Содержание
-
Индивидуальные и возрастные особенности
-
-
Возрастные особенности
Физиологические изменения Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные новообразования Развитие личности Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие познавательных процессов Особенности общения
-
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Ведущая деятельность: - сюжетно-ролевая игра Основные новообразования: -произвольность; -появление «внутреннего мира»; -способность к обобщению переживаний; -нравственное развитие; -соподчинение мотивов.
-
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Социальная ситуация развития: - начало школьного обучения. Ведущая деятельность: - учебная. Основные новообразования: - формирование теоретического мышления; - рефлексия как осознание своих собственных изменений; - способность к планированию.
-
Подростковый возраст
Ведущая деятельность: - общение. Основные новообразования: - чувство взрослости; - самосознание; - начало личностного и профессионального самоопределения.
-
Пубертатный кризис (активизация гормонов роста и половых гормонов, появление вторичных половых признаков, эмоциональная нестабильность, формирование нового образа своего физического «Я»)
-
Развитие самосознания: чувство взрослости (осознание себя взрослым) и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я») Ярко выраженные потребности («подростковые реакции»): ярко выраженные неучебные увлечения, общение со сверстниками, эмансипация от близких взрослых Личная нестабильность (неустойчивость эмоционального фона, нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка)
-
Темперамент
– биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
-
Особенности нервной системы
Сила (способность нервной системы выдерживать большие нагрузки) – слабость Подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга) – инертность Уравновешенность – неуравновешенность (соотношение возбуждения и торможения)
-
-
«Я-концепция»
— это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. идеальная «Я-концепция» - какой хочет стать личность реальная «Я-концепция» - каким видит себя человек на данный момент.
-
Самооценка
— компонент самосознания, включающий, наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей.
-
Уровень притязаний
— это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
-
Экстра-интровертированность
Экстраверты — люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерны импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Интроверты — люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу; необщительны, замкнуты и испытывают затруднение социальной адаптации, часто социально пассивны.
-
Нейротизм
эмоционально-устойчивые (стабильные) люди, не предрасположенные к беспокойству, устойчивые к внешним воздействиям, вызывающие доверие, склонные к лидерству люди эмоционально неустойчивые (нейротичные) — чувствительные, эмоциональные, тревожные, склонные болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
-
Ведущие модальности восприятия
Визуалы. Ведущая модальность - зрительная информация. Воспринимают информацию через видимый образ. Аудиалы. Ведущая модальность - слуховая информация. Воспринимают информацию через слуховой образ. Кинестетики.Ведущая модальность - ощущение, движение, запахи, вкусы. Воспринимают информацию посредством собственных ощущений.
-
Характер
– индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.
-
Структура характера
Черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, трудолюбие) Черты, которые проявляются по отношению к другим людям (тактичность, вежливость, чуткость) Система отношений человека к самому себе (скромность, гордость) Черты, характеризующие отношение личности к вещам (аккуратность, щедрость, бережливость)
-
Акцентуации характера — крайние варианты нормы, проявляющиеся значительным усилением отдельных черт характера.
-
Гипертимный тип
Отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. Везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты.
-
Циклоидный тип
в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.
-
Лабильный тип
Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуться в беспросветное уныние.
-
Астено-невротический тип
У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии - беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной анурез, заикание и т.п. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.
-
Сенситивный тип
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком". Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом. Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.
-
Психастенический тип
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами". Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии. Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т.п. Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, - например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, - может стать предметом долгих и мучительных колебаний.
-
Шизоидный тип
Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Дефицит интуиции и недостаток сопереживания - неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, - весь ход переживаний и мотивов - осталось скрытым.
-
Эпилептоидный тип
Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны - эпилептоид долго не может остыть.
-
Истероидный тип
Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие - только не перспектива остаться незамеченным.
-
Неустойчивый тип
Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.
-
Конформный тип
Постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к консерватизму. Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Их главное качество, главное жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. Конформность сочетается с некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - это для них и есть истина.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.