Содержание
-
КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
-
Конкуренция
это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
-
Конкурентоспособность фирмы
это возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств.
-
Конкурентоспособность товара (КСП товара)
совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей покупателя. (КСП товара) это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторских, производственных, сбытовых, посреднических.
-
Многоугольник конкурентоспособности
концепция качество цена финансы сбыт сервис внешняя экономическая политика послепродажная подготовка Фирма А Фирма Б Фирма В
-
Качество (Международная организация по стандартизации ISO)
это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
-
Составляющие качества:
Определение потребностей рынка (качество выбора потребителя) Качество проектирования продукта Качество процесса производства Соответствие качества конечной продукции проекту Качество послепродажного обслуживания
-
Объекты качества:
деятельность или процесс; продукция , которая, в свою очередь, может быть материальной, нематериальной или комбинацией из них; организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них
-
Показатели качества продукции:
-
-
Показатели качества услуг:
окружающая среда; надежность; психологические свойства (эмпатия); коммуникабельность ; доступность; гарантия (страховка)
-
Всеобщее управление качеством(Total Quality Management)
это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.
-
Основные цели TQM:
ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; возведение качества в ранг цели предпринимательства; оптимальное использование всех ресурсов организации.
-
Основные элементы модели TQM:
-
Использование методологии ТQМ обеспечивает следующие преимущества:
Увеличение прибыли Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов Улучшение имиджа и репутации фирмы Повышение качества управленческих решений Внедрение новейших достижений Увеличение производительности труда Повышение качества и конкурентоспособности продукции Рост степени удовлетворенности клиентов
-
Внедрение системы TQM на российских предприятиях:
Во-первых, необходимо взять за основу стандарты ИСО-9000; Во-вторых, создать и затем совершенствовать систему управления качества, используя методы ТQМ; В-третьих, систематически проводить самооценку в целях сокращения отставания от лидеров — победителей конкурса на премию по качеству.
-
Проблемы при внедрении концепции TQM:
Сопротивление персонала нововведениям; Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации; Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании; Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.
-
Японские модели управления качеством
КРУЖКИ КАЧЕСТВА (QualityСircle) Программа «ПЯТИ НУЛЕЙ» Система JIT (Just-In-Time) Система КАНБАН
-
Кружки качества
это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества
-
Принципы кружков качества:
добровольности участия; регулярности собраний; конкретности решаемых проблем; выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.
-
Основные результаты деятельности кружков качества
-
Программа «Пяти нулей»
Каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее: принимать дефектную продукцию с предыдущей операции; создавать условия для появления дефектов; передавать дефектную продукцию на следующую операцию; вносить изменения в технологию; повторять ошибки.
-
Система JIT (Just-In-Time)- «точно вовремя»
ведет к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место.
-
Система КАНБАН
микрологистическая система корпоративного управления производством и снабжением. Начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель).
-
Принципы системы «КАНБАН»:
усиленный контроль качества; поставка продукции заказчику точно в срок; наладка оборудования, исключающая брак; сокращение числа поставщиков комплектующих; максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.
-
Положения модели EFQM:
В центре внимания — клиент; Сотрудничество с поставщиками; Повышение квалификации и участия персонала; Процессы и факты; Непрерывное совершенствование и новаторство; Руководство и последовательность в достижении целей; Взаимная ответственность; Распределение результатов.
-
Критерии ЕFQМ можно разбить на две группы:
Предпринимаемые усилия; Результаты.
-
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ ЕFQМ :
-
РОССИЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции) Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий) Концепция НОРМ Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
-
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
в основу был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин.
-
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности); комплексное обеспечение качества продукции; проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия; организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции; концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки; привлечение к совершенствованию продукции потребителей.
-
Концепция НОРМ
особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества изделия.
-
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Главная цель системы заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет: создания и освоения новых высококачественных видов продукции; своевременной постановки на производство новой продукции; снятия с производства морально устаревшей продукции; улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.
-
Недостатки отечественных систем управления качеством:
слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством формальное отношение к организации систем управления качеством недооценку роли обучения персонала методам управления качеством работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество» недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства
-
Критерии оценки качества работы организации в рамках Российского конкурса качества
Роль руководства в организации работ (100 баллов). Использование потенциала персонала (120 баллов). Планирование в области качества (100 баллов). Рациональное использование ресурсов (100 баллов). Управление технологическими процессами (130 баллов). Удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов). Удовлетворенность потребителей (180 баллов). Результаты деятельности организации (120 баллов). Безопасность продукции для общества (60 баллов).
-
Оценка качества
может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
-
В процессе оценки качества используются следующие термины:
градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке) мера качества — при выполнении точных технических оценок относительное качество — при сравнении объектов требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки
-
Основные типы показателей качества:
-
-
Квалиметрия
это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем)
-
Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей разработку единых методов измерения и оценки показателей качества разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции
-
Методы оценки качества, используемые в квалиметрии:
Инструментальный; Расчетный; Статистический; Органолептический; Экспертный; Социологический; Комбинированный
-
Контроль качества
это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества)
-
Современные инструменты контроля качества
это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества.
-
Основные методы или инструменты контроля качества
контрольный листок гистограмма диаграмма разброса диаграмма Парето стратификация (расслоение) диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) контрольная карта
-
Инструменты контроля качества
-
Контрольный листок
это инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации
-
-
-
Гистограмма
это инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения статистических данных
-
Диаграмма разброса
инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных
-
Диаграмма Парето
инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать.
-
Метод расслаивания исследуемых статистических данных (стратификации)
это инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающую требуемую информацию о процессе. Расслаивание может осуществляться по следующим критериям: расслаивание по исполнителям — по квалификации, полу, стажу работы и т.д. расслаивание по машинам и оборудованию — по новому и старому оборудованию, марке, конструкции, выпускающей фирме и т.д. расслаивание по материалу — по месту производства, фирме-производителю, партии, качеству сырья и т.д. расслаивание по способу производства — по температуре, технологическому приему, месту производства и т.д. расслаивание по измерению — по методу, измерения, типу измерительных средств или их точности и т.д.
-
Диаграммы Исикавы (причинно-следственная диаграмма)
инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).
-
Где: Система причинных факторов Основные факторы производства Материалы Операторы Оборудование Методы операций Измерения Процесс Следствие Параметры качества Показатели качества Контроль процесса по фактору качества
-
Диаграмма Исикавы
-
Контрольные карты
инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований
-
Контрольная карта
-
Стандарт
нормативный документ, в котором могут устанавливаться правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных требований стандартизации, и который направлен на достижения оптимальной степени упорядоченности в определенной области.
-
Стандарты, действующие на территории Российской Федерации:
ГОСТ Р — государственный стандарт РФ ОСТ — отраслевой стандарт ТУ — технические условия СТП — стандарты предприятий и объединений (союзов, концернов, акционерных обществ и др.) СТО — стандарты научно-технических и инженерных обществ ГОСТ — межгосударственный стандарт СНГ ИСО (ISO) — международный стандарт
-
В нашей стране разработаны следующие стандарты на продукцию:
стандарты общих технических условий, которые должны содержать общие требования к группам однородной продукции стандарты технических условий, которые должны содержать требования к конкретной продукции
-
Стандарт общих технических условий содержит следующие разделы:
классификация, основные параметры и (или) размеры общие технические требования требования безопасности требования охраны окружающей среды методы контроля правила приемки транспортирование и хранение указания по эксплуатации (ремонту, утилизации) гарантии изготовителя
-
«Общие технические требования»
характеристики (показатели) качества требования к сырью, материалам, покупным изделиям комплектность маркировка упаковка
-
Формы подтверждения соответствия:
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации
-
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) обязательной сертификации
-
Сертификация
деятельность органов по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров
-
Результатом сертификации является
документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок.
-
-
Обязательная сертификация
является средством государственного контроля над безопасностью продукции. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (18 систем обязательной сертификации, установленных законами РФ).
-
Добровольная сертификация
проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации (более 100 систем). Согласно действующему Федеральному Закону РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» добровольная сертификация не может заменить обязательную
-
Участники сертификации ГОСТ Р:
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии(Госстандарт России) как национальный орган сертификации; государственные органы управления, выполняющие работы по сертификации; центральные и территориальные сертификационные органы; органы по сертификации; юридические лица в роли органов добровольной сертификации; испытательные лаборатории (центры); производители продукции (исполнители работ и услуг); продавцы.
-
С 1993 г. Госстандарт ежегодно определяет перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этот перечень в первую очередь включаются товары и услуги, на которые в государственных стандартах установлены требования по обеспечению: безопасности жизни и здоровья потребителей; безопасности имущества потребителей; охраны окружающей среды.
-
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и Постановлением Госстандарта РФ N 64 «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация»от 30.07.2002 г.
-
Для подтверждения соответствия продукции при сертификации проводятся следующие операции:
испытания продукции (первичные, при выдаче сертификата, или периодические повторные, в рамках инспекционного контроля); оценка производства (первичная и последующая, в рамках инспекционного контроля)
-
Порядок проведения сертификации в системе ГОСТ Р:
-
Международная стандартизация(По определению Международной организации по стандартизации (ISO))
«процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности»
-
Функции международной стандартизации:
упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах; закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам; установление правил применения этих нормативных документов.
-
Роль международной стандартизации:
Обеспечивает взаимозаменяемость элементов сложной продукции; Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах; Содействует взаимообмену научно-технической информацией; Содействует международной торговле; Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций.
-
Принципы международной стандартизации:
1.Комплексность стандартизации; 2. Опережающее развитие стандартизации; 3. Классификация.
-
Международная организация по стандартизации (InternationalStandartOrganization) или сокращенно ISO (ИСО)
создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г. Основная цель - «содействие стандартизации в мировом масштабе».
-
Основные функции ИСО:
установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО; содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов; организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов; сотрудничество с другими международными организациями.
-
Официальными лицами ИСО являются:
президент; вице-президент; казначеи; генеральный секретарь. Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея
-
Специальные комитеты для работы по отдельным направлениям деятельности ИСО:
1. КАСКО — деятельность комитета по оценки соответствия 2. ДЕВКО — деятельность комитета по оказанию помощи развивающимся странам 3. КОПОЛКО — деятельность комитета по защите интересов потребителей
-
Стандарты серии ISO-9000:
это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический комитет 176» (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.
-
Документы входят в серию стандартов ISO-9000:
ISО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству; ISО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии; ISО-9001 (в редакциях до 2000 года ISО 9001, 9002, 9003) излагает модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах жизненного цикла продукции; ISО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества. «поддерживающие стандарты» по составлению Руководства и документов по качеству, аудиту системы качества, проведению обучения и т.д. ISО 10001 — 10020.
-
Международные стандарты ISO 14000:
предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с целью достижения экологических и экономических целей.
-
Типовое положение системы ISO 14000 заключается в том, чтобы в каждой организации должны быть:
документы, описывающие принципы создания и использования систем экологического менеджмента (СЭМ); инструменты экологического контроля и оценки; стандарты, ориентированные на продукцию.
-
Международными стандартами семейства ИСО 9000, используемыми в России для целей сертификации, являются:
1. ISО 9000—2:1993. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 2: Общие руководящие указания по применению ИСО 9001,9002 и 9003; 2. ISO 9001:1994. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании; 3. ISО 9002:1994. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании; 4. ISО 9003:1994. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях; 5. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 6. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001. Системы менеджмента качества. Требования. 7. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. 8. ГОСТ Р ИСО 19011 - 2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.