Содержание
-
Особым средством вхождения ребенка в традицию и культуру является ИГРА и ИГРУШКА.
-
Традиционная игрушка
Традиционная игрушка аккумулирует опыт многих поколений. В ней за тысячелетия определена та мера условности, сочетания формы и содержания, антропометричных пропорций, художественной выразительности, которая в современной игрушке утрачена за поиском новых форм и образов.
-
сравнительный анализ современной и традиционной игрушки
в современных игрушках нет образа куклы-матери с ребёнком, в то время как в традиционной культуре этот образ один из самых распространённых. В традиционном игровом наборе совершенно не могли быть представлены игрушки, изображающие монстров и представителей потустороннего мира. В русской традиции не было и так называемой мягкой игрушки. Не было и игрушек, изображающих хищных животных, – медведей, волков, тем более – динозавров. Образы животных не были уподоблены человеку
-
Без рук, без ног, а цело!
Традиционная кукла это образ женщины, заданный предельно условно. Изначально куклой мог стать любой предмет – полено, две палочки, ветка, пучок травы, лоскут ткани. Важно, чтобы у куклы была голова и тельце. Тело делается достаточно условно, но обязательно выделяется грудь – символ плодовитости и материнства. Такая кукла может не иметь ног, даже рук, но голова и грудь должны быть обязательно.
-
В традиционной тряпичной кукле избегали делать лицо, поскольку считали, что кукла может влиять на ребенка Такая игрушка не ограничивает фантазию ребенка и может являть собой образ, которой на данный момент близок ребенку
-
Отсутствие лица не мешает созданию образа Каждая игрушка неповторима и имеет свой характер Такая игрушка, сделанная ребенком, являет образ Я, либо идеального друга
-
Кукла мама с ребенком
Кукла-мама это обычно молодая мать с двумя-тремя малышами. Красивая, статная, дородная. Кукла-мама рождается для того, чтобы стать для ребёнка одновременно и другом, и защитником, и учителем. Она сопровождает ребёнка всё время до вступления во взрослую жизнь, а иногда и после. Часто в традиционной культуре кукла передаётся по наследству от матери к дочери.
-
Кукла-девушка Это образ Я в ближайшем будущем – игрушка для подростков
-
Кукла-младенец
Первая игрушка Практически лишена телесности Воплощение заботы и материнской любви
-
Система взаимоотношений ребёнка и игрушки
ребёнок Кукла –младенец Я в близком прошлом. Я в дальнем будущем Мой ребёнок 3-5 лет кукла – мама Я в дальнем будущем Моя семья, мой дом Отношения в социуме 5-9 лет кукла-девушка Я в близком будущем, Моё поведение, Моя мечта 9-12 лет
-
кукла – мама с ребёнком
Общность в которой игрушка = взрослому, а другая игрушка = ребёнку Ребёнок играющий оказывается над ситуацией, и может проигрывать отношения и как взрослый и как ребёнок. Сознание Происходит одухотворение игрушки. Замещение игрушки в позиции взрослого. В процессе игры происходит рефлексия – осмысление и воспроизведение ДВО, а так же отношений между взрослыми – в семье, в социуме. Деятельность Забота о ребёнке, освоение смысла семейных отношений, навыков жизни в социуме /соседи/. Совместная групповая игра.
-
Проблемы и актуальность
Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов игровой практики детей и игрушки Современная игрушка искажает образ человека, трансформирует представление ребенка об «идеальной форме» (Л.С.Выготский) на всех уровнях его телесно-душевно-духовной сущности.
-
Модальность «Любимая игрушка»
Проблема утраты связи дошкольника с антропоморфными игрушками, несущими образ человека, сегодня только начинает определяться. Сотрудники дошкольных учреждений указывают на то, что в современных детских садах появляются дети, которые полностью идентифицируют себя с животными, чаще всего с кошками и собаками. Они ходят на четвереньках, издают характерные звуки, воспроизводят, порой необыкновенно точно, пластику животных. Наиболее ярко зооморфное поведение проявляется в игровых ситуациях. Дети организуют сюжетно-ролевые игры, в которых может участвовать вся группа. Главная цель таких игр точно воспроизводить повадки и пластику зверей.
-
Сегодня игрушка, которая, по мнению А.С.Макаренко, «является материальной основой игры», претерпевает существенные изменения. Ситуация усугубляется поверхностным отношением взрослых к развитию игровой культуры ребенка, подбору игрушек, непониманием педагогического потенциала игры и игрушки, их значения в воспитании и развитии ребёнка.
-
Значение игрушки
Для общества это – предмет культуры («зеркало культуры»), посредством которогопередается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения, развлечения и даже лечения ребенка.
-
Значение игрушки
Для ребенка: это – источник радости, предмет для творчества; психологическое орудие овладения ребенком предметным миром и собственным поведением. духовный образ идеальной жизни, идеального мира. Кукла – образ идеального человека
-
Критерии экспертизы игрушки
А. Медицинские и экологические требования: материал, сертификат качества. Б. Педагогические, дидактические требования - чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности? В. Психологические требования - что несет в себе, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства пробудит, даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр. Г.Эстетические требования - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.