Содержание
-
Нейропсихологические особенности и кризис подросткового возраста д.м.н. Карпович Е.И.
-
Границы подросткового периода
В России подростками признают лиц в возрасте от 10 до 18 лет (Минздрав РФ, 2001). В нормативных документах чаще упоминаются «дети подросткового возраста». Основанием для этого служит Конвенция ООН о правах ребенка, которая считает детьми всех лиц от рождения до 18 лет. Опираясь на изложенные научные принципы, комитет экспертов ВОЗ в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте 10–20 лет, что принято сейчас почти во всем мире.
-
Изменения в нервной системе в подростковом периоде
Активно протекающие процессы спраутинга (образования новых синапсов) и прунинга (уничтожения старых синапсов) В раннем подростковом возрасте наблюдается массовая гибель кортикальных синапсов в результате которой гибнет до 30,000 синапсов в секунду!!! Во время пубертатного периода, погибает половина кортикальных синаптических связей. Созревание префронтальной коры Следствие – повышенная чувствительность мозга к воздействию неадекватных количественных и качественных стимулов
-
Большая часть информации поступает не в префронтальную кору,синапсы, которой еще не достаточно образованы, а в лимбическую систему! Следствие – решения подростков основаны на эмоциях, нет осознания чувства опасности Развитие nucleus accumbens – зоны удовольствия и вознаграждения Следствие – поиск удовольствий, жажда риска
-
(зоны менее развитые) (зоны более развитые) 12 лет 16 лет 20 лет Лобная кора
-
Возрастает роль центральной регуляции эндокринной деятельности Недостаточная эффективность функциональных связей гипоталамуса с вышележащими структурами мозга. Повышена чувствительность гипоталамических структур к ингибирующему влиянию половых стероидов Недостаточный синтез мелатонина в эпифизе Следствие – нарушения ритма сон бодрствование
-
Баланс корково-подкорковых отношений изменяется в сторону подкорковой активности, что приводит к преобладанию возбуждающих влияний и ослаблению тормозных процессов. Следствия: 1. Повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность. 2. Реакции по силе и характеру неадекватны вызвавшим их раздражителям. 3. Широкая генерализация возбуждения – реакции подростков сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков).
-
Стадии подросткового кризиса
1) Негативная (10 – 12 лет) или предкритическая - ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) Кульминационная (13 - 14 лет); 3) Посткритическая (позитивная) - (после 15 лет) формирование новых структур и построение новых отношений NB! Подростковый кризис это самый острый и самый длительный по сравнению с другими возрастными кризисами
-
Особенности высших корковых функций в раннем подростковом периоде (12-13 лет)
Замедление и ухудшение процессов, связанных с речью и речевыми навыками языка Конкретность мышления, трудности с футуристическими размышлениями. Навыки мышления конкретны, помещены в «каменную глыбу». Трудности воздействия при помощи советов. Консультация должна включать рассмотрение немедленных последствий действий подростка. Тенденция к «волшебному мышлению» - подростки верят в то, что даже если они будут предпринимать опасные действия (опасное вождение или секс без контрацепции) с ними ничего не случится. В начале подросткового периода внимание ослабляется, а к концу – процесс внимания соответствует таковому взрослого. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.
-
Основная причина подросткового кризиса, заключается в том, что
Потребность и стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию возникшие у ребенка в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и оказываются нереализованными.
-
Варианты подросткового кризиса
1. Кризис независимости - упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); Вариант самоопределения "Я уже не ребенок"; 2. Кризис зависимости - чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); Вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им". NB! С точки зрения развития наиболее распространенным и благоприятным является первый вариант
-
Проявления подросткового кризиса
Ролевое смешение - потеря собственной индивидуальности Трудности в осознании самого себя в качестве человеческойличности, отличающейся от других - кризис идентичности Подростку не ясно: кто я? Каково назначение моего нового тела? Кем я должен стать в профессиональном плане? Индивидуальность и целостность личности, которые были достигнуты ранее, вновь ставятся под вопрос вследствие интенсивного физического роста и полового созревания
-
Стадия влюбленности, не носящая сексуального характера – это проекция собственного неотчетливого первоначального образа на кого-то другого и лицезрения его еже в отраженном или проясненном виде Избирательность в общении и жестокость к «чужакам» Важно понять (что не значит простить или участвовать в этом), что такая нетерпимость является защитой чувства собственного Я от обезличивания и смешения! Отождествление себя с героями улиц или элитарных групп
-
Противоречивая самооценка: сознательное восприятие себя как личность значительную, вера в себя, но в то же время наличие сомнений, которые не допускаются подростком в сознание и находятся в подсознании. Следствия подсознательной неуверенности в себе Ложные формы самоутверждения - бравирование, развязанность, нарушения дисциплины Подавленность, плохое настроение, упадок активности. Психосоматические расстройства (головные боли, нарушения сна, нарушения терморегуляции) Конверсионные расстройства Панические атаки Соматоформные расстройства NB!Причину этих состояний подросток не понимает
-
Стремление занять достойное место в коллективе сверстников – один из доминирующих мотивов поведения подростка Потеря авторитета в глазах товарищей - большая трагедия. Следствие: крайне негативная реакция даже на незначительные замечания, сделанные взрослым в присутствии сверстников. Дисморфофобические опасения, комплекс «гадкого утёнка» - недовольство пропорциями тела, недоразвитием мышц, формой носа и т.д. Следствие: ношение балахонов , кофт со спущенными рукавами, капюшонов
-
«Рабство нормы» - малейшее отклонение от групповых стандартов в манере держаться, причёске, одежде резко обостряет чувство несостоятельности. Потеря авторитета родителей Чувство стеснительности за своих родителей Беспричинная агрессия Подросток реагирует на все хорошее, но не показывает свою реакцию сразу. Родителям надо помнить: «как взрослый человек я потерпел поражение, но то, что я сказал, поможет им и поддержит их.
-
Мысли о смерти Некоторым подросткам необходимо поговорить об этом со взрослым, который не боится говорить с ним о смерти PS: Существует определенное количество подростков, для которых мысль о самоубийстве является нормальной и здоровой. Мысль о самоубийстве – это работа воображения, желание совершить его на самом деле – это болезнь. Граница между ними условна Желание жить в контрритме (игры на компьютере по ночам, ночной образ жизни)
-
Психосексуальные особенности подростков
Ложный взлет сексуальности, что приводит к мастурбации, ритмичным раскачиваниям во сне У большинства подростков нет сексуальной жизни, они только воображают ее Проявления цинизма при обсуждении запретных тем Возрождение конфликтов эдипова комплекса Первый сексуальный опыт – кульминационный момент в жизни подростка
-
Основные моменты воспитательной тактики при общении с подростками(Что нужно объяснить родителям )
Ни в коем случае! Не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка! Даже ласковые фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый» болезненно отзываются в сознании подростка Последствия - пищевые расстройства (анорексия и булемия, психосоматические р-ва) Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Не ругайте подростков в присутствии сверстников!
-
Основные моменты воспитательной тактики при общении с подростками
Интересуйтесь жизнью подростка. Многие старшеклассники говорят, что их общение с родителями ограничивается формальным вечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь» скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Ни в коем случае не обесценивайте проблемы подростка , даже если они кажутся незначительными и по-детски наивными Говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании. Не подавляйте подростка родительской волей
-
Не накладывайте вето на разговоры о сексе. Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что не имеет отношения к сексу – это доступное им снятие сексуального напряжения. Предоставляйте подростку место и время для уединения Они нуждаются в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством. Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. Не выкидывайте его вещей, не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. Не донимайте подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.
-
Тест – если ВЫ -
Сравниваете себя с выдающимся ученым, политическим деятелем, успешным бизнесменом, своим начальником(цей) и впадаете в уныние от того, что сравнение отнюдь не в Вашу пользу Расстраиваетесь от того, что реальность не соответствует Вашим ожиданиям и Ваш собственный ребенок весьма далек от идеала Оправдываете свою неуспешность “обстоятельствами непреодолимой силы” Обманываете из страха наказания или боязни, что о Вас плохо подумают Обижаетесь на своих родителей, что они слишком лезут в Ваши дела, или, наоборот, не поддерживают в трудной ситуации… Если вы видите табличку проход запрещен или запрещающий дорожный знак – но все равно идете или едете, думая, что именно на Вас не упадет камень сверху и Вы не нарветесь на сотрудника ГИБДД Значит – ВЫ не смогли решить задачи взросления в юности и они продолжают Вас мучить всю оставшуюся жизнь. ВЫ ДО СИХ ПОР НАХОДИТЕСЬ В СОСТОЯНИИ НЕРЕШЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ВЗРОСЛОСТИ
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!УДАЧНОГО РАБОЧЕГО ДНЯ!
-
Применение препарата Персен
Таблетки, покрытые оболочкой Сухой экстракт валерианы – 50 мг Сухой экстракт мяты перечной – 25 мг Сухой экстракт мелиссы – 25 мг Применяется у детей от 3 до 12 лет Персен Форте Сухой экстракт валерианы – 125 мг Сухой экстракт мяты перечной – 25 мг Сухой экстракт мелиссы – 25 мг Применяется у детей старше 12 лет
-
Основные составляющие препарата Персен1. ВАЛЕРИАНА
Механизм успокаивающего действия валерианы до настоящего времени не ясен! Действующее начало – борнеол, валериановая кислота, сложный эфир борнеола и изовалериановой кислоты Уменьшает время засыпания, потенцирует сон. Уменьшает проявления дневной сонливости, связанной с плохим качеством и количеством сна Сосудорасширяющий эффект, спазмолитик Влияет на вегетативную регуляцию сердечной деятельности Нейропротекторное действие Потенцирует действие снотворных, бенздиазепинов, барбитуратов Противосудорожное действие (Известно с 1592 г., Fabio Colonna; использовалась, как основной противосудорожный препарат в 18м- начале 19го века!)
-
2. Мелисса лекарственная(Melissa officinalis)
Состав – цитраль (60%), аскорбиновая кислота, каротин Действие: 1.Болеутоляющее 2.Противовоспалительное 3.Спазмолитическое 4.Седативное 5. Антиоксидант 6. Анксиолитик 7. Иммуностимулятор
-
Показания к применению препарата Персен
Гипервозбудимость Эмоциональная неустойчивость Эмоциональное напряжение Трудности концентрации внимания и нарушения памяти Нарушения сна (инсомния, парасомнии). Особенно индуцированные стрессом Потливость ладоней и дрожание рук Назначение больным после отмены барбитуратов и бенздиазепинов Длительность терапии 1- 1,5 месяца Важно учитывать постепенное накопление эффекта!
-
Побочные эффекты препарата Персен
Сонливость Головная боль Головокружение Атаксия (редко) Жалобы со стороны ЖКТ (боль в животе, вздутие) NB! Лекарство, не имеющее побочных действий, не имеет и прямых! (Карлов В.А) Персен не влияет на управление автомобилем!
-
Препарат Деприм
Состав: экстракт зверобоя (hypercum Perforatum), содержащий 300мкг гиперицина Действие: улучшение состояние центральной и вегетативной нервной систем Показания: 1. Снижение настроения и эмоционального фона 2. Депрессивные состояния легкой и средней степени 3. Нарушения сна (диссомния) 4. Метеозависимость 5. Головные боли 6.Корешковые боли Тактика приема: дети 6 – 12 лет по 1 – 2 таб в сутки утром и днем; старше 12 лет – по 1 табл – 3 раза в сутки до еды Оптимальный эффект проявляется через 10 – 14 дней после начала приема
-
Зверобой – основной компонент препарата Деприм
Основные компоненты: 1.Гиперицин – обладает спазмолитическим, антисептическим, противовоспалительным действием. Стимулирует регенерацию Улучшает настроение у больных депрессией Исследование в Германии на 224 больных со среднетяжелой депрессией (2007г) Опубликовано в журнале «British Medical Journal» - трава зверобоя при лечении среднетяжелой и легкой депрессии не уступает Паксилу
-
Побочные эффекты препарата Деприм
Рвота, тошнота, диаррея Усталость, беспокойство Фотосенсибилизация Противопоказания: Тяжелые депрессии Прием антиретровирусных препаратов Прием антидепрессантов ингибиторов МАО Медикаментов, влияющих на свертываемость крови Возраст до 6 лет Прием солнечных ванн, загар в солярии Данных об отрицательном влиянии препарата во время беременности и лактации нет!
-
Препарат Тералиджен
Действующее вещество - алимемазин Фармакологическое действие - нейролептическое, седативное, антигистаминное, противорвотное. Седативное действие обусловлено блокадой адренорецепторов ретикулярной формации ствола мозга; Противорвотное действие — блокадой D2-рецепторов триггерной зоны рвотного центра; Гипотермическое действие — блокадой дофаминовых рецепторов гипоталамуса. Показания: неврозы и неврозоподобные состояния с преобладанием фобических и психовегетативных расстройств; тревожно-депрессивные состояния в рамках пограничных и сосудистых заболеваний; соматизированные психические расстройства; нарушения сна ;
-
Дозы препарата Тералиджен в подростковом возрасте
Препарат следует принимать внутрь, распределяя суточную дозу на 3-4 приема. Начало действия препарата - через 15-20 мин, продолжительность действия - 6-8 ч. для достижения сдативного эффекта по 10-20 мг/сут
-
Таким образом, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм Кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.