Содержание
-
Праздничная симфония года Весенние Летние Осенние Зимние Праздники, обряды, традиции
-
По православным пасхалиям празднование масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями: 1.употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов. 3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков. 4. Проводы Масленицы: зажигание костров, сжигание чучела. праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица
-
22 марта славяне отмечают праздник Жаворонки. На «Жаворонки» день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки В этот день выпекали из теста бяшки маленьких птичек, которыми закликали весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»
-
На Пасху отмечается воскресение Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. К Пасхе готовились, начиная с Великого или Чистого четверга. В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи и мелкие мучные изделия. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Цветами украшали блюда, а также стол, иконы и дом. Пасха Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение
-
Благовещенье Пресвятой Богородицы
Среди благовещенских обычаев бытовали ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней. Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия - в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. 25 марта/7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марие о предстоящем рождении ею Иисуса Христа.
-
День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его и называют Пятидесятницей. В день святой троицы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
-
Традиции празднования Троицы
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
-
Гулянья на Троицу
Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.
-
Иван Купала (иванова ночь, иванов день)
Ивана Купала - Праздник летнего солнцестояния. Купала — летний бог, по Густинской летописи: "Пятый идол – Купало, есть бог обилия". Этот бог получил широкое распространение у восточных славян. В ночь на «Купала» идет соединение огня и воды, этой ночью происходят чудеса: вода и огонь в эту ночь считаются исцеляющими и в тоже время соединяющими одинокие души. Праздник Ивана Купала праздновался многими славянскими народами. В ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала...
-
Купальскиеобряды
Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.
-
Традиции
Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. После захода солнца все идут к водоемам, где разжигаются костры и начинается настоящее веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Девушки в сторонке наблюдают, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. На реке суженые обмениваются венками и пускают их по воде.
-
Спассокращенная форма от слова Спаситель – Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас
-
Медовый спас
Медовым первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
-
Яблочный спас
'Яблочным' был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку 'большим людям': государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ.
-
Стихи о яблочном спасе
Зарево раннее,День про запас.Небо бескрайнее.Яблочный спас.Куполом радуга,Птица - крестом.Августу рады, даОсень потом...Глупые, бедные,Выпросим мыДенежки медныеСкряги-зимы:Листья напрасные,Всполохи глаз,Яблочки красные,Яблочный Спас!!! Солнышко, солнышко, подожди!Приехали господа-бояреиз Великого Новогородада на Спасов день гулять - пировать.Вы сходитеська, люди добрые,на велик-званый пир!Мы тебе, крещеный мир,бьем челом да кланяемся!Солнышко, солнышко, подожди!Красное, ясное, подожди! Вечером на Спас-Преображенье в старые годы молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом. Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась общая песня:
-
Ореховый спас
В народе ореховый или холщёвый спас празднуют 29 августа . Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С 'холщовым' дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов
-
Осенний фольклор. Осень – самое яркое и красивое время года. Многие поэты посвящали ей свои стихи. В это время года древние славяне справляли множество праздников. Так же про осень сложено много песен, поговорок и пословиц. Сегодня мы расскажем немного о древнеславянском осеннем фольклоре.
-
ОСЕНИНЫ.
Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенин (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
-
Закрытие Сварги.
Закрывается Сварга. Землю покидает богиня Жива и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в теплые края - Славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
-
Воздвижение Воздвижение - народное название великого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками«.Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни.
-
Пословицы и поговорки
Весна красна цветами, а осень плодами. Осень – припасиха, зима – поедиха. Цыплят по осени считают Осенние месяцы: Сентябрь леса позолотил Октябрь листом землю покрыл Ноябрь первым снежком запорошил
-
Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла, известные с глубокой древности Рождественские праздники – одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции. Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Рождество Христово праздник рождения Иисуса Христа Колядки появились еще в языческие времена и были связаны с давним арийским культом Солнца. Наши предки праздновали три фазы Солнца – весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. 25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния, который называли праздником Коляды, или Коротуна.
-
Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от избы к избе, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, а изображение этого солнца носили с собой. Эта традиция сохранилась и сегодня. А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками.
-
А вот и несколько этих песен
Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам! Коляда, коляда Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили ,мы искали коляду по дворам, по переулочкам и нашли коляду на петровом то дворе.
-
Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам! Коляда, коляда Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили ,мы искали коляду по дворам, по переулочкам и нашли коляду на петровом то дворе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.