Содержание
-
Подростковый возраст
Возрастные границы: от 9-11 до 14-15 лет (средний школьный возраст) Ведущая деятельность: интимно- личностное общение со сверстниками Ведущая психическая функция: мышление (овладение процессом образования понятий) Основные новообразования: чувство взрослости, развитие самосознания на основе развития рефлексии
-
Физическое развитие Морфофизиологические изменения: половое развитие на фоне изменения эндокринной системы; изменение скелетно-мышечной системы, скачек в росте, появление свойственных мужскому и женскому полу черт, изменение пропорции тела; ускоренное развитие сердечно сосудистой системы Мозг и нервная система: сокращается период активности доминирующего центра коры головногомозга; подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга; ухудшается способность к дифференцированию; увеличивается латентный (скрытый) период рефлекторных реакций; ослабляется деятельность второй сигнальной систем
-
Когнитивные процессы Память: происходит перестройка памяти (активно развивается логическая память, постепенно ребёнок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти; развитие механической памяти замедляется. Мышление: становится теоретическим, понятийным за счёт усвоения понятий, совершенствуется умение пользоваться, ими, рассуждать логически и абстрактно, меняется отношение между памятью и мышлением, мышление определяется памятью. Воображение(Л.С. Выготский): фантазия движется от наглядного образа через понятие к воображаемому образу, особенностью является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Чтение, монологическая и письменная речь: Чтение от беглого переходит в способность декламировать, монологическая речь – от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления.
-
Подростковый кризис (кризис 13 лет) Причины возникновения подросткового кризиса: Л. С. Выготский: несоответствие или расхождения трёх точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового. Л.И. Божович:быстрый темп физического и умственного развития подростков, приводит к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточнойсоциальной зрелости школьников этого возраста. Ст. Холл, Шпрангер, Ш. Бюлер, П. П. Блонскийи др.: половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния Коулман: теория «фокального взросления», сушесвует ряд «зон развития» - когнитивного развития, личностного, социальные изменения
-
Стадии протекания подросткового кризиса: Негативная фаза - переход к новому типу отношений в условиях когда сдвиги в развитии личности ребёнка опережают появление соответствующих им изменений в отношении со взрослыми (подросток путём разных форм неподчинения взрослому ломает прежние детские отношения с ним и навязывает новый тип взрослых отношений); Кульминационная точка кризиса- в подростковом возрасте — это 13 лет; Позитивная фаза - фаза культурных интересов, из многообразия интересов постепенно, путём дифференциации, выбирается некоторое основное ядро интересов
-
Факторы, влияющие на прохождения подросткового кризиса: Внешние факторы: подросток стал более взрослым с одной стороны, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьёзно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Внутренние факторы (отражают личностное развитие подростка): изменяются привычки и черты характера, нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым, появляется стремление к личностному самосовершенствованию, подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным
-
Два пути протекания возрастного кризиса (Л.С. Выготский): Кризис независимости Симптомы: упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности Вариант самоопределения: "Я уже не ребенок« Кризис зависимости Симптомы:чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения Вариант самоопределения: "Я ребёнок и хочу оставаться им".
-
Проявления подросткового кризиса: Негативизмпроявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Интеллектуализациясостоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса, часто отражают личное, глубоко затаённое чувство беспокойства. Склонность к анализу в том числе к безжалостному анализу окружающих – родителей , учителей и самоанализу в сочетании с крайней эксцентричностью. Юношеская депрессия(бывает двух видов): воспринимается как скорбь по утраченному человеку- части самого себя; депрессия как результат жизненных поражений. Опробование различных социальных ролей Проблемы восприятия своего физического образа
-
Социальная ситуация развития Психологические потребностиподростка: стремление к общению со сверстниками ("группированию") стремление к самостоятельности и независимости, "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. - стремление к осознанию и развитию своей уникальности, что порождает потребность в обособлении от семейного "Мы". При этом, подросток ещё не способен глубоко и объективно оценивать самого себя, его "Я" стремится к "Мы", которое составляют сверстники (В.С. Мухина). В этот период характерно господство детского сообщества над взрослым
-
Переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Принципиально разное положение подростка в системах "подросток - взрослые" и "подросток - сверстники": в отношениях со взрослыми - занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в морали послушания; в отношениях со сверстниками - находится в положении принципиального равенства Тенденции характерные для ССР (Л.С. Выготский): 1) тормозящая развитие взрослости занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.;2) овзросляющая акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п..
-
Ведущая деятельность Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова: «интимно-личностное общение» Д. И. Фельдштейн: «общественно-полезная деятельность» В. В. Давыдов: «общественно-значимая деятельность» Задача – приобщение к миру взрослых, поиск своего места в обществе
-
Общение со сверстниками: Важный канал информации Специфический вид эмоционального контакта Опыт "горизонтального" общения Реализуется главная потребность периода - найти своё место в обществе, быть "значимым« Происходит практическое освоение моральных норм и ценностей Виды взаимоотношений со сверстниками: в начале подросткового периода – товарищеские в конце подросткового периода – дружеские встаршем подростковом возрасте : внешние – эпизодические «деловые» контакты, служат для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские - способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские- позволяют решать вопросы эмоционально-личностного характера.
-
Общение со взрослыми Отношение к взрослому двойственное: подросток, с одной стороны, настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослыми с другой стороны, по-прежнему нуждается в помощи, защите, поддержке, оценке Условие благополучных отношений подростка и взрослого: создание общности в их жизни, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого. взрослый - значим для подростка протест вызывает - сохранение в практике "детских" форм контроля, требований послушания, выраженной опеки
-
Развитие личности Интересы: Л.С.Выготский( доминанты подростка): — «эгоцентрическая доминанта»(интерес к собственной личности); — «доминанта дали»(большая субъективная значимость отдалённых событий, чем текущих и ближайших); — «доминанта усилия»(тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию); — «доминанта романтики»(стремление к неизведанному, рискованному, приключениям). Л.И. Божович: - возникновение относительно постоянных личностных интересов характеризующихся своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными становятся , что приводит к возникновению целеустремлённости
-
Ценностные ориентации: пересмотр ценностных представлений; ценностные представления приобретают абстрактную значимость и силу; формируется собственная иерархия ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведения. происходитпроцесс переноса функции образца с родителей на референтную группу, сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению»; формируется принцип взаимности моральных обязательств
-
Принцип взаимности моральных обязательств: применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные. Мотивация подростков Учебная мотивация: в целом снижается мотивация учения, при этом, мотивы интеллектуально-познавательного плана важны, имеют узкую направленность, связанную с интересами подростка; формируются зрелые формы учебной мотивации, в которой смысл учебной деятельности раскрывается как деятельность, направленная на самосовершенствование, то есть приобретает личностный смысл.
-
Доминирующий мотив поведения и деятельности - стремление занять достойное место в коллективе сверстников Основные новообразования Чувство взрослости – (новообразование критической фазы начала подросткового возраста) - это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. Виды взрослости: подражание внешним признакам взрослости; стремление подростков представлению о «настоящем мужчине», «настоящей женщине»; социальная взрослость; интеллектуальная взрослость
-
Проявления подросткового эгоцентризма: - у подростка затруднена дифференциация предмета своего мышления и мышления других людей (поскольку больше всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, интенсивно анализирует и оценивает себя); у подростка возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств (феномен «воображаемая аудитория»); у подростка существует «личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.
-
2. Половая идентификация подростков появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим признакам несоответствия тому представлению о «норме», которая сложилась у данного подростка. типичная возрастная особенность — склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки. интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. закрепляются особенности восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок, эмоциональной сферы, отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.