Презентация на тему "Психологический портрет личности"

Презентация: Психологический портрет личности
Включить эффекты
1 из 55
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Психологический портрет личности" по психологии. Презентация состоит из 55 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.34 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    55
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологический портрет личности
    Слайд 1

    Психологический портрет личности Темперамент Интеллект Характер Способности Эмоции Чувства

  • Слайд 2

    Темперамент- комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющихся в особенностях его психической активности, интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: экстраверсия – интроверсия; нейротизм - эмоциональная стабильность Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА в зависимости от свойств личности

  • Слайд 3

    Интроверсия – дословно «обращенность внутрь». Предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям. Интровертам присущи : необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  • Слайд 4

    Экстраверсия - дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции. Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  • Слайд 5

    Экстраверсия - дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции. Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  • Слайд 6

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТОВ сангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. В экстремальной, аварийной ситуации и при опасности наличие сангвиников необходимо. Они энергичны, быстры. Решительны, мало подвержены нервным срывам, способны к скоростной переработке информации. Поэтому именно сангвиники действуют в экстремальной ситуации наиболее эффективно.

  • Слайд 7

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТОВ холерик Обладает быстрой возбудимостью и большой силой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Он быстр, порывист, вспыльчив, активен, горяч, отличается резкой сменой настроения. Жесты выразительны, мимика богата. Склонен к эмоциональным всплескам, способен преодолевать большие трудности. Делу отдается с исключительной страстностью, расточительно расходует свои силы. Требует внимания: неуравновешенность, эмоциональные вспышки, быстрая смена настроений, быстрая истощаемость, недостаток самообладания, ему трудно дается работа, требующая поэтапной реализации. Наиболее продуктивен холерик там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, но на очень короткий период времени. В критической, экстремальной ситуации холерик представляет определенную опасность, поскольку склонен к аффектам, истерике, неадекватным поступкам. Именно от него обычно исходят панические призывы и образцы панического поведения. Поэтому в минуты опасности, в целях предотвращения массового психоза, холерика необходимо каким-то образом изолировать или нейтрализовать.

  • Слайд 8

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТОВ флегматик Флегматик мало живет чувствами, внешне невозбудим, медлителен, трудно вступает в контакт с окружающими, легко приспосабливается к изменяющимся внешним условиям. Настроение устойчиво, эмоциональная возбудимость малая, мимика и жесты однообразны. Характерна слабая выраженность психологических процессов при сохранении глубины и серьезности переживаний. В работе настойчив, медлительность компенсируется прилежностью. Трудно привыкает к новым людям, замедленная реакция в общении, не способен работать в условиях дефицита времени. Флегматик - тип трудяги, а не авральщика. В стрессовой, экстремальной ситуации, когда требуется скоростная переработка информации, быстрое ориентирование в изменяющейся ситуации, решительность, на флегматика надеяться нельзя. Он малопригоден в экстремальной ситуации, испытывает в стрессовой обстановке значительные трудности и может подвести.

  • Слайд 9

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТОВ меланхолик Меланхолик – легко раним, склонен переживать даже незначительное событие. Чаще всего замкнут и необщителен. Тяжело переживает трудности жизни, обидчив, нуждается в поддержке. Живет внутренней жизнью, в действиях нерешителен, способен выдержать небольшие напряжения. Требует внимания: плохая сопротивляемость к внешним изменениям, беспокойство, боязливость, настороженность, неуверенность в себе, робость. В спокойной, комфортной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность и исполнительность. В критической ситуации от меланхолика мало толку. Он непригоден к преодолению стрессовых ситуаций и к нервным перегрузкам. В условиях быстрой переадаптации меланхолик малонадежен, он затормаживается и теряется. Поэтому в экстремальной, аварийной ситуации меланхолика надо оставить в покое и не требовать от него решительных действий.

  • Слайд 10

    РОЛЬ В ОБЩЕНИИ СПОКОЙНЫЙ, СОЗЕРЦАТЕЛЬ ПОДЧИНЯЕТ, НЕПРЕКЛОНЕН, ВЛАСТЕН РАЗВЛЕКАТЕЛЬ, СТАРАЕТСЯ ВСЕХ РАЗВЕСЕЛИТЬ ПОДОПЕЧНЫЙ, БЕЗЗАЩИТНЫЙ ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК

  • Слайд 11

    САМООЦЕНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА НЕУСТОЙЧИВАЯ, ПОВЫШЕННАЯ, РАССКАЗЫВАЕТ ОБ УСПЕХАХ, У ВСЕХ НА ВИДУ НАИВЫСШАЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К ПЕРВЕНСТВУ, СОПЕРНИК ЗАНИЖЕНА, СКРОМЕН, НЕ НА ВИДУ НИЗКАЯ, СТЕСНИТЕЛЕН, В ГРУППЕ ДЕРЖИТСЯ В ТЕНИ ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК

  • Слайд 12

    УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА НАДЕЕТСЯ НА УДАЧУ САМОУВЕРЕН, СКРЫВАЕТ СЛАБОСТИ НЕТ САМОУВЕРЕН- НОСТИ, ПЕРЕЖИВАЕТ ЗА СЕБЯ, НЕ УНЫВАЕТ НЕУВЕРЕН В СЕБЕ, ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ НЕДОСТАТКИ, НЕ ВЕРИТ В УДАЧУ ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК

  • Слайд 13

    ДВИЖЕНИЯ И ПОХОДКА ПОДВИЖНЫЙ, БЫСТРЫЙ, «НЕПОСЕДА» СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, РЕЗКИЙ, НАПРЯЖЕННЫЙ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, ПЛАВНЫЙ, РАССЛАБЛЕННЫЙ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК

  • Слайд 14

    АППЕТИТ ест быстро, много Ценит процесс еды, не торопится во время еды сниженный ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК хороший «лакомка»

  • Слайд 15

    Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в отношении человека к себе, к обществу, к труду, к продуктам труда. ХАРАКТЕР Скромность Гордость Самолюбие Уверенность Самокритичность Самоуверенность отношение к обществу Черты характера отношение к продуктам труда отношение к труду отношение к себе Аккуратность Бережливость Алчность Щедрость Жадность Трудолюбие Лень Упорство Собранность Добросовестность Целеустремленность Доброта Отзывчивость Черствость Общительность Правдивость Грубость Лживость Тактичность

  • Слайд 16

    Классификация черт характера по Кречмеру

    Классификация черт характера по Кречмеру (немецкий врач – психиатр) Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи и определенные черты характера. Астеникам, людям худощавого телосложения, с тонкими кистями и слабыми мускулами, присуща слабая эмоциональность, любовь к философии и самоанализу, склонность к одиночеству. Людям атлетического типа (средний или высокий рост, широкая грудная клетка, отличная мускулатура) свойственны такие черты, как сильная воля, настойчивость и даже упрямство. Третий тип конституции – пикнический, его отличает средний рост, хорошо развитая жировая ткань, слабые мышцы. Люди этого типа эмоциональны, стремятся получать от жизни удовольствия. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ПО КРЕЧМЕРУ

  • Слайд 17

    ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

    Черта характера - та или иная особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами. Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.

  • Слайд 18

    Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: доброта-эгоистичность общительность-замкнутость отзывчивость-безразличие Позже формируются другие черты характера: трудолюбие-лень аккуратность-неаккуратность добросовестность-злонамеренность ответственность-безответственность настойчивость-малодушие ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

  • Слайд 19

    Позже формируются другие черты характера: трудолюбие-лень аккуратность-неаккуратность добросовестность-злонамеренность ответственность-безответственность настойчивость-малодушие ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

  • Слайд 20

    :

    1-й этап Подготовка. Человек накапливает определенные знания и информацию относительно нового стиля жизни и поведения. 2-й этап. Постановка целей и задач. Следует обозначить цели и задачи, соответствующие жизненным условиям самого человека. Цели должны быть достаточно конкретными, хотя одновременно и гибкими. 3-й этап. Постепенное изменение привычек. Следует придерживаться принципа постепенности и умеренности. Попытка поменять несколько привычек одновременно, как правило, приводит к неудаче и разочарованию. Это, в свою очередь, может вызвать неуверенность и сомнения в реальной осуществимости подобных перемен. ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

  • Слайд 21

    ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

    4-й этап. Усиление мотивации. Ряд поставленных целей реализуются человеком в установленные сроки, при этом нужно обязательно поощрить его усилия — либо самим человеком, либо членами его семьи. 5-й этап. Поддержание стимула. Это означает создание условий, необходимых для закрепления новых привычек здорового образа жизни. 6-й этап. Стратегия познания настроя. Можно составить список преимуществ и недостатков изменения образа жизни и привычек и периодически возвращаться к их рассмотрению и анализу. Человеку нужно сконцентрировать свое внимание на ощущении здоровья, самоуважении, радости от достигнутых успехов

  • Слайд 22

    ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

    7-й этап. Социальная поддержка. Исключительно важное значение имеет положительное отношение и повсеместная поддержка со стороны членов семьи, коллег по работе и друзей. 8-й этап. Предотвращение рецидива. Нужно всегда быть готовым к возможным неудачам и временным срывам. Эти ситуации можно прогнозировать. Важно постараться либо вообще избегать их, либо заручиться помощью других лиц в поисках выхода из такого положения. Рецидивы не следует рассматривать как полное фиаско, напротив, они должны стать стимулом для дальнейшего движения вперед.

  • Слайд 23

    Стержень характера Морально-волевые качества личности Человек с сильной волей отличается: определенностью намерений и поступков большей самостоятельностью он решителен и настойчив в достижении своих целей Слабый характер отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей

  • Слайд 24

    Акцентуация характера – это крайняя степень проявления той или иной черты характера. Акцентуированные черты характера достаточно заметно выделяются у человека, определенные черты не просто достигают своей крайней точки проявления, но и становятся доминирующими по отношению к другим чертам. Работники с акцентуированными чертами характера требуют от руководителя особого внимания. Они отличаются повышенной уязвимостью к одним стрессогенным факторам при устойчивости по отношении к другим. При неблагоприятном стечении обстоятельств акцентуация характера может привести к патологическим изменениям личности… АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

  • Слайд 25

    Демонстративный тип получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, более сильно, чем они переживают в данный момент. Человек с таким типом характера способен вытеснять из своего сознания негативные переживания, полностью забывать то, что он не хочет помнить. Ведущим мотивом поведения демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Ему крайне нужно постоянное внимание, желательно восхищение, вкрайнем случае, ненависть окружающих, но безразличноеотношение для него является непереносимым. 1. ДЕМОНСТРАТИВНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ

  • Слайд 26

    У людей с педантической акцентуацией характера способность к вытеснению невысока, поэтому негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия. С другой стороны, их отличают: пунктуальность, аккуратность, ответственность, рассудительность, заботао собственном здоровье. Такие люди нуждаются вподбадривании, в понимании проблем и чувств. 2. ПЕДАНТИЧЕСКАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ

  • Слайд 27

    У возбудимых личностей часто констатируется неровное течение жизни, потому что они часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Особенно отчетливо их возбудимость проявляется при глубоких аффектах. Неприятные события, расстроенные чувства могут привести этих людей к крайне необдуманным поступкам, но особенно характерна для них необузданная возбудимость со вспышками ярости. Многие из таких людей в состоянии запальчивости не способны сдерживаться.Их агрессия накапливается на подсознательном уровне, т.е. ни они, ни собеседник могут этого до последнего момента не замечать. 3. ВОЗБУДИМАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ

  • Слайд 28

    Для людей с застревающей акцентуацией характера характерна долгая задержка сильных чувств: ярости, гнева, страха, особенно, если они не были выражены в реальной жизни из-за внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает также долго и ярко. Отличаются обидчивостью и долгой памятью на обиды. Самыми распространенными темами застревания являются: ревность, преследование, месть, социальная несправедливость, непризнанные идеи или изобретения.Реальное уважение и признание готовы добиваться любымпутем, вплоть до судебных тяжб. Борьба за что-то или с кем-то – постоянная форма их существования, стиль жизни. 4. ЗАСТРЕВАЮЩАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ

  • Слайд 29

    Личность формируется под воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности - не только врожденное качество, но и результат развития. Недостаточная сформированность индивидуальных характеристик человека проявляется в экстремальных ситуациях. Существенно повышает подверженность человека опасности эмоциональнаянеуравновешенность,неспособность к быстрому распределению внимания и выделению главного объекта среди большой совокупности прочих объектов, недостаточная выдержка и неумеренная (чрезмерно большая либо чрезмерно малая) склонность к риску. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ФОРМИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ В НЕЙ

  • Слайд 30

    Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 31

    ТРИ ПРИЗНАКА СПОСОБНОСТЕЙ ( ПО Б.М.ТЕПЛОВУ): Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 32

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В.Д.ШАДРИКОВА

    Способности – свойства функциональных систем , реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств. Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 33

    ОСНОВАНИЕМ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАТКИ Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей. Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 34

    Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных способностей. Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов) СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 35

    Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн) Способности человека – внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром Виды способностей Общие – связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности: Наблюдательность Воображение Хорошая память Специальные – связаны с условиями отдельной деятельности: Математические Литературные Музыкальные Спортивные Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация имеющихся возможностей Три типа людей: Мыслительный тип : хорошо развиты умственные способности. Художественный тип: развиты воображение и чувства. Средний тип: примерно в равной степени развиты и ум, и воображение, и чувства. Общая одаренность – способность к обучению Специальная одаренность - высокий уровень специальных способностей Талант – это способность к достижению высшего порядка Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое

  • Слайд 36

    Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, трудолюбие, работоспособность, внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность, творческое мышление, гибкость ума ). Специальные способности, определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 37

    Способности существуют в постоянном процессе развития Уровни развития способностей: Одаренность – общая предрасположенность к определенным сферам деятельности, успешная деятельность в определенной области, выделяющая человека среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.) наивысший уровень творческих возможностей, проявляющихся в оригинальности и в новизне подхода. Гениальность – высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые достижения. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 38

       Факторы, влияющие на развитие способностей:    - исходная предпосылка – врожденные задатки;    - время выявления;    - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;    - всестороннее развитие интересов и способностей;    - соперничество и сотрудничество    Условия развития способностей: - наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);  - в каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: - простая деятельность – снижение интересов; - очень сложная деятельность – снижение темпа, мотивации. СПОСОБНОСТИ

  • Слайд 39

    5. Интеллект

    Интеллект - система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и регулировать свое поведение общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения 3) способность к решению проблем без проб и ошибок, "в уме " ИНТЕЛЛЕКТ

  • Слайд 40

    ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

    Так, в начале века Спирмен (1904г.) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру не интелектуальныекачества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, таким образом, он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равена), тесты интеллекта Кеттела.

  • Слайд 41

    Позже Терстоун (1938г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; память; способность к рассуждению; быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

  • Слайд 42

    Позже Гилфорд (1959г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс - понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов

  • Слайд 43

    По мнению Кэттела (1967г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттела, потенциальный или свободный интеллект независим от приобщенности к культуре.

  • Слайд 44

    Хебб (1974г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

  • Слайд 45

    В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность, и т.д., и наконец, внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерарахической модели интеллекта.

  • Слайд 46

    Одна из последних и наиболее интересных теорий — теория множественного интеллекта, разработанная ХовардаГарднера. Вместо того, чтобы сосредоточиться на анализе результатов тестов, Гарднер заявил, что числовое выражение человеческого интеллекта не полно и не точно описывает способности человека. Его теория описывает восемь различных интеллектов, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в разных культурах: визуально-пространственный интеллект; вербально-лингвистический интеллект; телесно-кинестетический интеллект логико-математический интеллект межличностный интеллект; внутриличностный интеллект; музыкальный интеллект; натуралистический интеллект.

  • Слайд 47

    Психолог Роберт Стернберг определил интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям чьей-то жизни». Он согласен с Гарднером в том, что интеллект гораздо шире, чем одна способность, но предложил некоторые из интеллектов Гарднера рассматривать как отдельные таланты. Стернберг предложил идею того, что он назвал «успешным интеллектом». Его концепция состоит из трёх факторов: Аналитический ум. Этот компонент относится к способностям решать задачи. Творческий интеллект. Этот аспект интеллекта основывается на способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки. Практический интеллект. Этот элемент относится к способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

  • Слайд 48

    Интеллект (Векслер) – это общая способность человека Рационально мыслить Целесообразно действовать Эффективно функционировать в социальной среде Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект - его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенных на близнецах, показывают, что, напротив, преимущественно наследственно обусловлены оценки по вербальным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта, человека (при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов повышается более значимо, чем успешность решения вербальных - эффект обучения сильнее).

  • Слайд 49

    1. Ментальный интеллект – интеллектуальные способности в наиболее распространенном, на сегодняшний день понимании. Способность быстро считать, быстро давать ответы, быстро схватывать суть и т.д. Тот интеллект, который пытаются измерить тесты IQ. То, что принято считать интеллектом, вероятно, большинством людей. В настоящее время, помимо ментального, выделяют также социальный и эмоциональный интеллект. ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТА

  • Слайд 50

    ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТА

    2. Эмоциональный интеллект – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, а также способность управлять данными чувствами. Эмоциональный интеллект характеризуют знание психологии и умение практически применять и использовать данные знания. Эмоциональный интеллект не ограничивается психологией. К эмоциональному интеллекту относятся: Система ценностей, целей, желаний, увлечений; Знания и накопленный личный опыт; Способность управлять собой и воплощать свои цели и желания в жизнь; Эмпатия – способность чувствовать, понимать и принимать, что чувствуют и видят другие люди; Навыки межличностного общения; Самопознание и самосознание.

  • Слайд 51

    3. Социальный интеллект – способность распознавать различные роли, а также «снимать» и «одевать» данные роли в процессе жизненной игры. Мы считаем, что почти каждая жизненная ситуация есть игра. И Вы в этой игре играете определенную роль. Вы можете быть ребенком или взрослым, учителем или студентом(кой), руководителем или подчиненным(ой), лежебокой или домохозяйкой или кем угодно. У игр есть определенные правила. Иногда их устанавливаете Вы. Иногда другие. Иногда Вам приходится принимать правила чужих игр (например, при устройстве на работу). Иногда устанавливаете свои игры и правила. Иногда это получается. Иногда нет. Человек с высоким социальным интеллектом умеет замечать и различать роли и игры. Умеет их осознавать и распознавать. Умеет их (роли и игры) менять и создавать.

  • Слайд 52

    4. Духовный интеллект – это то, что непосредственно определяет гармоничность Вашего внутреннего мира и вашей личности. Это, прежде всего, Ваша внутренняя цельность – то есть насколько Ваши поступки соответствуют Вашим глубинным ценностям, целям, желаниям и убеждениям. То насколько Ваша жизнь сочетается с тем, что вы по настоящему хотите делать и можете делать очень хорошо. Духовный интеллект это ваша способность сделать духовный выбор. Духовный интеллект определяет также понимание и ощущение смысла жизни, Ваша способность найти свое место в жизни и цель. К духовному интеллекту мы также относим навыки и способности человека в области духовных практик.

  • Слайд 53

    5. Физический интеллект. Некий интеллект, который связан с телом. Или интеллект самого тела. Определяется способностями управлять своим телом и телесными желаниями. Телесный интеллект хорошо развит у людей, которые занимаются спортом и вообще «занимаются» своим телом.  

  • Слайд 54

    Качества человеческого интеллекта: Любопытство  Глубина ума Гибкость и подвижность ума  Логичность мышления Доказательственность мышления Критичность мышления Широта мышления 

  • Слайд 55

    Креативность - это... (лат. creo — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4 характеристики креативности : беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных. способность к разработке гипотезы КРЕАТИВНОСТЬ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке