Содержание
-
Творческий проект
«Календарные праздники»
-
РОЖДЕСТВО
РОЖДЕСТВО Христово - один из самых торжественных, красивых и таинственных праздников. В нашей стране величие зимней природы вносит в празднование особый умиротворенно-радостный колорит. Елка, подарки, снежки, радостные лица, светлые рождественские службы - кажется, что это существовало всегда, на протяжении всей истории Церкви. Однако известно, что первые христиане никак не выделяли этот день из череды прочих. Они прославляли не столько физическое рождение человека - святого, мученика - сколько его смерть и переход в небесные обители. До IV века Рождество и Крещение Господне праздновалось в один день, а потом празднование Рождества Христова было перенесено с 6 января на 25 декабря по старому стилю. На Рождество в центре храма на праздничной Литургии сооружается «вертеп» (символизирующий пещеру, где родился Иисус Христос), внутри которого находится икона Рождества с изображением Святого Семейства, ангелов, волхвов и пастухов.
-
Песенка на рождество
Рождество Христово, Ангел прилетел. Он летел по небу, тихо песню пел. Вы, люди, ликуйте, Все днесь торжествуйте. Днесь Христово Рождество.
-
Старый Новыйгод
Сегодня Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том,что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традициина 8 день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя- Иисус (Спаситель). В Ветхом Завете обрезание было установлено в знак очищения от первородного греха. Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении. Однако, по смирению Своему, Он принимает положенное грешным людям и Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Праздник Обрезания Господня соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, отчего в народе он известен как Васильев день.
-
Коляда
Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком!.. Или сена клок, Или вилы в бок. Коляда, коляда! Пришла коляда По вечеру Рождества, С маслицем, с молочком, Со сдобным пирожком. Всех оделила, Радость подарила. Приходи к нам каждый год Веселить честной народ!
-
Крещение
Иордань — прорубь в виде креста — вырубается во льду реки или озера в память о крещении Иисуса Христа в Иордане, после чего Он Вступил на путь Своего мессианского служения. Возле проруби совершается богослужение, здесь молятся, пьют освященную воду, а отдельные удальцы даже купаются — считается, что в святой воде нельзя простудиться. Сосуды с этой водой ставят к образам, она не портится и обладает целебной силой. Если же ее заморозить, то на поверхности льда явственно якобы проступит изображение креста. На Крещение в старину практиковались различные виды гадания. Порой весьма экзотические. Например, в Сочельник вечером девушки, раздевшись донага, выходили на улицу, зачерпывали снег, бросали его через плечо и прислушивались — в какой стороне раздастся какой-либо необычный звук, туда и замуж выдадут. На площадях принято было устраивать девичьи смотрины. Матери с нарядными дочками катались ' на санках, а парни высматривали будущих суженых. Мамаши женихов тоже не оставались в стороне: не только осматривали, но и ощупывали кандидаток в невесты, особенно руки. Если руки холодны (выходить на смотрины следовало без рукавиц), то, какая бы ни была раскрасавица, в семью ее не возьмут, ведь главным достоинством жены, особенно в суровом крестьянском быту, считалось здоровье.
-
Масленица
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый и поистине всеобщий праздник. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными днями: обрядовые и необрядовые действа, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения: Понедельник - «встреча», вторник -«заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «широкий», пятница -«тещины вечера», суббота - «проводы», воскресенье - «прощенный день».
-
Как на масленой неделе Из трубы блины летели! Уж вы блины мои, Уж блиночки мои! - Пришла маслена неделя, Была у кума на блинах. У кума была сестрица, Печь блины-то мастерица. Напекла их кучек шесть, Семерым их не поесть. А сели четверо за стол, Дали душеньке простор, Друг на друга поглядели И... блины-то все поели!
-
Вот как гуляли на масленичной неделе. Вкусные угощения и веселые прибаутки. А в воскресенье - «прощеный день» - устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра - жечь Масленицу: Ельник, березник На чистый понедельник! Уж то ли не дрова - Осиновы дрова, Березовы дрова! Подавайте их сюда На Масленицу, На горелыщицу! Чучело Масленицы олицетворяло собой зиму. Сжигание его означало проводы зимы и скорый приход весны.
-
Наша Масленица годовая, Наша Масленица годовая! Наша Масленица годовая, Она гостика дорогая, Она гостика дорогая, Она пешею к нам не ходит, Она пешею к нам не ходит, Все на комонях разъезжает, Все на комонях разъезжает! Чтобы коники были вороные, Чтобы коники были вороные, Чтобы слуги были молодые.
-
День памяти сорока Севастийских мучеников
22 марта - день равноденствия, называемый также «Сороки» в память о сорока Севастийских мучениках - воинах-христианах, принявших мученическую смерть за отказ отречься от Христа. Число «сорок» было ключевым в старой России. В этот день, например, ученики приносили 40 бубликов своему учителю. Еще пекли «жаворонки» - постные булочки в форме птичек. Они знаменовали начало прилета первых весенних птиц и приближение Пасхи.На Сороки хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: Мороз, красный нос, Вот тебе хлеб и овёс. А теперь убирайся, Подобру-поздорову!
-
Жаворонки, Жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам Лето тёплое, Унесите от нас Зиму холодную; Нам холодная зима Надоскучила, Руки, ноги Отморозила. Уж ты пташечка, Ты залетная! Ты слетай На синё море, Ты возьми Ключи весенние, Замкни зиму, Отомкни лето!
-
Пасха
Праздник Пасхи установлен первым Вселенским Собором в 325 году. В этот день весь православный : мир торжествует Воскресение Иисуса Христа, Который Своею смертью искупил людские грехи, а воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Праздник символизирует победу Света над тьмой, Жизни над смертью, Истины над грехом. Постановлением этого же Собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник Пасхи Христовой выпадает каждый год на разные дни в период с 4 апреля по 8 мая. В 2010 году Пасха Христова празднуется 4 апреля. Существует много православных традиций, связанных со светлыми Пасхальными днями. Например, обычай красить яйца имеет глубокое обоснование. Однаиз учениц Спасителя, Мария-Магдалина, проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!» И пока он ещё говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца. По пасхальной традиции в дни Святой Пасхи мы приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!» — и отвечаем: «Воистину Воскресе!» Этот обычай появился ещё во времена первых учеников и учениц Спасителя. После Воскресения Иисуса Христа они при встрече говорили: «Воистину воста Господь». Наше пасхальное приветствие выражает весь глубочайший смысл праздника — радость победы Жизни над смертью.
-
Троица
ПРАЗДНИК Святой Троицы установлен апостолами после сошествия на них Святого Духа и называется также «Пятидесятница». На Руси он был установлен при Сергии Радонежском. Этот праздник - явление Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется Днем Святой Троицы. Он также совпал с иудейским праздником первых плодов и воспоминания о даровании Моисею синайского закона 10-ти заповедей. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Возможно, так была украшена Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло повлиять и явление Троицы праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, придав ему новое значение: сама Церковь, как расцветающие ветки и зелень, проросла и обновила людей Духом Святым.
-
Иван Купала
7 июля Православная Церковь отмечает рождество Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Этот христианский праздник заменил собой более ранний — языческий, широко отмечавшийся на Руси. В славянском язычестве Купала был богом земных плодов. Праздник в честь него устраивали в дни жатвы, когда приносили жертвы из трав, зажигали из них костер и плясали вокруг него, пели песни. Богу Купале приносили жертвы и купанием, обливая друг друга водой. Может быть, Купала происходит от слова «купать», ведь в этот день солнце в воде купается и вода поэтому целебная. Люди начинали в реках купаться. Иванов день полон обрядов, связанных с водой. Первое купание открывалось торжественно: с песнями, хороводами, играми. Ивана Купалу называли «чистоплотным», от того, что на заре этого дня принято было купаться, и купанию приписывалась целебная сила. Купались в воде и в росе. Возможно, Купала происходит от «копать» — потому что -того дня начинали выкапывать и заготавливать целебные коренья и травы. Из-за этого называли Ивана Купалу «травником». Считалось, что собранные в этот день растения не только лечат, но и обладают волшебной силой, спасая от чертей, колдунов и от тоски.
-
Иванов день пришел — траву собирать пошел. В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав: иван- -да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха. На протяжении всего праздника на головах девушек были венки, вечером их пускали на воду, наблюдая, как они плывут. Иногда прикрепляли к ним горящие свечи и гадали. Если венок тонет, значит, милый разлюбил и замуж за него не выйти. Существовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место. Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Верили, что счастливцу, сумевшему найти огненный цветок папоротника, откроются все клады, он станет сильным, начнет понимать язык животных и птиц. Основные праздничные обряды совершались в ночь на Ивана Купалу. По поверьям, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи... Чтобы защититься от них, нужно было в доме разбросать волшебные травы. Лучшей защитой от ведьм считались полынь и осина. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее. Костры обычно устраивали на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса и спускали их с пригорков. Когда жгли костры и прыгали через них, пели:
-
Трех коней Иван ищет, За лесом свищет. В ночь Купалу его конь Поскачет через огонь. Как первый конь — Колесом грива. А другой конь — Во лбу звезда. А третий конь — Шелковый хвост. У воды-моря Купала Играл ночью конь у Ивана. Копытами камень разбивал, Искрой костер разжигал. Скачи-ка первым, конь, Через велик огонь.
-
. В купальских кострах матери сжигали белье с больных детей, чтобы вместе с ним сгорели и сами болезни. Юноша и девушка прыгали через костер, взявшись за руки. Если руки у них не разойдутся — значит, они поженятся. А если вслед им полетят искры — поженятся наверняка. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали веселые шумные игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в «горелки». Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором): Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят: Диги-дон, диги-дон Убегай скорее вон! При последних словах первая пара бежала вперед, не разнимая рук, а водящий пытался ее догнать. Если он кого-то поймал, то становился с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становился впереди «гореть» (водить); если же «горевший» никого не поймал, то снова становился «гореть». Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. Почему бы в наши дни не сохранить некоторые из них? Как отпраздновать этот древний праздник сегодня? Ранним утром девочки могут отправиться в лес за цветами для венков и букетов. Венки наденут на головы и уже не снимут до вечера. Из букетов можно устроить выставку цветов или конкурс на лучший букет.
-
Праздник Ивана Купалы трудно представить без купаний. Проведите соревнования по плаванию и выберите лучшего пловца. Можно организовать сбор лекарственных растений. Пусть взрослые расскажут детям об их целебных свойствах, от каких болезней они помогают и как лучше их сушить и хранить. Поздним вечером самое время развести костер. Хороводы, песни, пляски, прыжки через огонь, гадания, всевозможные конкурсы примет, загадок, удивительных историй — главное, чтобы всем было весело и интересно. А если заранее подготовиться, в лесных зарослях кто-нибудь из счастливцев найдет «огненный цветок папоротника», а рядом с ним — клад. Финалом праздника могут стать плывущие по воде венки с дрожащими огоньками свечей.
-
На Иванов день густые травы. Полевицу выгнало по грудь. Друг мой, луг, прости мою потраву, Дай промну тропинку где-нибудь. В ночь Иванову костры полыхают. Плясуны широкий топчут круг. Раз в году такой раздор бывает. Ты уж потерпи, зеленый луг! Ребятня! Зря травы не толките, Ну-ка всей оравой, марш в лесок. Попытайте счастье, поищите Заговорный папорта цветок. На Иванов день какие травы! Сентябрю не скоро их свалить. Друг мой, луг, прости мою потраву, Дай и мне тропинку проторить!
-
Подготовила
Лебедик Ольга Ивановна Материал использовать в работе с учащимися в 5-9 кл
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.