Содержание
-
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ( педагогический тренинг для старшеклассников)Подготовил: учитель истории и обществознания Iкатегории МКОО Гвардейской СОШ Добшикова Маргарита Владимировна
-
Задачи Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. Сделать проблемы риска для здоровья во время подготовки к экзаменам наглядными («погружение в проблему»). Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм. Создать ситуацию успеха для будущего выпускника.
-
Методические средства Беседа, тренинговые упражнения, метод проекта, дискуссия. Оборудование и материалы Тренинг рассчитан на проведение в школьном классе с демонстрационной доской. Возможно использование элементов тренинга и родителями, с консультацией педагога. Потребуются картонные или бумажные фигурки человека — стилизованные изображения, как на дорожных знаках, — из расчета по 1 фигурке на 4–6 человек или по количеству предполагаемых групп; красные фломастеры или карандаши в таком же количестве; круглые бумажные карточки около 10–12 сантиметров в диаметре; скотч для закрепления фигурок на доске. Ориентировочное время 45–60 минут (зависит от продолжительности дискуссии).
-
1 часть. Введение в работу по здоровьесбережению. Стулья в аудитории следует расставить в круг или «подковой». Участники располагаются в произвольном порядке. После объявления темы тренинга ведущий, задав несколько вопросов, должен убедиться, что проблема подготовки к экзаменам является актуальной для учеников. Вам скоро предстоит сдавать выпускные экзамены? А большинство из вас по окончании школы планируют продолжить обучение и столкнутся с необходимостью сдавать экзамены или проходить тестирование? Ваши родители когда-нибудь проходили на своем рабочем месте аттестацию, повышение квалификации, квалификационные экзамены» Ответ утвердительный поможет сделать вывод, что подготовка к экзаменам или другим испытаниям — не единовременная проблема, поэтому целесообразно уделить время ее обсуждению. Человек в современном мире учится постоянно, всю жизнь, а значит и проходит испытание в виде экзаменов!
-
2 часть. Погружение в проблему Проект «Зона риска» Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего разговора и подумайте, действительно ли экзамены и подготовка к ним так вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время подготовки и сдачи экзамена? К чему это может привести? Для обсуждения этих вопросов сдвиньте стулья, сядьте ближе. Группа получит фигурку человека и красный фломастер. На фигурке отметьте с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья. На выполнение этого задания вам дается 5—7 минут.
-
Вторая инструкция (дается через несколько минут после начала работы над проектом). У группы уже появились первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что другие могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом пришедшем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм — свое тело, нервную систему, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов. Следует попросить одного из представителей группы представить итоги работы: фигурка закрепляется скотчем на доске, участник объясняет смысл надписей и штриховок. P.S. Ввести понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести к срыву) и понятие функциональных (преходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости. Следует направить рассуждения учеников к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.
-
Проект «Зона риска»
-
Результаты проекта «Зона риска»
-
3 часть. Поиск решения и рекомендации Проект «Спасательный круг» Группе учеников предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении проекта «Зона риска», и круглая карточка из плотной белой бумаги. На одной стороне карточки следует изобразить спасательный круг с надписью «Средство от...» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации. Через несколько минут после начала работы над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию: Не останавливайтесь на банальных рекомендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообразны, не бойтесь ошибиться. По завершении проекта представители группы рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы своим одноклассникам.
-
P.S Педагогу(родителю) полезно показать подросткам комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях? Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что обучающиеся редко указывают на необходимость выполнения физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддержанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок. На занятии при подготовке к экзаменам важно помочь подросткам увидеть проблему. Это более важно, чем знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому педагог(и родитель) не должен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется. Итак, какими бы ни были советы, каждый «Спасательный круг» следует прикрепить к фигурке человека с помощью скотча или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечательно, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье.
-
Результаты проекта «Спасательный круг» Общее утомление Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время) Нервозность, переживания Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства Утомление глаз Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести Вегетативные проявления (в том числе боли в сердце, желудке) Рекомендации. Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка
-
Нагрузка на сердце, сосуды Рекомендации. Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают — и я сдам», сослужат плохую службу. Полезнее гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги). Мышечное утомление Рекомендации. Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким — жира, массаж, самомассаж Нагрузка на позвоночник Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу. Нагрузка на зрительные органы. Смена видов деятельности, упражнения на смену направления взгляда; «Смотрю на стену, смотрю в окно»- по 10 раз. Посидеть минуты 3 с закрытыми глазами, прислушиваясь к звукам с улицы.
-
4 часть. Подведение итогов Дискуссия В заключительной части следует остановиться на двух основных выводах. Первый вывод — здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий. Второй относится собственно к учебной деятельности. Занятие наглядно может продемонстрировать эффективность метода погружения в проблему для организации последующего сообщения по данной проблеме. Задайте группе вопрос, кто мог бы после сегодняшнего занятия при необходимости рассказать школьникам младших классов о том, как вредит здоровью неправильное поведение при подготовке к экзаменам или выполнении домашней работы? Могли они сделать такое сообщение до начала тренинга? Осознавали ли они, что владеют достаточным количеством информации, которую только необходимо извлечь из памяти и организовать? Посоветуйте вспомнить об этом на экзамене.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.