Содержание
-
Исаак Ильич Левитан30.08.1860-4.08.1900
-
Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов.
-
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско- романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников.
-
Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.
-
Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.
-
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день в Сокольниках», 1879).
-
«Осенний день в Сокольниках» 1879 год
-
Антон и Николай Павлович Чеховы
-
Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89).
-
«Березовая роща»1885-1889 годы
-
Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все — Третьяковская галерея).
-
«Вечер на Волге», 1888
-
«Вечер. Золотой Плес», 1889
-
«После дождя. Плес», 1889
-
Свежий ветер. Волга (фрагмент)1891-1895 год
-
«Свежий ветер. Волга» ,1891-1895 год
-
Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же).
-
«Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея
-
«Над вечным покоем», 1893-94
-
Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.
-
«Владимирка», 1892
-
Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же).
-
«Март»1895 год
-
«Весна – большая вода»1897 год
-
Золотая осень. 1895 годГосударственная Третьяковская галерея
-
В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи.
-
Летний вечер, 1900
-
Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.
-
«Озеро. Русь», 1900, Русский музей
-
Вопросы:
Как называется единственный пейзаж Левитана, где изображен человек?
-
Ответ:
«Осенний день в Сокольниках» 1879 год
-
Вопросы:
Назовите «церковные пейзажи» Исаака Левитана(не менее одного)
-
Ответ:
«Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея «Над вечным покоем», 1893-94
-
Вопросы:
Назовите следующие картины:
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.