Содержание
-
Выполнили: Соболева Юлия, Рыжечкина Лариса Группа: ПДС – 15с Хохлома
-
Хохломская роспись
это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
-
Легендарное объяснение появления хохломской росписи
Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
-
Центры народного промысла хохломы город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» село СёминоКовернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник»
-
Матвеев, Георгий Петрович (1875—1960) — основатель школы хохломской росписи в городе Семёнове.
-
В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
-
Особенности промысла Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
-
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.
-
Особенности хохломской росписи верховая роспись – создается мазками кисти на поверхности фона, образуя ажурный узор из красных, черных росчерков, сквозь которые мелькает «золото» фона. «роспись под фон» начинается с нанесением контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается черной и красной краской, а сами мотивы тонко прорисовываются штрихом. Существуют две разновидности письма хохломской росписью: Хохломской мастер никогда точно не повторяет рисунок. Его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.
-
Рисунок в хохломской росписи строится на «ведущей», представленной плавной раскидистой ветвью. Она постепенно расширяется за счет добавления разнообразных элементов, подразделяемых на основные (крупные цветы, грозди ягод и т.д.) и побочные (мелкие листья, одиночные ягоды, травинки). При этом основной элемент должен находиться по центру.
-
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Хохломская роспись никогда не пишется четкими линиями, и этапа предварительного эскиза в ней нет. Мастер сразу выполняет задумку краской, что обуславливает определенную мягкость даже самых мелких и тонких узоров.
-
Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:
-
«Ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
-
Методика приобщения детей Знакомство детей с хохломской росписью в старшем дошкольном возрасте — одно из педагогических условий развития детского творчества. Работа проводится в три этапа: ПЕРВЫЙ ЭТАП - беседа (воспитатель в игровой форме рассказывает о хохломской росписи и его мастерах). ВТОРОЙ ЭТАП – экскурсия в художественную мастерскую (при музее в ДОУ). Рассматривание иллюстраций, где изображён цех и люди, которые изготовляют эти изделия, расписывая их сказочными узорами. ТРЕТИЙ ЭТАП - само занятие, где дети приобретают навыки и умения данной росписи, учатся видеть прекрасное и понимать его.
-
Постепенное усвоение дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация). Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских ремесел. Вариации – это второй этап, когда дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов.
-
Данное обучение решает следующие задачи: развивать интерес к различным видам искусства, а именно, декоративно - прикладному искусству (Хохломской росписи); формировать художественно - образные представления, эмоционально чувственные отношения к предметам и явлениям действительности; воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость к прекрасному; развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, композиции; учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи, передавать цветовую гамму
-
Таким образом, искусство хохломской росписи рассматривается как важный составной компонент эстетического воспитания и художественного обучения дошкольников, эстетическое воспитания дошкольника в процессе приобщения к искусству хохломской росписи способствует развитию изобразительного творчества.
-
Источники https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома http://goldenhohloma.com
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.