что усадьба быстро оказалась в руках у предприимчивого купца Ф. И. Адлера, в котором тот устроил кондитерскую, нотариальную контору и аптеку — вот так и началась аптечная история дома номер 48. После смерти купца дом отошёл его жене, и тогда в нём мало что изменилось — разве что обосновалась типография и у аптеки сменился хозяин. В конце 1890-х годов дом у вдовы Е. К. Адлер купил Е. Д. Самофалов, но в доме он ничего менять не стал и просто снова сдал помещения в аренду. И опять в доме оказывается аптека! Ещё один примечательный факт связан с книжным магазином, который снимал соседнее помещение в доме — в этом магазине товарищества «Молчанов и Богданов» торговали открытками с видами города, а иногда даже дарили их покупателям в качестве рекламы. Сейчас эти открытки из книжного магазина двух предпринимателей конца XIX века имеют огромную ценность при восстановлении краеведами раннего архитектурного облика города. После войны здание сильно изменилось — ему пристроили третий этаж, упростили фасад, присоединили к главному зданию флигели. На доме висит памятная доска, в которой говорится о том, что в доме после войны жил писатель А. И. Шубин.
-
Здание Воронежского академического театра драмы им. А.В. Кольцова (№55)
-
Здание театра построено в 1820-1830 г.г. В 1885-1886 г.г. театр был перестроен в псевдорусском стиле московским архитектором М.Н. Чичаговым (1837-1889). Перестройки были значительными. В 1937 году, здание было перестроено по проекту воронежского архитектора И.В.Александрова (1904-1980), театр приобрел современный облик. В 1942 году в результате попадания авиционной бомбы здание театра незначительно пострадало и было восстановлено без всяких конструктивных изменений. Здание включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Городской зимний театр»..
-
Кинематограф «Увечный воин»(№ 56)
Начало 20-го века Наши дни
-
Основное здание, к которому прилегает современный кинотеатр, было построено в начале 20 века по заказу почётного гражданина Воронежа АдрианаШуклина в качестве личной усадьбы. Шуклин был купцом, и именно он первым в Воронеже начал строить 4-этажные дома-«небоскрёбы», а потом сдавать их в аренду и зарабатывать на этом. В 1914 году часть постройки стала кинотеатром, который открылся во время первой Мировой войны. Изначально он назвался «Увечный воин» в честь российских солдат, участвовавших в боевых действиях. В годы Великой Отечественной войны здание кинотеатра было разрушено, но уже в 1946 году его полностью восстановили и заново запустили кинопоказы. В 1966 — 1969 годах к старинной части пристраивается новое современное здание с большим стеклянным фасадом на гранитных колоннах, которое смотрелось весьма футуристично в историческом центре Воронежа. В 1999 году после кардинальной реконструкции Пролетарий становится первым кинотеатром мирового уровня в центральной России и входит в ТОП 10 лучших кинотеатров страны. Несколько лет назад площадь перед кинотеатром была реконструирована. По одному из предлагаемых проектов там должен был появиться фонтан, но на его месте разбили клумбу. Сегодня здание кинотеатра «Пролетарий» является одной из городских достопримечательностей. Гостей Воронежа привлекает не только стеклянный фасад, округлая форма постройки и необычная вывеска, но и соседство с хорошо сохранившимся классическим зданием с древнегреческими музами.
-
Дом торговли «Утюжок» (№ 58)
1973 г. 2014 г.
-
«Утюжок» — одно из самых красивых зданий центра города Воронежа и, безусловно, является его визитной карточкой. Расположен он на стыке проспекта Революции и улицы Пушкинской, где в свое время находилось полукруглое здание торгового дома Вяхиревых, форма которого и дала всем известное прозвище «утюжок»\ Интересно так же и то, что это забавное название закрепилось сначала за клинышком земли, зажатым между двумя улицами: Большой Дворянской и 1-й Острогожской (дореволюционные названия проспекта Революции и Пушкинской улицы). В то время на этом участке располагалась торговая площадь с маленькими лавочками, от которой советское руководство решило избавиться, как от пережитка царского времени. Автором грандиозного проекта стал архитектор А.И. Попов-Шаман. После завершения строительства в 1932 году «Утюжок» продолжил «расти», за счет пристроек и крыльев, которые возводились вплоть до 1934 года. В итоге новое здание, которое долгое время являлось самым крупным сооружением Воронежа, стало выполнять множество функций: центральное место отводилось универмагу, остальные помещения были использованы различными коммунальными и телеграфными конторами, также часть сооружения была отдана под гостиницу. Летом 1942 года «Утюжок» был уничтожен во время многочисленных налетов немецкой авиации, и, так как денег на восстановление не было, молчаливые руины долгое время напоминали об ужасах войны. В 50-е годы XX века все же было принято решение о возрождении знаменитой постройки, возглавил проект новый архитектор В.С. Левицкий.В наши дни «Утюжок» остается яркой достопримечательностью города, и, придерживаясь многолетних традиций, располагает в себе торговые площади продуктового гастронома и большого книжного супермаркета
-
Наша небольшая экскурсия подошла к концу. Хотелось бы подвести итоги. Из презентации мы поняли, что многие здания прошлых столетий сохранили свой первозданный вид не смотря ни на что. Часть же зданий пережила реконструкцию, но даже после нее архитекторам удалось сохранить историю и стиль тех лет.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.