Содержание
-
Вероятностные умозаключения Лекция 8 Составитель – к.филос.н, доцент Департамента философии и религиоведения, Е.А.Горяченко
-
Индуктивное умозаключение
умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий какое-либо знание обо всех предметах этого класса
-
Структура индукции
S1 есть Р S2 есть Р S3 есть Р S1, S2, S3 составляют часть предметной области S Все S есть P
-
Проблема обоснованности индуктивных умозаключений
В индуктивном заключении может содержаться информация, отсутствующая в принятых посылках. Достоверность посылок не означает достоверности индуктивного заключения. Посылки придают заключению большую или меньшую вероятность.
-
-
Для полной индукции необходимо
-
Структура полной индукции
S1 есть Р; S2 есть Р; Siесть Р. Следовательно, все Sk есть Р. При этом S1, S2 … Sk исчерпывают весь класс рассматриваемых случаев Si, то есть все Siесть Р (i = 1, 2 … k).
-
Пример полной индукции
В понедельник было пасмурно Во вторник было пасмурно В среду было пасмурно В четверг было пасмурно В пятницу было пасмурно В субботу было пасмурно В воскресенье было пасмурно Всю неделю было пасмурно.
-
Неполная индукция
-
Условия повышения степени вероятности выводов научной индукции
-
-
Индуктивные методы установления причинных связей
-
Метод единственного сходства
состоит в попытке среди условий интересующего нас явления выделить такое явление, которое постоянно предшествует данному При наличии условий a, b, c, d, но не e имеет место х. При наличии условий a, b, c, e, но не d имеет место х. При наличии условий a, b, d, e,но не c имеет место х. При наличии условий a, c, d, e, но не b имеет место х. Вероятно, а есть причина х.
-
Метод единственного различия
обращает основное внимание на различие между условиями, которые вызывают исследуемое событие, и теми, которые данное событие не вызывают При условиях a, b, c, d имеет место х. При условиях b, с, d, но не а отсутствует х. Вероятно, а есть причина х.
-
Объединенный метод сходства и различия
применяется в тех случаях, когда мы не можем точно учесть состав и характер предшествующих обстоятельств исследуемого явления, как этого требуют методы сходства и различия При условиях a, b, c имеет место х. При условиях a, d, e имеет место х. При условиях a, f, g имеет место х. При условиях b, c, но не а отсутствует х. При условиях d, e, но не а отсутствует х. При условиях f, g, но не а отсутствует х. Вероятно, а является причиной х.
-
Метод сопутствующих изменений
основан на том, что интенсивность следствия зависит от интенсивности причины В условиях a, b, c имеет место х. В условиях a', b, c имеет место х'. В условиях а", b, c имеет место х". Вероятно, а есть причина х.
-
Метод остатков
если сложное условие производит сложное действие и известно, что часть условия вызывает определенную часть этого действия, то остающаяся часть условия вызывает остающуюся часть этого действия Явление [a,b] есть причина действия[ x,y]. Явление b есть причина действия y. Вероятно, a есть причина действия x.
-
Взаимосвязь индукции и дедукциив познании
Научная индукция есть комбинация индукции и дедукции, теории и эмпирического исследования. В научной индукции основанием для вывода является не только перечисление примеров и констатация отсутствия контрпримера, но и опора на теорию.
-
Индуктивные и дедуктивные методы и их использование в профессиональной деятельности
Каким образом используются дедуктивные и индуктивные методы в вашей профессиональной деятельности?
-
Аналогия
это рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках Основа таких умозаключений – объективная зависимость между свойствами явления
-
Основные понятия умозаключения по аналогии
-
Структура аналогии
-
Аналогия свойств
умозаключение по аналогии, в котором роль переносимого признака играет признак – свойство Предмет А имеет признаки а, b, c. Предмет В имеет признаки а, b, c. Предмет А имеет признак d. Вероятно, предмет В имеет признак d.
-
Аналогия отношений
умозаключение по аналогии, в котором переносимым признаком является признак – отношение Предмет а подобен предмету с. Предмет b подобен предмету d. Между предметами с и d имеется отношение R. Вероятно, между предметами a и b имеется отношение R.
-
Повышение вероятности истинности аналогии
-
-
Строгая аналогия
заключения аналогии могут быть достоверными Предмет А имеет признаки а, b, c. Предмет В имеет признаки а, b, c. Предмет А имеет признак d. Из комплекса признаков a, b, c необходимо следует d. Вероятно, предмет В имеет признак d.
-
Ложная аналогия
возможна, когда у сравниваемых предметов обнаружено малое количество сходных признаков, когда связь между сходными и переносимыми признаками установлена в слабой форме Клайв Льюис (А) был британцем (а), христианином (b), литературоведом (с), профессором Оксфордского университета (е) и автором ученых трактатов (l). Джон Толкиен (В) был британцем (а), христианином (b), литературоведом (с), профессором Оксфордского университета (е) и автором ученых трактатов (l). Клайв Льюис (А) писал замечательные сказки (d). Вероятно, Джон Толкиен (В) также писал замечательные сказки (d).
-
Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике
-
Роль выводов по аналогии в познании
Аналогия дает лишь вероятностные заключения, поэтому редко используется в науке как средство обоснования или доказательства суждений. Однако она – один из основных способов формирования научных гипотез.
-
Об исторических аналогиях и параллелях
При помощи аналогии можно спрогнозировать будущее
-
Использование аналогий в профессиональной деятельности
Каким образом можно применить аналогию в вашей профессиональной деятельности?
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.