Содержание
-
История социологии
-
Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. С возникновением государства человечество пыталась дать общественным отношениям более систематизированное толкование. Ответом на этот интерес к познанию социального мира послужили работы французского социолога Огюста Конта , который является основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Огюст Конт (1798—1851)
-
Формирование социология с объектом изучения новой науки – общества современного (модерного) типа, связано это с тем, что возникшее и первоначально развивавшееся в Европе :
совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские построения и потому его становление не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвидению, с возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления.
-
Иными словами, социология возникала в претензии:
на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.
-
Были поставлены вопросы
о личности и едином общественном организме, революционным образом переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства.
-
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе конце XVIII века начало XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно- монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились религиозные эталоны истины, добра и красоты. Изменение мировоззрения так или иначе фиксировалось в структуре философского знания. Причины возникновения науки социологии
-
ТЕОРЕТИКИ Цель - теоретическое изучение и рассмотрение общества как целостной системы ПРИКЛАДНИКИ Цель - научный анализ и верификация, т.е. практическое подтверждение научных выводов
-
ОБЩЕСТВОВЕДЫ обоснованно считали, что предмет их изучения – «общество» – больше и важнее «человека», оно определяет его путь и судьбу, а не наоборот. ГУМАНИСТЫ рассматривали прагматическую ценность отдельного человека, как «важнейший ресурс» общественного (в том числе производственного, экономического) развития.
-
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы МИКРОСОЦИОЛОГИЯ теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений
-
КОНФЛИКТОЛОГИ считали конфликт динамической силой, основой развития любого современного общества, важнейшей проблемой социального взаимодействия на всех уровнях общественной системы ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ рассматривают, как устанавливаются функциональные соответствия, социальная системность, общественное согласие. В основе строения общества видят функциональное единство
-
Органическая школа
рассматривала общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей. Общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. О. Конт,Г. Спенсер
-
О. Конт
занимался позитивными (научными) исследованиями - объективность, проверяемость, доказательность «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальной статики (структура общества, ее основные институты) и динамики (процессы социальных изменений) общество - органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. все общественные институты должны выполнять общественные функции (социальная интеграция, социальное «согласие», кооперация)
-
Г. Спенсер
общество – это биологической организм, который развивается на основе всеобщей эволюции большое значение придавал разработке темы социального контроля и его институтов (государства и церкви) ввел в научный оборот термин «социальный институт» социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизм самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология
-
Направление натурализма
объясняло общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора
-
Психологическая тенденция
это попытка объяснить социальные процессы исключительно психологическими качествами людей, так общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон)
-
Ф. Тённис
фундаментом организации социальной жизни служат два типа воли:воля сущности и ослабление социальной воли все формы социальной жизни делил на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов
-
Материалистическое понимание
предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой. Концепция общественной формации Карла Маркса иФридриха Энгельса гласила, что главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ.
-
Карл Маркс
общество – это социальный организм, единая социальная система, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой системный подход к анализу общества создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов
-
На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают ограниченность абстрактно-теоретических методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.
-
М. Вебер
суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы их наделяем методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности
-
Э. Дюркгейм
социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации общество - духовная реальность, основанная на коллективных представлениях, имеет физическое и моральное превосходства над индивидами разделение труда создает общество и способствует его сохранению, а также создает общественную связь в современном обществе предмет социологии - социальные факты, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие («элементы социальной реальности и их совокупность есть общество»)
-
Г. Зиммель
общество - это процесс социального взаимодействия людей наиболее устойчивыми формами взаимодействия между людьми являются мода, соревнование, конфликт и т.д.
-
Американские школы развили:
структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологию и этнометодологию.
-
Т. Парсонс
выделял четыре основных функции социальной системы: адаптация (экономика), целедостижение (политика), интеграция (правовые, обычаи) и воспроизводство структуры (вера, мораль, образование, воспитание), которые обеспечиваются различными подсистемами общества общество - система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм
-
Р. Мертон
вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций считал, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений
-
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
возникает в результате классовой борьбы, которая пронизывает всю историю, и ее обострение приводит к революционному взрыву К. Маркс считал, что социальное неравенство (экономическое положение делит на антагонистические классы), присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества (общие черты общества - господство, конфликт, подавление) М. Вебер выделял три лини социального неравенства: богатстве, престиже и власти Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими
-
Появились теории, которые считали, что принцип функционирования общества можно объяснить только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию, взаимодействие индивидов
теория социального обмена (взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания) Дж. Хоманса теория справедливого обмена (придают особое значение справедливому характеру вознаграждения) Дж. Адамса, Дж. Уолтера теория символического интеракционизма (люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы) Дж. Мидаи, Г. Блумера теория этнометодологии (требует изучения принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей) Г. Горфинкель
-
В 70-90-х годах в западную социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа, переход от описательности фактов к аналитическим обобщениям. Нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование. Примером такого синтезирования принято считать -концепцию многомерности Дж. Александера,-концепцию структурализации Э. Гидденса, -теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, -теорию социального становления П. Штомпки.
-
Каковы были научные и общественные причины возникновения социологии?Чем отличаются академическая социология от прикладнойЧто такое социоцентризм?Чем занимаются макросоциология и микросоциология?Каковы принципиальные различия в научных взглядах конфликтологов и эволюционистов?Каковы причины сохранения и воспроизводства важнейших черт общества? Возникновение социологии как самостоятельной науки.Развитие социологической мысли в России и Казахстане?Вклад О.Конта в развитие социологии.Органическая Социология Г.Спенсера.Социология Э.Дюркгейма. Основатель позитивизма О.Конт «Понимающая социология» М.Вебера.Психоаналитическое направление в социологии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.