Содержание
-
Ислам
-
Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху”. Последователи ислама называют себя словом “муслим”. В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”. Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова. Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Мадинат ан-наби, а еще позже утвердилось сокращённое название этого города: Медина. У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед или Мухаммад. Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама. Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, а умер в 632 г. в Медине. В 610 г. у него появились “видения” и “речения”. Голоса передавали ему содержание Корана, и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность. Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии: суннизм и шиизм. В VIII веке появилась конфессия, сторонники которой стали называть себя исмаилитами. Суннизм, шиизм и исмаилизм - это три основные конфессии ислама. Всего же в исламе несколько десятков конфессий. Наиболее распространённая из них - суннизм. Всего в мире на конец 1998 года было 44 мусульманских страны. Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии, одна - в Европе, 16 - в Африке и 26 в Азии. В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырёх - шииты (Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн). В России ислам по распространённости вторая после православия конфессия. В нашей стране более 70% среди верующих составляют православные, около 20% - мусульмане, около 10% - сторонники других конфессий. В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане: Северный Кавказ, Татарская и Башкирская республики. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.
-
Священные книги ислама можно разделить на две группы. В первую группу входит одна книга, которая называется “Коран”. Во вторую группу входит целое собрание священных книг, объединенное общим названием “Сунна”. В этом собрании шесть книг-произведений и около ста книг-томов. По вероучению ислама, существуют два вида Корана: небесный и земной. Небесный Коран был всегда. Он существует в единственном экземпляре и хранится под троном Аллаха. В то же время небесный Коран чудесным образом содержит в себе прямую речь Аллаха. Земной Коран существует во многих экземплярах. Но точной копией небесного Корана является только земной Коран на арабском языке. После смерти Мухаммада при халифе Османе был записан полный текст Корана. Коран делится на 114 сур, суры делятся на части, которые называются аятами. Сунна, по вероучению, есть собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни. И целостные смысловые изречения Мухаммада, и рассказы о его жизни называются хадисами. Поэтому Сунну называют также собранием хадисов. Автором изречений считается, естественно, сам Мухаммад. Авторами рассказов о его жизни считаются современники Мухаммада. Все хадисы долгое время существовали устно. Позднее, в IX-X вв., их записали видные богословы. Их имена: Бухари, Нишапури, Маджа, Сиджистани, Нисаи и Тирмизи. Они и считаются авторами-составителями сборников хадисов. В исламе признаётся существование шести групп сверхъестественных существ. Это: Бог, ангелы, злые джинны, добрые джинны, гурии, Бурак. Бога зовут Аллах. Аллах сотворил землю, все живые существа, семь небес, рай и ад. Выше седьмого неба размещается трон Аллаха. Аллах - “Господь мира”. Аллах имеет 99 прекрасных эпитетов: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Всевидящий, Всезнающий, Милосердный, Карающий, Владыка Судного дня и др. Слово “джинны” переводится как “духи”. Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня, они делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но всё изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспиталась, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют ещё джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям. Но среди этих джиннов выделяются особенно зловредные, их называют “шайтанами”.
-
Существует еще одно сверхъестестественное существо. Его называют словом “Бурак”. Это и название вида этого существа, и его имя собственное одновременно. “Бурак” переводится как “Молния” или “Молниеносный” . Бурак выглядит следующим образом: тело, как у самого прекрасного коня, голова, как у человека, и крылья, как у орла. Его имя подчеркивает ту скорость, с которой он летит по небу. Учение о Бураке сливается в исламе с той частью учения о пророках, где речь идет о Мухаммаде. В вероучении ислама есть рассказ о том, как однажды ночью к Мухаммаду в Мекке явился ангел Джабраил вместе с Бураком. Бурак в мгновение ока перенес пророка из Мекки в Иерусалим, а затем по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммад поднялся наверх для беседы с Аллахом. Согласно вероучению ислама, пророки — это люди, которым Бог дал задание и возможность возвещать людям истину. Истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Пророков мусульманские богословы называют термином “наби”. Их, согласно вероучению, было 124 тысячи человек. Среди наби выделяют 313 человек, которые носят одновременно термин “расул”. Это лица, которые получили от Аллаха не только устные, но и письменные откровения. Среди посланников особым почитанием пользуются 9 человек, которых называют “стойкими пророками”. Восемь из девяти почитают и христиане, но, по мнению мусульман, искажают их имена. Вот как этих восемь пророков называют христиане (в скобках - их мусульманские имена): Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). Из девяти стойких пророков самым большим почитанием пользуется девятый - Мухаммад. Только Мухаммад носит титул “Печать пророков”. Это означает, что Мухаммад считается последним и самым великим из пророков. Именно Мухаммаду Аллах дал самое полное и главное письменное откровение - Коран. Два мусульманских праздника связаны с событиями из жизни Мухаммада: мавлюд день рождения пророка и мирадж - день его вознесения на небо для беседы с Аллахом. В эти дни в мечетях проводятся торжественные богослужения. Мусульманское учение о душе полностью совпадает с тем учением о душе, которое было у античных христиан и сохранилось сегодня во многих христианских конфессиях: в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме и др. Вот каковы основные идеи этого традиционного религиозного учения. Душа в отличие от тела - это сверхъестественная часть человека. Душа не зависит от тела, т.е. способна жить и без тела. Душа это не совокупность мельчайших частиц, а целостное образование. Души всех людей сотворил Бог, и души всех людей бессмертны. Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай и ад. В рай направляются праведники, в ад - грешники. Деление людей на праведников и грешников в исламе осуществляется по иному критерию, чем в христианстве. В исламе праведники и грешники - это две противоположные группы людей. У праведников в жизни преобладают добрые, у грешников - плохие поступки. У мусульман считается, что в раю все пребывают вечно, а в обитатели ада делятся на постоянных и временных “жильцов”. Временными жильцами ада являются грешники-мусульмане: какие бы грехи они ни совершили, рано или поздно Аллах переводит мусульман из ада в рай.
-
Пребывание в загробном мире делят на два этапа: до Судного дня и после Судного дня. В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну. Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат - это свод правил поведения. Шариат может существовать и в письменной форме, и в устной форме. Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама. Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать, а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды. Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам. Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков, мясо хищных животных. В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушения этих предписаний и запретов. Служители культа учат, что существуют молитвы трёх видов: шахада, намаз и дополнительная молитва. Шахад - это краткая формула на арабском языке: “Ля ильляхаильляляхуваМухамадунрасульльляхи. Шахада произносится только по-арабски, она повторяется несколько раз в день, обязательно включается как частичка в два остальных вида молитвы. Если немусульманин произнес шахаду при двух мусульманах-мужчинах, то он становится мусульманином. Намаз - ежедневный пятикратный молитвенный цикл. Поэтому можно говорить о совершении мусульманами пяти намазов в сутки. Намаз включает в себя установленные словесные формулы, определённые позы и определённые движения. Совокупность формул, поз и движений называется ракатом. Намаз совершается: первый раз - на рассвете , второй - около полудня, третий - между полуднем и закатом, четвертый - после заката, пятый - перед сном. Перед намазом мусульманин должен совершить омовение, женщины должны молиться отдельно от мужчин. Намаз может совершаться коллективно и индивидуально, в мечети и вне ее.
-
Дополнительными считаются все молитвы, которые не являются шахадой и намазом. Текст этих молитв мусульманин может составить сам. Эти молитвы могут совершаться на родном языке. Именно через дополнительные молитвы мусульманин выражает свои просьбы к Аллаху. Они могут быть произнесены в любое время суток. Все молитвы мусульмане должны совершать, повернувшись лицом в сторону священного города Мекки. Каждый мусульманин обязан участвовать в борьбе за веру. Борьба за веру обозначается термином “джихад”. Мусульманские богословы различают четыре вида джихада. Первый вид - джихад меча. Это участие в вооружённой борьбе с неверными. Такой вид джихада объявляется в ситуации, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях. Так, с 1980 по 1988 год воевали друг с другом Иран и Ирак. В обеих странах среди верующих преобладают шииты. Духовные руководители обеих стран назвали мусульман соседней страны “неверными” и соответственно взаимно объявили им джихад. Остальные виды джихада существуют постоянно. Второй вид - джихад руки. Имеется в виду принятие определённых дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности. Как минимум, джихад руки применяется в семье старшими её членами по отношению к младшим. Третий вид - джихад языка. Под этим видом джихада понимается обязанность верующих одобрять окружающих, когда они совершают поступки, угодные Аллаху, и порицать их за нарушение норм шариата. И четвертый вид джихада - джихад сердца, под которым понимается борьба каждого мусульманина с собственными пороками и недостатками. Паломничество в Мекку обозначается в исламе термином “хаджж”. Фактически большинство паломников посещают не только Мекку, но и Медину. Но обязательным для паломников является только посещение Мекки.
-
Главная идея учения в требовании, обращенном к каждому мусульманину: если он имеет физические и материальные возможности, то обязан хотя бы один раз в жизни или совершить лично паломничество в Мекку, или послать в Мекку своего заместителя. В историческом прошлом требование личного паломничества было единственным. Но по мере увеличения численности мусульман в мире его буквальное выполнение стало нереальным. Тогда и появилась идея о заместителе. Своего заместителя мусульманин обязан обеспечить необходимыми для паломничества денежными средствами, а заместитель, в свою очередь, обязан привезти тому, кого он замещает, документ: свидетельство о совершённом хаджже. Одному мусульманину выдаётся на руки только одно свидетельство, поэтому заместитель должен быть человеком, который в прошлом уже участвовал в хаджже. Паломничество должно совершаться в определённое время года, а именно в последний двенадцатый месяц лунного года. В хаджже есть обязательная часть и дополнительная часть. Паломники должны прибыть в Мекку к 7-му числу мусульманского месяца зу-ль-хиджжа, быть в Мекке и её окрестностях 7 дней и каждый день совершать предписанные для этого дня шариатом обряды. Это: обход Каабы, испитие воды из священного колодца, семикратная пробежка между двумя холмами, молитвенное стояние в долине у горы Арафат с 12 часов дня до захода солнца, собирание 7-ми камней в другой долине, забрасывание этими камнями в третьей долине каменного столба, который символизирует Шайтана, и в заключение жертвоприношение скота. У мусульман лунный календарь, и поэтому в пересчёте на солнечный время паломничества может оказаться в любом месяце. В последнее время хаджж ежегодно совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные дни хаджжа каждый мусульманин должен быть одет в ихрам и ежедневно произносить шахаду не менее 100 раз. В девятый месяц лунного календаря мусульмане обязаны соблюдать пост. От поста в месяц рамадан с условием соблюдения его в другое время освобождаются те, кто по объективным обстоятельствам не могут его соблюдать именно сейчас: участвующие в военных действиях, находящиеся в плену, находящиеся в пути, больные. Без всяких условий от поста освобождаются дети, престарелые, беременные и кормящие женщины. Заключается пост в полном воздержании в светлое время суток от пищи, питья, курения, развлечений. Для мусульман, живущих в северных регионах, где существуют так называемые “белые ночи”, час начала и окончания поста устанавливается решениями мусульманского духовенства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.