Презентация на тему "Иоганн Гербарт"

Презентация: Иоганн Гербарт
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Иоганн Гербарт" состоит из 14 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Иоганн Гербарт
    Слайд 1

    Иоганн Гербарт

    Московский Государственный Университет Экономики , Статистики и Информатики Выполнила: Антонова А. А. Студентка группы ДГЕ-101

  • Слайд 2

    Иоганн Фридрих Гербарт (4 мая1776— 14 августа1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики Родился в Ольденбурге. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида[1] о том, что всё в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 1841 году в Гёттингене.

  • Слайд 3

    Идеи в области воспитания. Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

  • Слайд 4

    Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в

  • Слайд 5

      Философские и психологические основы педагогики Гербарта. Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству      И.Г.Песталоцци. Важнейшие  педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в  педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. 

  • Слайд 6

    Сущность воспитания, его цели и задачи. Гербарт придавал большое значение установлению  цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека.  Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Педагог должен ставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на:  1) цели возможные  2) цели необходимые. Возможные цели – это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.   Необходимые цели — это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

  • Слайд 7

    Роль наставника в управлении учениками. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания. Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени. Первое средство управления – это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако и самый строгий надзор может не дать желаемого результата; надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то  и потребность в лазейках возрастает.

  • Слайд 8

    Необходимо применять разнообразные приказания  и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно. И, наконец, большое место среди управления детьми отводится наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом, она широко  применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран. Авторитет и любовьГербарт считал вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли. Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.

  • Слайд 9

    Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Он считал обучение основным средством воспитания, на основании которого развивается шесть видов так называемого многостороннего интереса, каждый из которых, с точки зрения современного краеведческого подхода, можно рассматривать как элементы адаптационного механизма в обучении.  Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.   Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит интересы: ·  эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению; ·  умозрительный, который отвечает на вопросы, почему это так, и настаивает на размышлении; ·   эстетический– обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному.

  • Слайд 10

    Ко второй группе интересов относятся: ·   симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых, ·   социальный– на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество.  К этой же группе Гербарт относит ·   религиозный интерес, направленный на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами. Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии– в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был  противником единой системы образования.                  

  • Слайд 11

    Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения. Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: 1. Ясность 2. Ассоциация 3. Система 4. Метод. Первая ступень – ясность– это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание.  В дидактическом – изложение учителем нового материала, применение наглядности. Вторая ступень – ассоциация- это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым,  Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.

  • Слайд 12

    Третья ступень – система – это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию». Четвертая ступень –метод – это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически  эта  ступень  требует  действия.  В  области   дидактики это своего рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить. Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.

  • Слайд 13

    Заключение. Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока. Разрабатывая вопросы структуры процесса обучения, Гербарт высказал целый ряд ценных положений о принципах отбора материала и методах его преподнесения учащимся, о приемах и методах систематизации знаний, о системе упражнений и т. п. Однако абсолютизация предложенной структуры урока, особенно проявившаяся у последователей и учеников Гербарта, привела к засилью формализма в школьной практике. Он  внес значительный вклад в разработку проблем воспитывающего обучения, структуры, содержания и методов учебной работы.                                                Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последователи: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм и консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А. Коменского.

  • Слайд 14

    Список используемой литературы: 1. «Большая советская энциклопедия» под. Ред. Прохорова А.М. ; т. 6, изд. 3, Москва, 1998 г. (800 л.) 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособ. для студ. педвузов - М.:Владос, 1999. 3. История педагогики /Под ред. А.И.Пискунов. - М.: Просвещение, 1997. ч.1,2. 4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.,ил. 5. Петровский А.В. «Психология», Москва, 1998г

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке