Содержание
-
Исаак Ильич Левитан
1860–1900
-
Родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву. В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи.
-
«Тихая обитель»
-
«Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ)
Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники», где женскую фигуру писал его товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено критикой и куплено Третьяковым.
-
Саввинская Слобода под Звенигородом 1884 год
-
Берег моря. Крым 1886 год
-
В Крымских горах 1886 год
-
В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка» (1892 г.). В 90-х гг. Левитан совершил ещё одно путешествие по Волге. Там родилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891—1895 гг.).
-
«Свежий ветер. Волга»
-
Расцвет творчества Левитана падает на рубеж 80–90-х годов. Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885–1889, ГТГ), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892, ГТГ), «Март» (1895, ГТГ), «Золотая осень» (1895, ГТГ). «Березовая роща»
-
«Вечерний звон»
-
«У омута»
-
Во «Владимирке», написанной не только под впечатлениями непосредственными, от натуры, но и под влиянием народных песен и исторических сведений об этом тракте, по которому вели каторжников, Левитан средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства. (1892)
-
«Март»
-
«Золотая осень» Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму.
-
Лунная ночь. Большая дорога (фрагмент) 1897 год
-
Ранняя весна 1898 год
-
Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве. Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.
-
«Над вечным покоем»
-
То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро, как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану.
-
“Вечер. Золотой Плес”, 1889
-
“После дождя. Плес”, 1889
-
Сильное впечатление произвели на него староверческие скиты над рекой и древний город Свияжск. Далекий уголок русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины “Над вечным покоем”. Начиная работу над ее композицией, Левитан обращается к этюдам заброшенного погоста. Ему удалось сохранить реальный ландшафт и придать ему величественность и глубину, постигаемые как откровение. Глубокие заволжские дали исчезают в лиловых полосах вечернего неба.
-
«Озеро» Последняя, прерванная смертью художника работа, однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. Это собирательный образ русской природы, родины. Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь».
-
Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался. Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных “мировой тоской”.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.