Презентация на тему "Интерактивные формы обучения в группе"

Презентация: Интерактивные формы обучения в группе
Включить эффекты
1 из 88
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Интерактивные формы обучения в группе" состоит из 88 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    88
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Интерактивные формы обучения в группе
    Слайд 1

    Интерактивные формы обучения в группе

  • Слайд 2

    К вопросу о терминологии:обучение в группе

    Кооперативное обучение Обучение в сотрудничестве Технологии социального взаимодействия Технология группового взаимодействия Технология модерации Групповые формы обучения

  • Слайд 3

    Задание аудитории

    Ответьте на вопрос: какой термин, на ваш взгляд, наиболее полно отражает сущность работы в группе? Выберите цвет карточки, соответствующий терминам: Кооперативное обучение Обучение в сотрудничестве Технология социального взаимодействия Технология группового взаимодействия Технология модерации Групповые формы обучения Найдите в аудитории людей, выбравших такой же цвет карточки. Объединитесь с ними в группу В процессе совместного обсуждения подберите аргументы подтверждающие Вашу точку зрения

  • Слайд 4

    Информационная подсказка

    Групповая форма обучения – совместная деятельность группы студентов, решающих задачу или проблему, их объединяющую Модерация- техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной Педагогическая технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий Кооперативное обучение - структурированная, систематическая учебная стратегия, при которой малые целенаправленно отобранные группы студентов работают вместе над общей целью, создавая при этом некоторый конечный продукт Обучение в сотрудничестве – обучение, когда все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении учебным материалом и решении задач

  • Слайд 5

    Отличительные особенности терминологии: «обучение в группе»

  • Слайд 6

    Различия в использовании модерации и групповых форм обучения

  • Слайд 7

    Вопрос: какой термин, является наиболее общим для обозначения деятельности студентов, работающих в группе?

  • Слайд 8

    Групповая форма обучения

    Под групповой формой обученияпонимается совместная мыслительная деятельность группы студентов, решающих задачу или проблему, их объединяющую

  • Слайд 9

    Особенности групповой формы обучения

    Участники сами устанавливают нормы взаимодействия и самостоятельновыбирают средства и способы достижения цели В процессе групповой работы происходит обмен опытом, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал каждого участника, повышаются продуктивность его взаимодействия с другими и социальная активность Сопоставление взглядов всех членов группы повышает уровень понимания действительности, предвидения будущих событий, вероятность выработки новых идей и эффективных решений В отличие от индивидуальной работы групповая имеет более высокий потенциал для решения сложных проблем Групповая работа позволяет осуществить разделение труда, специализацию, использовать механизм соревнования и в результате получить синергетический эффект, который состоит в том, что результаты работы группы превышают простую сумму результатов работы ее отдельных членов Результатом использования групповой формы работы является формирование коллективной мыследеятельности Преподаватель изменяет свои функции – от передатчика информации к модератору

  • Слайд 10

    Вопросы, решаемые педагогом, организующим работу в группах

    Какова цель работы? Каким будет задание для работы в группах: одинаковое для всех групп, разное (дифференцированное) или между группами будут распределены части одного объёмного задания? Как будет представлено задание: на карточках, задание из книги, написано на доске, устно? Как будут формироваться группы (способ)? Будут ли оговорены необходимые роли (функции) при работе в группе и как будут распределены обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто больше внесёт предложений)? Лидер группы будет выбираться группой или назначаться педагогом, либо группа будет работать без лидера? Как будет организована сама работа: путём исследования, эксперимента, наблюдения или репродуктивно (упражнение)?

  • Слайд 11

    Как педагог будет контролировать соблюдение правил групповой работы, и какие действия предпринимать в случае нарушения правил? Будет ли он оказывать помощь участникам группы, и какую (содержательную или организационную)? Каковы будут способы фиксации работы группы (фиксация всего хода работы или только её результата; форма фиксации результата – внутри группы или фронтальная «для всех»)? Какие необходимые для работы материалы (листы формата А 4, фломастеры, липкая лента и т.д.)? Когда будет завершена работа (когда все группы закончат или когда закончит одна из групп, или когда истечёт время)? Каковы способы и критерии оценки результатов работы студентов? Как пространственно будут располагаться группы в помещении: кто организует это размещение, когда организуются рабочие места для групп – до начала занятия или в момент, когда в этом возникнет необходимость?

  • Слайд 12

    Количество участников

    Большинство исследователей считают, что малая группа начинается с диады или триады; верхний предел малой группы, как правило 12 человек. При совместной деятельности нижние и верхние количественные пределы группы обусловлены характером самой деятельности

  • Слайд 13

    Роли участников. Вариант 1

    Инициатор Разработчик Координатор Контролер Оценщик Интерпретатор Секретарь «Гонец» Докладчик Хранитель времени Вдохновитель Гармонизатор Организатор общения Рупор группы Оформитель (секретарь) Завхоз Доброжелательный Слушатель

  • Слайд 14

    Роли участников. Вариант 2.

    Эрудит – широко информированный участник, свободно ориентирующийся в разных областях знаний и умеющий их гибко применять в решении конкретных проблем. Генератор идей– автор большинства идей, реализующий свой интеллектуальный потенциал в мозговом штурме. Аналитик – человек критического мышления, аргументировано фильтрующий идеи, устанавливающий причинно-следственные связи явлений и фактов. В основном ориентирован на оценочную деятельность. Технолог – реализует идеи и доводит их до логического завершения, обладает качествами терпеливого и вдумчивого исполнителя. Эстет– сторонник изящных решений, стремящийся не только к совершенству структур, но и к красоте форм. Проблематизатор– обладает критическим мышлением, не успокаивается на достигнутом, способен рассмотреть кажущуюся банальной идею в совершенно ином ракурсе. Оппозиционер – неконструктивно критикующий скептик. Индивидуалист– с трудом включается в групповую деятельность, предпочитает индивидуальную продуктивную работу. Потребитель – непродуктивный участник, придерживается мнения большинства.

  • Слайд 15

    Звезда– наиболее авторитетный целеустремленный участник, мнение которого весомо для всех. Катализатор – ориентирован на содействие, фиксирует всякие изменения эмоционального фона деятельности, выступает в роли стимулятора активного межличностного взаимодействия. Кооператор– рационально расставляет членов проблемной группы в соответствии с их диспозициями для достижения наиболее продуктивного взаимодействия. Обладает развитой эмпатией, хорошо чувствует поведение человека в системе внутригрупповых связей. Ориентирован на организаторскую деятельность. Громоотвод – имеет развитое чувство юмора, разряжает эмоциональный накал Лидер – оптимист, способный эмоционально зажечь группу, взять на себя ответственность за результаты деятельности группы. Болельщик– активно увлечен самим процессом работы, получает от нееэмоциональное удовлетворение, переживает за успехи и неудачи всей группы. Негативист– эгоцентричная личность, накаляет эмоциональный фон с целью привлечь к себе внимание, в противном случае принимает позицию агрессивного разрушителя. Зритель– с трудом или вовсе не включается в эмоциональные связи совместной работы, не принимает правил групповой деятельности, как бы наблюдает за ней со стороны

  • Слайд 16

    Роли, способствующие выполнению задания

    Инициатор - участник, который чаще, чем другие, предлагает новые решения, вносит предложения, изменяет точку зрения на цели группы. Они могут касаться поставленного в группе задания, проблемы организации работы в группе и т.д. Последователь - подхватывает новую инициативу, расширяет ее, помогает в реализации начатых в группе дел Координатор - способствует правильному "разделению труда". Следит, чтобы в группе не занимались несколькими делами одновременно, чтобы все имели занятие, чтобы действия не дублировались Ориентирующий - прокладывает путь и определяет направление работы группы в соответствии с какими-то внешними ориентирами. В группе обсуждает вопросы о том, как быстро развивается группа, далеко ли она находится от цели, в каком направлении идет и др. Обращает внимание на уровень увлеченности деятельностью в группе, следит за бюджетом времени Оценивающий - оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итог в конце занятия. Ищущий информацию - часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает к действию, принятию решений

  • Слайд 17

     Роли, важные для сотрудничества в группе

    Поощряющий - мотивирующий и "подталкивающий других" к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов на работу группы, демонстрируют понимание чужих идей и мнений Гармонизатор - поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликты, пробует преодолеть противоречия между участниками, стремится к компромиссу. Снимающий напряжение - старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, говорит остроумные вещи и т.п. Блюститель правил - обращает внимание, когда кто-то из членов группы нарушает правила. Сам всегда исходит из общепринятых в группе положений и принципов. Напоминает о нормах и правилах совместной работы

  • Слайд 18

    Роли, затрудняющие сотрудничество в группе

    Блокирующий - противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Когда личные цели противоречат групповым, выбирает первые. Ищущий признания - независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех мало-мальски благоприятных ситуациях. Старается быть в центре внимания группы, удивить, заинтересовать своей личностью, вызвать восхищения, жаждет похвалы. Доминирующий - часто мешает другим высказаться, стремиться занять позицию лидера в группе. Навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками. Избегающий работы в группе - не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает рискованных для него действий и ситуаций. Склонен отмалчиваться или давать малозначащие, уклончивые ответы

  • Слайд 19

    Анализ ролевой структуры

    Просматриваются ли в группе все перечисленные роли? Разделены ли они между разными участниками или на некоторые из них имеется монополия? Какой тип роли проявляется сильнее (слабее) всего? Какие роли являются насажденными? Как нужно изменить ролевую структуру, чтобы группа работала лучше? Каков тип групповых решений?

  • Слайд 20

    Типы групповых решений

    Незаметное решение. Четкой позиции в дискуссии не высказано, решение возникает как бы само по себе, без его полного осознания участниками дискуссии Авторитетное решение. Четкая позиция авторитетного члена группы оказалась бесспорной, решением группы эта позиция принята единственно верной, хотя в предыдущие шаги дискуссии было высказано не мало других мнений. В этом случае члены группы не воспринимают решение как свое Решение меньшинства. Активное меньшинство, оказывая поддержку друг другу, проводит свое решение. Все другие члены группы имели собственные представления о решении проблемы, однако единой точки зрения выработать им не удалось

  • Слайд 21

    Решение большинства. Такое решение считается демократичным, и потому - верным, хотя это не всегда так. Кроме того, у оставшегося меньшинства возникает чувство, что они не сумели достаточно четко выразить свою позицию, что практическое воплощение решения покажет его несостоятельность. Решение взаимопонимания. Такое решение возникает в дискуссии, которая продолжается до тех пор, пока каждый из участников не сможет, хотя бы частично, примкнуть к выдвинутому предложению. При этом все ощущают, что они имели возможность оказать влияние на решение, и каждый знает, почему пришли к такому решению. Единогласное решение. Для сложных проблем такой способ решения бывает редким. Полного единогласия достичь невозможно в принципе, хотя бы по причине предварительного разделения функций и присваивания ролей участникам дискуссии. Условием принятия решения такой способ считать нельзя. Компромиссное решение. Когда никак не удается в ходе дискуссии выйти на одно решение, нужны взаимные уступки и тогда возможна ситуация, что будет принято то решение, которого никто не предлагал

  • Слайд 22

    Организация рабочего пространства

    Участники групповой работы располагаются таким образом, чтобы обеспечить возможность максимального сотрудничества и визуального контакта. Варианты расположения участников группы могут быть разными: по кругу; в форме буквы «П»; в форме треугольника; малыми группами и др.

  • Слайд 23

    Расположение студентов в группах

    Разговор по кругу Большой и малый круг Елочка Работа в группах Дебаты Живая линия

  • Слайд 24

    Способы комплектования групп

  • Слайд 25

    Подбор группы под лидера

    Шаг 1. Выберите несколько (по числу групп) самых сильных учащихся, которые будут лидерами. Шаг 2. Соберите будущих лидеров после занятий и объясните им, что для успешной работы их группа должна включать студентов разного уровня обученности. Предложите каждому лидеру выбрать одного из слабых учащихся в свою будущую группу. Объясните, в чем будет состоять их последующая роль. Шаг 3. На следующем занятии объявите, что на семинаре начинается работа в группах, назовите лидеров и попросите их выбрать себе партнера. Каждый из лидеров выбирает одного партнера, как было решено вчера, и говорит: “Я хочуработать с ним/нею в одной группе”. Шаг 4. Оба члена будущей группы садятся вместе и решают, кого они пригласят из оставшихся. За преподавателем остается право утвердить или отклонить предлагаемый выбор. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый студент. Если группа на протяжении ряда занятий работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень продуктивна, состав группы нужно менять от занятия к занятию

  • Слайд 26

    Подбор группы из упорядоченного списка

    Шаг 1. Составьте список, в котором на первом месте будет самый сильный студент, на втором – равный ему или чуть слабее, не третьем – равный второму или чуть слабее и т.д. На последнем месте будет самый слабый студент. Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверьте, есть ли в группе абсолютно несовместимые ученики или близкие друзья. Сделайте соответствующую замену. Группа сформирована. Шаг 3. Исключите из списка учащихся тех, которые попали в группу. Перейдите к шагу “2”. Шаг 4. Объедините оставшихся учащихся в группы по три-пять человека

  • Слайд 27

    Правила поведения в группе

    Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»). Только после этого делаются выводы Каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью Критикуются идеи, а не личности; Цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме Приветствуются любые идеи Важно мнение каждого Поведение каждого члена группы не обсуждается за ее пределами

  • Слайд 28

    «Мы все несем одну большую ношу, Взбираясь потихоньку в гору с ней. И если я свой край нелегкий брошу, То всем немного станет тяжелей»                                      П. Сергеев

  • Слайд 29

    Результаты работы в группе

    Любая групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом. Одним из таких результатов может быть планирование дальнейших мероприятий или перспективных направлений деятельности группы. «Что?» — конкретные виды деятельности, которые предпринимаются для осуществления мероприятия в целом «Кто?» — желательно человек из рабочей группы или приглашенный человек, твердо давший свое согласие на выполнение задания «Когда?» — реальные сроки исполнения «Зачем?» — тезисное обозначение смысла мероприятия

  • Слайд 30

    Критерии оценки работы групп

    Активность каждого члена группы в решении общей задачи Культура общения внутри группы Качество промежуточных и итоговых результатов работы Качество оформления результатов в продуктах фиксации информации

  • Слайд 31

    Оценка культуры общения в группе

  • Слайд 32

    Анализ характера общения в группе

  • Слайд 33

    Варианты организации групповой работы

  • Слайд 34

    Разновидности групп по характеру взаимодействия

    I Звеньевые. Предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся   II Бригадные. Специально сформированные для выполнения определенного задания временные группы учащихся.   III Кооперировано-групповые. Временные или постоянные группы для выполнения части общего задания. IVДифференцированно-групповые. Группы, состав которых определяется на основе особенностей студентов (по способностям, уровню познавательной активности, специализации, интересам).

  • Слайд 35

    Варианты организации работы групп

  • Слайд 36

    Базовые модели группового взаимодействия конвеерное кооперативное Внутригрупповое взаимодействие Межгрупповое взаимодействие вертушка снежный ком пила мозаика

  • Слайд 37

    Типы группового взаимодействия

    Конвеерный Распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Удобен для отработки навыков. Каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая Кооперационный Каждый выполняет часть общего задания и сообщает результаты другим. Применяется с целью экономии времени. В том случае, когда перед студентами стоит объемная по содержанию учебная проблема

  • Слайд 38

    Типы межгруппового взаимодействия

    Снежный ком - индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах Вертушка – работа в группе 1 – продолжение работы в группе 2 – продолжение работы в группе 3 Мозаика – работа в группе 1 – работа в группе 2 - работа в группе 3 - совместная работа Пила – индивидуальная работа экспертов – работа в группе – встреча экспертов – работа в группе

  • Слайд 39

    «Student Team Learning (STL, обучение в команде)»

    Ориентируется на идеи "групповых целей" и «общего успеха», который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы. Технология сводится к трем основным принципам: «Награды» - группы получают ОДНУ на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную " планку" и время на ее достижение. «Индивидуальной ответственности каждого ученика». Успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь в усвоении, понимании учебного материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме.

  • Слайд 40

    «Равных возможностей для достижения успеха».Каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с СОБСТВЕННЫМИ, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам РАВНЫЕ возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов  «Ориентация на усилия, а не результат».Слабым студентам дается менее сложное задание, либо меньшее по объему. При этом он должен обязательно добиться полного осмысления материала. Если сильному студенту, чтобы получить отличную отметку, необходимо выполнить 10 заданий, то среднему, скажем, 8, а слабому 6. Все баллы суммируются, и группе выставляется средний балл. Тогда, с одной стороны, любой ученик в соответствии с его индивидуальными возможностями может принести команде одинаковое количество очков, и не будет ощущать себя изгоем. С другой стороны, каждый член группы заинтересован в лучшем овладении материалом. Это и есть основной принцип данной технологии: берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде

  • Слайд 41

    Типы взаимозависимости при обучении в команде

    Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи Зависимость отформы поощрения. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак

  • Слайд 42

    Выполнение заданий в команде. Вариант 1.

    Студенты накапливают информацию в ходе слушания лекций, чтения, просмотра фильмов, работы в системе Интернет и т. д. Затем в аудитории они получают листы с заданиями для выполнения их в командах по четыре человека. Задания могут включать анализ ситуаций, решение проблем и др. Как только члены команды приходят к выводу, что они выполнили задание, преподаватель забирает листы Представитель команды рассказывает о том, как они совместно выполняли предложенные задания Преподаватель задает проверочные вопросы для индивидуальных ответов (индивидуальная отчетность)

  • Слайд 43

    Выполнение заданий в команде. Вариант 2.

    Объяснение преподавателем (или предоставление в виде кейса) нового учебного материала. Предоставление каждой группе задания на закрепление нового материала. Проверка уровня понимание информации. Выявление лидером группы тех, кто не понял новый материал. Консультирование лидером группы слабых студентов Выполнение заданий на применение нового материала. Каждый студент должен выполнять свое, определенное для него лидером группы задание Проверка и обсуждение индивидуальных заданий всей группой. Проверка результативности работы каждой группы. Преподаватель просит любого человека из любой группы показать итоги работы. Таким образом, любой студент должен быть всегда готов отвечать грамотно и аргументировано по результатам совместной деятельности группы

  • Слайд 44

    Индивидуально-групповая работа (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD)

    Студенты разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разныепо уровню обученности). Педагог объясняет новый материал и предлагает задание на его понимание. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой Преподаватель проводит тест на проверку понимания нового материала. Каждый ученик оценивается персонально и его отметка не влияет на результаты группы

  • Слайд 45

    Индивидуальная работа в команде

    Алгоритм (TeamAssistedIndividualization - TAI) Студенты получают индивидуальное задание и далее обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в рамках команды. Разные команды могут работать над разными заданиями Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды Преподаватель предлагает студентам отчитаться о проделанной работе, используя разнообразные формы контроля (контрольные работы, собеседования, творческие проекты и т.п.). Данные формы проводятся индивидуально, вне группы и оцениваются самими студентами (специально выделенными в группе «экспертами») Каждую неделю преподаватель отмечает количество тем, заданий, выполненных каждой командой, успешность их выполнения, особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп

  • Слайд 46

    Jigsaw (в дословном переводе - ажурная пила)

    Разработана проф. ElliotAronson в 1978. Студенты организуются в группы по 4-6 человек и получают одинаковое для всех групп задание по теме, разбитой на логические или смысловые блоки Каждый человек получает индивидуальное задание, представляющее собой часть общего. Например, при работе над темой “Путешествие” - один человек изучает подтему «путешествие по морю», второй – «путешествие в самолете», третий – «путешествие в поезде» и т.п. Каждый член группы дома или в аудитории выполняет свою часть задания На занятии учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " ВСТРЕЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ".

  • Слайд 47

    Возвращаясь в свои группы,“эксперты” обучают приобретенному новому знанию других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своих частях задания, действуя, таким образом, как зубцы одной пилы. Сообщенная информация записывается в тетради. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме. Важно! Единственный путь усвоения материала всех фрагментов состоит в том, чтобы внимательно слушать партнеров по команде и делать записи,. Поэтому студенты заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это отражается на их итоговой оценке.

  • Слайд 48

    "Пила -2"(Jigsaw-2)

    Разработана в 1986 г. R.Slavin Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над ОДНИМ и тем же материалом (например, знакомиться с базовым текстом по теме “Путешествие”). Но при этом каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становиться в ней экспертом. В конце занятия все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез. Результаты суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается

  • Слайд 49

    Выполнение индивидуального задания в группе

    Студенты организуются в группы по 4-6 человек, приблизительно равные по своей подготовке и скорости работы. Преподаватель предлагает выполнить задание, сопровождая его инструкцией: прочитайте учебный материал подготовьте ответы на вопросы помогите подготовиться своему соседу ответьте соседу на все вопросы и выслушайте его ответы на них, исправляя ошибки сообщите преподавателю о своей готовности отвечать на вопросы 3. Первые подготовившиеся студенты отвечают материал преподавателю индивидуально

  • Слайд 50

    Обобщение материала

    Лаборатория математики НИИ ШОТСО АПН Студентов, хорошо освоивших материал, педагог назначает ассистентами и указывает на того, кого они будут спрашивать. Студенты, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся (по указанию преподавателя). Ответившие плохо готовятся снова и пересдают материал тут же или на дополнительном занятии. Опрос отставших можно осуществлять и во внеучебное время по договоренности между учащимися (должниками и ассистентами). Студенты, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания. Если же они не успели выполнить задание на занятии они обязаны сделать это дома.

  • Слайд 51

    Метод «американской мозаики» (Jigsaw)

    Распределение студентов на малые группы по пять человек: в студенческой группе из 30 человек получится шесть малых групп. Каждому студенту в каждой малой группе присваивается порядковый номер от одного до пяти. Приготовленный заранее текст разбит на пять смысловых частей. Каждый студент в малой группе получает свою часть текста, над которой работает в течение 15–20 минут Все студенты малых групп, имеющие порядковый номер 1, собираются в свою новую малую группу, вторые номера – в свою, третьи – в свою и т. д. (получается пять новых малых групп по шесть человек) В новых малых группах студенты разбиваются по парам (получается три пары) и обсуждают содержание текста. В случае необходимости студенты могут обращаться за помощью к преподавателю-эксперту. Этот этап продолжается 10–15 минут Следующие 15 минут, разбившись в новых малых группах по новым парам, студенты продумывают способ преподавания своей изученной части текста коллегам из первой малой группы Студенты возвращаются в первоначальные малые группы и преподают своим коллегам материал Проводится небольшой письменный тест или фронтальный опрос

  • Слайд 52

    Учебный турнир. Вариант 1

    На каждом занятии по итогам предыдущего проводятся соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Каждой команде предлагается система заданий, дифференцированных по сложности и объему. Каждый «турнирный стол» выполняет свое задание. Преподаватель проверяет задания и оценивает студентов, определяя количество баллов независимо от уровня обученности студентов. Это означает, что слабые ученики имеют РАВНЫЕ шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением

  • Слайд 53

    Учебный турнир. Вариант 2

    Турниры проводятся после изучения крупной учебной. В турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные – первая подгруппа, средние – вторая подгруппа, слабые – третья подгруппа. Каждая подгруппа получает около тридцати пронумерованных карточек с вопросами, расположенных на столе в произвольном порядке в перевернутом виде. Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи педагога. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, педагогу необходимо подготовить к турниру около 90 карточек-вопросов трех уровней сложности. После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей.

  • Слайд 54

    Метод командной поддержки индивидуального обучения

    Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиесяработают вмалых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Преподаватель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными педагогом студентами – «экспертами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце курса подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям

  • Слайд 55

    Метод группового исследования

    Команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всеми участниками Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку

  • Слайд 56

    Метод «кооп-кооп»

    Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и педагогом) – перед всеми. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме. Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу

  • Слайд 57

    Поисковый метод

    Формирование поисковых групп для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта (разрешается формирование групп по произвольному признаку) Выполнение исследования (абсолютно самостоятельно) Цель группы: провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода собрать эмпирический материал провести статистическую обработку результатов исследования сформулировать новизну полученных результатов оформить исследование в виде доклада пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом

  • Слайд 58

    «Большой круг»

    Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Педагог формулирует проблему Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты

  • Слайд 59

    «Карусель»

    Студенты размещаются в два круга (внутренний и внешний), Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно студенты, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются Студенты заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя) Во время работы студенты задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры

  • Слайд 60

    «Дерево решений»

    Студенты делятся на группы с одинаковым количеством учеников Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», нарисованном на листе ватмана Группы меняются местами по часовой стрелке до тех пор, пока не возвращаются к своему «дереву» На каждом этапе обмена они дописывают на деревьях соседей свои идеи Обсуждение результатов

  • Слайд 61

    Балинтовская сессия

    Метод коллективного принятия решений, апробированный английскими врачами Балинтами На первом этапе из членов группы выбирают участника, у которого есть требующая разрешения проблема, связанная с темой занятия. Участник занятия излагает суть своей проблемы группе На втором этапе члены группы поочередно задают этому участнику вопросы по рассматриваемой проблеме и получают на них подробные ответы. Данная процедура продолжается по кругу до тех пор, пока не иссякнут все вопросы. Тот, у кого нет вопросов, может пропустить свою очередь, а затем опять включиться в обсуждение. Преподаватель помогает участникам более четко формулировать вопросы, задает свои вопросы (в порядке очереди), следит за тем, чтобы преждевременно не началась дискуссия На третьем этапе все члены группы излагают свои варианты и пути решения поставленной проблемы, дают советы и рекомендации. На этом этапе делаются обобщения и выводы. В заключение тот участник, чья проблема обсуждалась, благодарит всех членов группы, отмечает, что нового и полезного он вынес из этого обсуждения. Преподаватель кратко подводит итоги

  • Слайд 62

    Групповая дискуссия

  • Слайд 63

    Перекрестная дискуссия «Четыре угла» Аквариум Метод структурированного противоречия Дебаты Диспут

  • Слайд 64

    Дискуссия в форме «аквариума»

    Постановка проблемы лектором Деление аудитории на группы Выбор человека, который будет представлять позицию группы всей аудитории Обсуждение проблемы и определения общей точки зрения (5 минут) Сбор представителей групп в центре аудитории с целью высказывания и отстаивания позиции своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками. Лектор может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций. Завершение обсуждения Коллективный критический разбор результатов дискуссии

  • Слайд 65

    Перекрестная дискуссия

    Выбирается тема, объединяющая две противоположные точки зрения Каждый индивидуально пишет по 3-5 аргументов в поддержку каждой из точек зрения Аргументы обобщаются в микрогруппах (каждая представляет список аргументов на первую и вторую точки зрения) Участники делятся на 2 группы: 1 –те, кому ближе первая точка зрения; 2 – вторая точка зрения Группы ранжируют аргументы по степени важности Дискуссия в перекрестном режиме: 1 группа высказывает аргумент – вторая группа опровергает его и наоборот да да нет нет

  • Слайд 66

    Метод структурированного противоречия

    В команде из четырех человек выделяются две пары студентов Команда получает задание, выражающееся в проблеме, имеющей противоположные решения Первая пара обсуждает одну сторону проблемы, но с целью не победить, а набрать побольше материала для объяснения проблемы в целом. Вторая пара обсуждает вторую сторону проблемы Затем пары меняются проблемами, обсуждая противоположную еестороны Итогом должно стать целостное решение проблемы всей командой

  • Слайд 67

    «Четыре угла»

    Задается проблема с альтернативными решениями. Каждый угол в комнате соответствует одному из решений. Студенты выбирают то или иное решение и формируют группу у соответствующего угла Учащиеся, оказавшиеся вместе, объясняют друг другу, почему они приняли именно это решение Затем каждая группа объясняет остальным, почему был сделан такой выбор Во время обсуждения можно переходить из одного угла в другой, если меняется точка зрения. Учебная аудитория 1 2 4 3

  • Слайд 68

    Дебаты

    Дебаты - форма проведения учебного занятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме. В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение, который является темой дискуссии и определяет позиции двух соревнующихся команд. Дебаты отличает: высокая степень стандартизированности жесткий временной лимит выступления каждого участника четкие ролевые предписания разнообразие и объективность критериев оценки запрет на нерегламентированные высказывания возможность высказать определенную точку зрения только один раз

  • Слайд 69

    Разновидности дебатов

    Классические дебаты - формат дебатов, где участвуют команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо «рецензентами», либо судьями Модифицированные дебаты - использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил Экспресс-дебаты – дебаты, при которых подготовка и проведение осуществляется непосредственно на занятии. Проводятся «один на один», каждый из участников задает два вопроса своему оппоненту. Темой берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются

  • Слайд 70

    Дебаты Карла Поппера – дебаты между двумя командами – утверждающая (У) и отрицающая (О) Парламентские дебаты – дебаты между правительственной командой (премьер-министр + член(ы) правительства) и командой оппозиции (лидер оппозиции + член(ы) оппозиции) Дебаты Линкольна-Дугласа – дебаты между сенатором и претендентом (кандидатом). Смоделированы после дебатов между Абрахамом Линкольном и Штефаном Дугласом. Это дебаты один на один, сосредоточенные на конкурирующих ценностях. В данном формате активно обращаются к философским категориям

  • Слайд 71

    Этапы проведения дебатов в формате Карла Поппера (Л.Н. Вахрушева)

  • Слайд 72

    Подготовка дебатов

    Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов Определение исходного тезиса дебатов Подбор, изучение и анализ основной литературы Распределение ролей Разработка кейса дебатов как спикерами, так и зрителями – группой поддержки команд Разработка экспертами критериев оценки выступлений спикеров Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов

  • Слайд 73

    Роли участников дебатов

    Председатель - ведет дебаты, не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом Секретарь - информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов Две команды - ("У"- утверждения и "О"- отрицания), состоящие из четырех человек – спикеров Три эксперта – оценивают выступления команд Зрители - письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон, задают вопросы, сообщают информацию. Делятся на группы поддержки и группу не определившихся

  • Слайд 74

    Структура кейса

    Понятия по теме дебатов, которые будут использоваться в процессе выступлений, их определения и логическая взаимосвязь между ними Аспекты - категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним - двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов Аргументы - формулируются 1-3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3)

  • Слайд 75

    Поддержки - цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие аргументы. Поддержка должна иметь ссылку на конкретный источник, отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. Следует обратить внимание студентов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса. Контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками Заключение    

  • Слайд 76

    Правила проведения дебатов

    в дебатах принимают участие все к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего каждый участник команды имеет право выступить только один раз в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин эксперты оценивают аргументы, но не участников оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)..." или любую другую вежливую форму

  • Слайд 77

    Зрители на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами: "Пожалуйста" или "Нет, спасибо« Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на выступление с места, то желающий выступить должен молча сесть Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что ответы тоже оцениваются экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.

  • Слайд 78

    Размещение участников

    в начале аудитории по центру - председатель и секретарь справа от председателя - 4 спикера команды "У" (защитники тезиса) слева от председателя - 4 спикера команды "О" (противники тезиса) напротив председателя - эксперты (3 чел.) в конце аудитории - зрители 

  • Слайд 79

    Действия спикеров

    «Первые номера» – главные ораторы, формулируют тезис (антитезис), называют ключевые понятия и аспекты «Вторые номера» приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса) «Третьи номера» формулируют контраргументы и поддержки «Четвертые номера» подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов Последним выступает четвертый спикер команды "О", который защищает антитезис

  • Слайд 80

    Время, отведенное на выступления

    «Первые номера"- 5 мин «Вторые – четвертые» - 3-4 мин «Зрители» - 2 мин. Время, которое остается до конца выступления, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения регламента

  • Слайд 81

    Этапы проведения дебатов

    Представление участников. Участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты характера каждого: первый участник знакомит с остальными, или каждый участник, представляет своего соседа, или последний участник представляет всех Выступления участников Голосование - председатель проводит голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются не тезис, а аргументы, представленные сторонами Выбор мест - зрители, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции Оценка команд экспертами

  • Слайд 82

    Обсуждение дебатов

    Во время обсуждения: участники анализируют, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. спикеры делятся впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью. Вопросы для обсуждения: Оцените активность каждого из участников дебатов. Чьи выступления вам понравились? Почему? Какие выступления запомнились больше всего? Чем? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь? Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах? Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). Достигнута ли главная цель дебатов?

  • Слайд 83

    Алгоритм выступления участников

  • Слайд 84
  • Слайд 85
  • Слайд 86

    Диспут (Никишина И.В.)

    Научная полемика , форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой - либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения) Методика проведения: Объявление о диспуте (как минимум за неделю). В объявлении указываются название, тема диспута, выносимые для полемики вопросы, дата, время, место проведения и состав участников Ведущий открывает диспут. Он сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой. Ими могут быть как педагоги, так и студенты Ведущий знакомит участников, занимающих различные позиции Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества. Вывешивается плакат с критериями оценок и устно комментируется

  • Слайд 87

    Выделяются две группы, приверженцы разных точек зрения. Разыгрываются порядковые номера выступлений Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников первой точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать свое понимание первой точки зрения Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильна ли она понята их противниками. Если нужно, руководитель первой группы дает краткое уточнение Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников второй точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, старясь показать понимание точки зрения противника

  • Слайд 88

    Ведущий спрашивает у сторонников второй точки зрения, правильна ли она понята их противниками. Если нужно, руководитель второй группы дает краткое уточнение Сторонники первой точки зрения задают вопросы Сторонники второй точки зрения отвечают на вопрос. Если ответили правильно, то вопрос задают они, а если неправильно, то опять вопрос задают представители первой точки зрения. Дается время на обдумывание вопросов и ответов. По истечении времени или количества вопросов диспут прекращается После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная. Может случиться, что ни одна точка зрения не будет правильной. Жюри исходит из фактов и научнообоснованных аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предположений или оценок Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков (это необязательно сторонник правильной точки зрения). Подводятся итоги и делаются обобщения

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке