Презентация на тему "Игры наших бабушек и дедушек" 3 класс

Презентация: Игры наших бабушек и дедушек
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
11 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа - исследование ученика начальной школы, посвященное играм наших бабушек и дедушек - русским народным играм, а также их развитию благодаря научно-техническому прогрессу. Автор исследования проводит анкетирование и дает описание некоторых игр.

Краткое содержание

  • Игры наших бабушек и дедушек
  • Влияние научно-технического прогресса на развитие игр
  • Влияние игры на развитие ребенка
  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Автор
    Кирьянов Е.
  • Аудитория
    3 класс
  • Слова
    другое игры исследование
  • Конспект
    Присутствует
  • Предназначение
    • Описание исследования / результатов научной работы или проекта

    • Презентация сделана учеником для получения оценки

Содержание

  • Презентация: Игры наших бабушек и дедушек
    Слайд 1

    Тема исследования "Игры наших бабушек и дедушек"

    Работу выполнил ученик 3 класса Кирьянов Егор

    Руководитель проекта: Елдулова Любовь Владимировна, классный руководитель 3 класса МКОУ Белоярская СОШ

  • Слайд 2

    Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку,самопожертвование ради других.

  • Слайд 3
    • Цель исследования:

    Изучение и пропаганда национальной культуры.

    • .Задачи исследования:

    Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.

    Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

    Выяснить влияние игры на развитие ребёнка.

  • Слайд 4

    Предмет исследования: русские народные игры.

    Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

    Объект исследования: люди.

  • Слайд 5

    Методы исследования:

    1.Подбор и изучение материала по теме.

    2.Опрос в форме анкетирования бабушек.

    3.Опрос в форме анкетирования учащихся 3-7 классов.

  • Слайд 6

    Предполагаемый результат:

    Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.

  • Слайд 7

    Исследование.

    Чтобы выяснить, во что играли наши бабушки, мы провели анкетирование.

  • Слайд 8

    Игры, в которые играют ребята младших и средних классов

  • Слайд 9

    Выводы:

    В ходе исследования мы узнали различные народные игры, их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и мы не будем отказываться от них.

    В мире компьютеризации оставим место настоящей игре

  • Слайд 10

    Молодёжь на Руси очень любила играть в горелки.

    По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями

    - отсюда и пошло название.

    Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!

    На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди.

    Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место.

    Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит".

    Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара".

    Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить,какими по счету они стоят в колонне.

  • Слайд 11

    Золотые ворота Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»).

    Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные

    снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д. Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через

    «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

  • Слайд 12

    И, конечно же, всех ребят развеселит игра 12 палочек - вариант известных пряток.

    Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей".

    На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры.

    Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям"

    и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего.

    Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается,

    когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои

    палочки.

  • Слайд 13

    Заводила В этой игре участвуют школьники любого возраста и молодежь.

    Наиболее удобное количество участников - от 10 до 20 человек

    (при числе больше 30 или меньше 5 играть уже затруднительно).

    Для игры не требуется много места.Описание. Играющие образуют круг, став лицом к центру.

    Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону,

    так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником).

    Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д. Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь,

    кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того как при нем сменилось три движения,

    водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него. Если водящий ошибочно назовет какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трех ошибок водящий уходит из круга,

    и в это время выбирают нового заводилу. Если водящий угадал заводилу,то меняется с ним ролью. Правило. Водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

    Раздел: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

  • Слайд 14

    «Казаки-разбойники»

  • Слайд 15

    «Чехарда»

Посмотреть все слайды

Конспект

Содержание.

  • Краткая аннотация. стр.2
  • Введение. стр.3
  • Основная часть. стр. 4-5
  • Русские народные игры.
  • Воспитательное значение игры, её влияние на развитие ребёнка.
  • Исследование стр. 6-7
  • 1.Анкетирование бабушек и дедушек
  • 2. Анкетирование учащихся (3-7 кл.)
  • Заключение. стр.8
  • Список литературы. стр.9

Приложение. стр.10-14

Краткая аннотация.

Цель нашей работы обратить внимание взрослых на то, в какие игры предпочитают играть дети, и как игры влияют на развитие детей.

В данной работе приведены данные о воспитательном значении игры (русские народные игры, компьютерные игры), их влиянии на развитие личности ребенка.

Введение.

Я, Кирьянов Егор, ученик 3 класса Белоярской средней школы.

Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

К сожалению, многие игры забыты. Мы решили расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим и научить других и весело в них поиграть.

Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».

Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.

Задачи исследования:

Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.

Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

Выяснить влияние игры на развитие ребёнка

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

Методы исследования:

Подбор и изучение материала по теме.

Опрос в форме анкетирования бабушек.

Опрос в форме анкетирования учащихся 3-7 классов.

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.

Основная часть.

Русские народные игры.

Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия . Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. Воспитатель должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".

Мы живем в XXI в. и нам никуда не деться от научно-технической революции. Компьютерные игры развивают у ребенка внимание, быстроту реакций, тренируют память. Чтобы играть в компьютерную игру, малышу необходима усидчивость. С помощью таких игр развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация. Выполняя все игровые задания, ребенок учится аналитически мыслить в нестандартной ситуации, классифицировать и обобщать понятия, стремится к достижению цели. Безусловно, это все хорошо. Кроме того, дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чаще чувствуют себя более уверенными в современной жизни. Они легче адаптируются к разным ситуациям, быстрее обучаются пользоваться бытовыми приборами, им легче дается в будущем обслуживание офисной техники. Часто именно компьютерные развивающие игры помогает привлечь детей к чтению или решению задач. Тут они попадают в сказку, где действуют ловкие и сильные герои. В конце прохождения квеста малыш переживает «ситуацию успеха», после чего снова хочется играть. Исследование.

Чтобы выяснить, во что играли наши бабушки, мы провели анкетирование. В анкетировании участвовало 26 человек (бабушки и дедушки). Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта.

Название игр.

Бабушки (кол-во чел.)

Любимая игра(кол-во чел.)

Лапта

14

8

Городки

6

2

Казаки-разбойники

2

2

Прятки

8

4

Жмурки

3

-

Хоккей

4

1

В куклы

2

2

Дочки - матери

2

2

Классики

3

2

Чижик

7

4

Ножички

2

-

Выжигало

6

2

Резиночка

3

1

12 палочек

5

3

Чехарда

1

1

Чтобы выяснить, во что играют дети сейчас, мы провели ещё одно исследование. Провели анкетирование среди ребят нашей школы (3-7 классы -59 человек). Вот что у нас получилось.

Игры, в которые играют ребята младших и средних классов

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Лапта

19

6

Прятки

22

7

В куклы

4

1

Дочки - матери

2

1

Классики

3

-

Выжигало

14

5

Резиночка

2

2

12 палочек

7

1

Догонялки (салки)

32

10

Компьютерные игры

24

20

Тетрис

5

1

Футбол

18

6

Пионербол

10

4

Волейбол

13

4

Хоккей

20

3

Игры ребят совпадают с играми наших родителей, бабушек и дедушек. Ребята играют в догонялки или по-другому в салки -32 человека, в прятки -22 человека, в лапту – 19 человек, в выжигало – 14. Также дети играют в 12 палочек, классики, выжигало, дочки-матери, куклы, классики. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, выжигало, лапта. А любимые игры – компьютерные и салки. Почти половина детей сидят за компьютерными играми и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Тридцать процентов опрошенных детей играют в хоккей и футбол, десять процентов играют в волейбол и пионербол.

Из таблицы видно, что никто из ребят не играют в такие игры как, чижик, чехарда, ножички, казаки-разбойники, в которые играли наши бабушки.

Выводы:

В ходе исследования мы узнали различные народные игры, их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и мы не будем отказываться от них. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре.

Заключение.

Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась не полностью.

В ходе исследования мы узнали, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки, например: чехарда, чижик, казаки – разбойники. В такие игры как, догонялки (салки), выжигало, лапта, 12 палочек играли наши бабушки, играем и мы сейчас. Если наши бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры.

Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры)

Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.

Русские народные игры - лапта, чижик, городки, очень интересны и что дает нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые.

Литература

  1. Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977 г.
  2. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
  3. М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .

2. Во что играли наши бабушки.

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим "зазывалочку". Например, такую: Кто будет играть в интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем. Уши будут красные, до того прекрасные.

Или вот такую: Тай-тай, налетай, в интересную игру. Всех принимаем и не обижаем. А кто опоздает - в небо улетает.

Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.

Первый. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.

Второй. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: "Чай-чай-выручай". Он "заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.

Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.

Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: - Гуси, гуси! - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да. - Так летите! - Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.

После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".

Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой". Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

И, конечно же, всех ребят развеселит игра 12 палочек - вариант известных пряток. Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей". На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям" и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.

Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются "рюхи" или "чушки"). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.

Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета, самолет, рак, серп. А для дворовой игры фигуры могут придумывать сами игроки.

Среди игр наших бабушек, пожалуй, самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила, а то бы она стала не менее популярной, чем бейсбол у американцев.

Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50 м. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные "указатели". За одной чертой отводится место для "города" (или "дома"), а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80-120 см и толщиной 3-4 см.

По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - "метальщик" - становится на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - "подавальщиком".

После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Все эти игры являются командными, поэтому можно устраивать своеобразные соревнования между подъездами, домами и классами. Расскажите о них своим друзьям - и совсем скоро в них будет играть весь двор.

«Чижик»

«Чижик» - это маленькая круглая палочка, заостренная с обоих концов. Делают его из сухого дерева твердой породы. Длина чижика 9-10 см, а толщина 2-2,5 см. Для игры в чижик нужна лапта длиной 75-80 см; она может быть плоская – из узкой дощечки – или круглая. Играют двое. По жребию или уговору один становится метальщиком, другой водит. На земле очерчивают круг поперечником в 1 шаг. В 2-3 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик – возле круга. Примерно в центре он кладет на землю чижик, повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяет лаптой. Когда чижик подскочит, метальщик отбивает его на лету как можно дальше за линию кона. С того места, где чижик ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там. В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой чижик раньше, чем он коснется земли. Если чижик, брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик бьет снова, став возле чижика. Водящий и метальщик меняются ролями в следующих случаях: 1. После удара чижик не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном. 2. Водящий поймает чижик «с воздуха». 3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в кругу. 4. Метальщик промахнется три раза подряд, ударяя по чижику, когда он лежит на земле. Опытные игроки обычно договариваются, что метальщик уступает свое место водящему даже при одном промахе. Если в игре захотят участвовать трое или четверо, то при смене метальщика роль водящего должен брать на себя очередной игрок, который до этого времени был в положении зрителя. В чижик нельзя играть вблизи домов и в таких местах, где все время ходят люди.

«Чехарда»

Чехарда очень полезная игра для детей. Она развивает ловкость, координацию движений, смелость, уверенность в себе и мышечную силу. Кроме того, игра поможет многим научиться прыгать на уроках физкультуры через козла. Для игры в чехарду нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают. Существует несколько вариантов этой увлекательной игры:В начале игры выбирается водящий, который становится козлом. Все участники игры начинают прыгать через него. Тот, кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или упал после прыжка, становится на место козла, а бывший водящий идет прыгать.Все играющие встают друг за другом на расстоянии 5 шагов, около 3 м. Голову надо пригнуть и самим согнуться опираясь на согнутую в колене ногу. Играющий, стоящий последним, разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди способом, который называется "ноги врозь", опираясь руками о его спину. Потом он сам становится впереди (шагов за десять). Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.Участники игры встают в круг на расстоянии примерно в десять шагов, поворачиваются в затылок друг другу и принимают позу для игры в чехарду. Затем любой игрок разбегается и начинает прыгать. Первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку. Таким образом, все играющие перепрыгивают всех и становятся на свои места. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место.

«Казаки-разбойники»

В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за казаков, а кто за разбойников.

Разбойники совещаются и загадывают пароль.

По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.

Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Там его пытают (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды пыток заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.

Некоторые источники утверждают, что казак, поймавший разбойника, остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных.

Разбойники могут выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот).

Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

«Чай-Чай-Выручай»

В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего. Водящий догоняет игроков и тот кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат. Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.

«Четыре стихии»

По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух".

Если водящий сказал слово "земля",то тот кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.

При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.

При слове"воздух" называеются птицы.

При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему. Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант,или меняются местами с водящим и игра продолжается.

Примеры считалок:

Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как нам вора наказать. Мы связали руки-ноги И пустили по дороге. Он шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Была помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.

Катилась торба С высокого горба В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.

Я вчера летал в ракете, На далекой был планете, Там обедал в синеве, А под вечер был в Москве. Из ракеты той, друзья, Самым первым вышел я.

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай наших людей. – Пять! Раз, два, три, Четыре, пять. (Пятый выходит.)

Стакан, лимон — Вышел вон!

На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной… Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.

Раз, два — Кружева, Три, четыре — Нос в черниле, Пять, шесть — Кашу есть, Семь, восемь — Сено косим, Девять, десять — Акулина тесто месит. Позвала кота домой, Налила ему помой. Динь-динь, динь-динь, Ты зачем кувшин разбил? Кувшин стоит пятачок, А за это – кулачок.

Шла машина темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву «эс».

Шишель, мышель — Этот вышел!

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу — Он украл там рукавицу. Привезли его в буфет Он украл кулек конфет. Привезли его домой — Оказался он живой.

Бах-бух, Тих-тюх, Зайчик – ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух. Хуп-хоп, Зайке в лоб, Шум, звон, Поди вон!

Над горою солнце встало, С неба яблоко упало, По лазоревым лугам Покатилось прямо к нам! В речку с мостика свалилось Кто увидел – не дремли, Поскорей его лови! Кто поймал, тот молодец, Ведь считалочке конец!

Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили — Не читать и не писать, Только по полу скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала И веревкой отхлестала. Меня папа увидал И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу: Доктор любит колбасу.

Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик – большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы просим: Ты, обжора, не ходи! Ну-ка, Мишенька, води.

Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто ее возьмет — Тот и вон пойдет.

– Заяц белый, Куда бегал? – Лыко драл. – Куда клал? – Под колоду, Под пенек, Под передний уголок.

Раз, два, три, Четыре, пять — Тебе в космос улетать!

Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей.

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.

Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить — Все равно тебе водить!

Тара-бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить!

Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сел, заплакал и пошел.

Из-под горки катится Голубое платьице, На боку зеленый бант, Тебя любит музыкант!

Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме Мишеньки!

Таря-Маря В лес ходила, Шишки ела — Нам велела. А мы шишки Не едим, Таре-Маре Отдадим!

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц, А за месяцем луна — Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду В Солнцеград, в Солнцеград — Покупать себе халат. Красный, синий, голубой — Выбирай себе любой.

Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез. Кто слово скажет, тот ее и съест.

Содержание.

  • Краткая аннотация. стр.2
  • Введение. стр.3
  • Основная часть. стр. 4-5
  • Русские народные игры.
  • Воспитательное значение игры, её влияние на развитие ребёнка.
  • Исследование стр. 6-7
  • 1.Анкетирование бабушек и дедушек
  • 2. Анкетирование учащихся (3-7 кл.)
  • Заключение. стр.8
  • Список литературы. стр.9

Приложение. стр.10-14

Краткая аннотация.

Цель нашей работы обратить внимание взрослых на то, в какие игры предпочитают играть дети, и как игры влияют на развитие детей.

В данной работе приведены данные о воспитательном значении игры (русские народные игры, компьютерные игры), их влиянии на развитие личности ребенка.

Введение.

Я, Кирьянов Егор, ученик 3 класса Белоярской средней школы.

Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

К сожалению, многие игры забыты. Мы решили расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим и научить других и весело в них поиграть.

Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».

Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.

Задачи исследования:

Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.

Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

Выяснить влияние игры на развитие ребёнка

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

Методы исследования:

Подбор и изучение материала по теме.

Опрос в форме анкетирования бабушек.

Опрос в форме анкетирования учащихся 3-7 классов.

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.

Основная часть.

Русские народные игры.

Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия . Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. Воспитатель должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".

Мы живем в XXI в. и нам никуда не деться от научно-технической революции. Компьютерные игры развивают у ребенка внимание, быстроту реакций, тренируют память. Чтобы играть в компьютерную игру, малышу необходима усидчивость. С помощью таких игр развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация. Выполняя все игровые задания, ребенок учится аналитически мыслить в нестандартной ситуации, классифицировать и обобщать понятия, стремится к достижению цели. Безусловно, это все хорошо. Кроме того, дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чаще чувствуют себя более уверенными в современной жизни. Они легче адаптируются к разным ситуациям, быстрее обучаются пользоваться бытовыми приборами, им легче дается в будущем обслуживание офисной техники. Часто именно компьютерные развивающие игры помогает привлечь детей к чтению или решению задач. Тут они попадают в сказку, где действуют ловкие и сильные герои. В конце прохождения квеста малыш переживает «ситуацию успеха», после чего снова хочется играть. Исследование.

Чтобы выяснить, во что играли наши бабушки, мы провели анкетирование. В анкетировании участвовало 26 человек (бабушки и дедушки). Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта.

Название игр.

Бабушки (кол-во чел.)

Любимая игра(кол-во чел.)

Лапта

14

8

Городки

6

2

Казаки-разбойники

2

2

Прятки

8

4

Жмурки

3

-

Хоккей

4

1

В куклы

2

2

Дочки - матери

2

2

Классики

3

2

Чижик

7

4

Ножички

2

-

Выжигало

6

2

Резиночка

3

1

12 палочек

5

3

Чехарда

1

1

Чтобы выяснить, во что играют дети сейчас, мы провели ещё одно исследование. Провели анкетирование среди ребят нашей школы (3-7 классы -59 человек). Вот что у нас получилось.

Игры, в которые играют ребята младших и средних классов

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Лапта

19

6

Прятки

22

7

В куклы

4

1

Дочки - матери

2

1

Классики

3

-

Выжигало

14

5

Резиночка

2

2

12 палочек

7

1

Догонялки (салки)

32

10

Компьютерные игры

24

20

Тетрис

5

1

Футбол

18

6

Пионербол

10

4

Волейбол

13

4

Хоккей

20

3

Игры ребят совпадают с играми наших родителей, бабушек и дедушек. Ребята играют в догонялки или по-другому в салки -32 человека, в прятки -22 человека, в лапту – 19 человек, в выжигало – 14. Также дети играют в 12 палочек, классики, выжигало, дочки-матери, куклы, классики. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, выжигало, лапта. А любимые игры – компьютерные и салки. Почти половина детей сидят за компьютерными играми и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Тридцать процентов опрошенных детей играют в хоккей и футбол, десять процентов играют в волейбол и пионербол.

Из таблицы видно, что никто из ребят не играют в такие игры как, чижик, чехарда, ножички, казаки-разбойники, в которые играли наши бабушки.

Выводы:

В ходе исследования мы узнали различные народные игры, их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и мы не будем отказываться от них. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре.

Заключение.

Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась не полностью.

В ходе исследования мы узнали, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки, например: чехарда, чижик, казаки – разбойники. В такие игры как, догонялки (салки), выжигало, лапта, 12 палочек играли наши бабушки, играем и мы сейчас. Если наши бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры.

Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры)

Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.

Русские народные игры - лапта, чижик, городки, очень интересны и что дает нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые.

Литература

  1. Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977 г.
  2. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
  3. М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .

2. Во что играли наши бабушки.

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим "зазывалочку". Например, такую: Кто будет играть в интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем. Уши будут красные, до того прекрасные.

Или вот такую: Тай-тай, налетай, в интересную игру. Всех принимаем и не обижаем. А кто опоздает - в небо улетает.

Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.

Первый. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.

Второй. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: "Чай-чай-выручай". Он "заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.

Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.

Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: - Гуси, гуси! - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да. - Так летите! - Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.

После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".

Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой". Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

И, конечно же, всех ребят развеселит игра 12 палочек - вариант известных пряток. Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей". На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям" и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.

Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются "рюхи" или "чушки"). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.

Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета, самолет, рак, серп. А для дворовой игры фигуры могут придумывать сами игроки.

Среди игр наших бабушек, пожалуй, самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила, а то бы она стала не менее популярной, чем бейсбол у американцев.

Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50 м. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные "указатели". За одной чертой отводится место для "города" (или "дома"), а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80-120 см и толщиной 3-4 см.

По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - "метальщик" - становится на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - "подавальщиком".

После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Все эти игры являются командными, поэтому можно устраивать своеобразные соревнования между подъездами, домами и классами. Расскажите о них своим друзьям - и совсем скоро в них будет играть весь двор.

«Чижик»

«Чижик» - это маленькая круглая палочка, заостренная с обоих концов. Делают его из сухого дерева твердой породы. Длина чижика 9-10 см, а толщина 2-2,5 см. Для игры в чижик нужна лапта длиной 75-80 см; она может быть плоская – из узкой дощечки – или круглая. Играют двое. По жребию или уговору один становится метальщиком, другой водит. На земле очерчивают круг поперечником в 1 шаг. В 2-3 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик – возле круга. Примерно в центре он кладет на землю чижик, повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяет лаптой. Когда чижик подскочит, метальщик отбивает его на лету как можно дальше за линию кона. С того места, где чижик ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там. В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой чижик раньше, чем он коснется земли. Если чижик, брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик бьет снова, став возле чижика. Водящий и метальщик меняются ролями в следующих случаях: 1. После удара чижик не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном. 2. Водящий поймает чижик «с воздуха». 3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в кругу. 4. Метальщик промахнется три раза подряд, ударяя по чижику, когда он лежит на земле. Опытные игроки обычно договариваются, что метальщик уступает свое место водящему даже при одном промахе. Если в игре захотят участвовать трое или четверо, то при смене метальщика роль водящего должен брать на себя очередной игрок, который до этого времени был в положении зрителя. В чижик нельзя играть вблизи домов и в таких местах, где все время ходят люди.

«Чехарда»

Чехарда очень полезная игра для детей. Она развивает ловкость, координацию движений, смелость, уверенность в себе и мышечную силу. Кроме того, игра поможет многим научиться прыгать на уроках физкультуры через козла. Для игры в чехарду нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают. Существует несколько вариантов этой увлекательной игры:В начале игры выбирается водящий, который становится козлом. Все участники игры начинают прыгать через него. Тот, кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или упал после прыжка, становится на место козла, а бывший водящий идет прыгать.Все играющие встают друг за другом на расстоянии 5 шагов, около 3 м. Голову надо пригнуть и самим согнуться опираясь на согнутую в колене ногу. Играющий, стоящий последним, разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди способом, который называется "ноги врозь", опираясь руками о его спину. Потом он сам становится впереди (шагов за десять). Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.Участники игры встают в круг на расстоянии примерно в десять шагов, поворачиваются в затылок друг другу и принимают позу для игры в чехарду. Затем любой игрок разбегается и начинает прыгать. Первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку. Таким образом, все играющие перепрыгивают всех и становятся на свои места. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место.

«Казаки-разбойники»

В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за казаков, а кто за разбойников.

Разбойники совещаются и загадывают пароль.

По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.

Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Там его пытают (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды пыток заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.

Некоторые источники утверждают, что казак, поймавший разбойника, остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных.

Разбойники могут выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот).

Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

«Чай-Чай-Выручай»

В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего. Водящий догоняет игроков и тот кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат. Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.

«Четыре стихии»

По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух".

Если водящий сказал слово "земля",то тот кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.

При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.

При слове"воздух" называеются птицы.

При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему. Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант,или меняются местами с водящим и игра продолжается.

Примеры считалок:

Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как нам вора наказать. Мы связали руки-ноги И пустили по дороге. Он шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Была помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.

Катилась торба С высокого горба В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.

Я вчера летал в ракете, На далекой был планете, Там обедал в синеве, А под вечер был в Москве. Из ракеты той, друзья, Самым первым вышел я.

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай наших людей. – Пять! Раз, два, три, Четыре, пять. (Пятый выходит.)

Стакан, лимон — Вышел вон!

На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной… Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей.

Раз, два — Кружева, Три, четыре — Нос в черниле, Пять, шесть — Кашу есть, Семь, восемь — Сено косим, Девять, десять — Акулина тесто месит. Позвала кота домой, Налила ему помой. Динь-динь, динь-динь, Ты зачем кувшин разбил? Кувшин стоит пятачок, А за это – кулачок.

Шла машина темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву «эс».

Шишель, мышель — Этот вышел!

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу — Он украл там рукавицу. Привезли его в буфет Он украл кулек конфет. Привезли его домой — Оказался он живой.

Бах-бух, Тих-тюх, Зайчик – ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух. Хуп-хоп, Зайке в лоб, Шум, звон, Поди вон!

Над горою солнце встало, С неба яблоко упало, По лазоревым лугам Покатилось прямо к нам! В речку с мостика свалилось Кто увидел – не дремли, Поскорей его лови! Кто поймал, тот молодец, Ведь считалочке конец!

Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили — Не читать и не писать, Только по полу скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала И веревкой отхлестала. Меня папа увидал И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу: Доктор любит колбасу.

Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик – большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы просим: Ты, обжора, не ходи! Ну-ка, Мишенька, води.

Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто ее возьмет — Тот и вон пойдет.

– Заяц белый, Куда бегал? – Лыко драл. – Куда клал? – Под колоду, Под пенек, Под передний уголок.

Раз, два, три, Четыре, пять — Тебе в космос улетать!

Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей.

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.

Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить — Все равно тебе водить!

Тара-бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить!

Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сел, заплакал и пошел.

Из-под горки катится Голубое платьице, На боку зеленый бант, Тебя любит музыкант!

Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме Мишеньки!

Таря-Маря В лес ходила, Шишки ела — Нам велела. А мы шишки Не едим, Таре-Маре Отдадим!

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц, А за месяцем луна — Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду В Солнцеград, в Солнцеград — Покупать себе халат. Красный, синий, голубой — Выбирай себе любой.

Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез. Кто слово скажет, тот ее и съест.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке