Содержание
-
Конфликтология в социальной работе
Преподаватель: Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ Факультет общественного здоровья Кафедра общепсихологических дисциплин
-
Лекция № 4
Конфликт и конфликтная ситуация. Критерии выявления
-
Задачи лекции:
рассмотреть понятия «конфликт», «конфликтная ситуация» проанализировать критерии выявления конфликта разобрать формы разрешения конфликтов в процессе социальной работы с группой
-
План лекции:
Конфликт и конфликтная ситуация Критерии выявления конфликта Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой
-
Список литературы
1. Социальная психология, Андреева Г.М., 2004.М 2. Социальная психология, Майерс Д., 2003.СПб 3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов 2007, М 4. Гришина Н.В.,Психология конфликта, 2008, Питер 5. Психология для медицинских специальностей: учебник, Лукацкий М.А., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
-
Дополнительная литература
1. Конфликтология, Анцупов А.Я, Шипилов А.И. М. 1999 Сетевые ресурсы: www.konfliktologiya.ru Библиотека литературы по психологии http://www.psychology.ru/library/ Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный образовательный портал www.ecsocman.edu.ru
-
1. Социологические теории конфликта
Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех».
-
В конце 19 в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс разработал несколько иной взгляд в данной области. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе. 1. Социологические теории конфликта
-
-
концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера
- обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт; - социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; -социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
-
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа
- постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта; - любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти; - разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат - изменение социальной структуры самого общества.
-
Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию - «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия; - Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека - стремление к борьбе с себе подобным);
-
- Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; Два аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический - анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные). Динамический - изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.
-
2. Психологическое направление в разработке теории конфликта
Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия – фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях общения людей, в той или иной форме решает фундаментальные вопросы об отношениях индивида и общества, о месте человека в мире, о поисках согласия и гармонии.
-
Психологическое направление в разработке теории конфликта
Начиная с самых первых работ, в которых человек наделялся либо «социальными инстинктами», обеспечивающими стремление к сотрудничеству и солидарности с другими людьми, либо, напротив, «асоциальными», связанными с потребностью во власти и эгоистическими наклонностями, психологи занимались поиском основ согласия и вражды, сотрудничества и борьбы между людьми.
-
Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным образом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологических представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психологии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные представления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром. Психологическое направление в разработке теории конфликта
-
Психологические направления
1. Психоаналитическое – поиск причин в сфере бессознательного. (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); 2. Поведенческое – влияние социального окружения на поведение человека. (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); 3. Этологическое – агрессия, постоянное состояние живого организма. (К. Лоренц, Н. Тинберген); 4. Теория групповой динамики – нарушение равновесия в системе «человек – среда». (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); 5. Фрустрационно-агрессивное – взаимосвязь агрессии и социальной фрустрации. (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); 6.Социотропное распространение идей инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество. (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); 7. Социометрическое – в основе взаимодействия эмоциональные отношения. (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич); 8. Интеракционистское – попытки приспособиться к среде вызывают напряжение. (Д. ид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
-
Современные подходы
-Теория организационных систем – изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях. (Р. Блейк, Дж. Мутон); -Теория и практика переговорного процесса – изучение условий ведений конструктивных переговоров. (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри) -Теоретико-игровое – проблема несовместимости целей участников конфликта. (М. Дойч)
-
3. Разрешение конфликтов в работе с клиентом социальной службы
Работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают, как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы, трудности. Прежде всего, им необходимо дать информацию о возможностях, способах разрешения возникших проблем, трудностей. Социальная работа опирается на различные психологические теории. Социальный работник, применяя их в практической деятельности, определяет методы работы с клиентом.
-
Психологические теории в социальной работе
В социальной работе с клиентом широкое практическое применение получили следующие теории: психодинамическне теории и концепции, теории бихевиористской психологии, когнитивной психологии, гуманистическое направление (включающее экзистенциальный подход, гештальтпсихологию и др).
-
Способы разрешения конфликта
. Картографияконфликта содержит ответы на следующие вопросы, (в виде лаконичного и точного описания): - описание проблемы, ставшей предметом конфликта; - перечень субъектов конфликта; - описание потребностей, интересов, нужд каждого из субъектов конфликта; - описание их опасений (тревога, страх, озабоченность) в связи с возникшим конфликтом и вариантами его разрешения. Далее данная картография конфликта может быть продолжена, например, на этапе работы над вариантами разрешения конфликта.
-
Общая классификация конфликтов
В процессе социальной работы конфликты в наиболее общем виде классифицируют на: внутриличностное конфликтное состояние клиента; конфликт между клиентом и близкими его родственниками; конфликт между клиентом с коллегами или соседями; неофициальными лицами; конфликт между клиентом и официальным лицом, учреждением; конфликт между клиентом и социальной системой.
-
Приемы одностороннего успеха
Оппонент в конфликтной ситуации может занять непримиримую позицию, прибегнув к приемам, которые преследуют цель одностороннего успеха. Подобных приемов существует очень много. Они зависят и от культурных традиций, образца социального поведения, уровня социальной значимости субъекта. Обычно все приемы объединяют в три основные группы, так как, несмотря на свое многообразие, они достаточно типичны и поддаются классификации. Критерием классификации является принцип действия: сдерживающие, агрессивные, ложные. Модель "каменная стена" Модель "атаки« Модель "уловки
-
Модель "каменная стена"
Данная модель означает отказ другой стороны от любых уступок. Тактика стороны направлена на то, чтобы доказать, что других альтернатив не существует, что это последнее и единственное ее предложение. Оппонент прибегает к использованию ссылок на закон, правила, возможности. Его окончательное решение: либо согласие, либо прекращение обсуждения. Возможно затягивание решения с ссылкой на обстоятельства, вышестоящие организации, мнения, решения других лиц.
-
Модель "атаки"
Агрессивная, наступательная позиция оппонента, использование угроз в форме обвинения в некомпетентности, несоответствии статуса и полномочий, заявлений в форме "Соглашайтесь, не то...-" и др. Оппонент стремится запугать и подавить инициативу и намерения другой стороны, оскорбляя, принижая другую сторону.
-
Модель "уловки"
Модель ориентирована на применение ложных уловок в виде обещаний, уступок. Имеет место эксплуатация правдивости и добросовестности. Распространены следующие виды уловок: перед окончательным заключением соглашения оппонент неожиданно выдвигает новые требования или объявляет, что решение будет заключать кто-то другой, не участвующий в переговорах; использование в качестве аргументов заведомо ложных данных, информации.
-
Особенности работы в социальной сфере
Деятельность социального работника предполагает активность его позиции, умение входить в контакт с людьми, обладающими сложными судьбами, нелегким характером. Представляя их интересы в официальных организациях, учитывая социально-экономические трудности нового времени, социальный работник порой вступает в сложные отношения как с клиентами так и с представителями официальных учреждений. Каждый случай конкретен по своему содержанию, но есть много типичных ситуаций, требующих знания определенных технологий.
-
Выводы
Исследуя социологические теории социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях: - концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера; - конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа; - общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
-
Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным образом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологических представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психологии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные представления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром
-
Современные подходы: -Теория организационных систем – изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях. (Р. Блейк, Дж. Мутон); -Теория и практика переговорного процесса – изучение условий ведений конструктивных переговоров. (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри) -Теоретико-игровое – проблема несовместимости целей участников конфликта. (М. Дойч)
-
В социальной работе с клиентом широкое практическое применение получили следующие теории: психодинамические теории и концепции, теории бихевиористской психологии, когнитивной психологии, гуманистическое направление (включающее экзистенциальный подход, гештальтпсихологию и др).
-
Практические вопросы и задания
Назовите социологические теории конфликта. Охарактеризуйте основные психологические направления в развитии теории конфликтов. Объясните понятие «картография конфликта» Что может являться целью конфликта Какие психологические теории применяются в практике социальной работы? Назовите два основных этапа урегулирования конфликтных ситуаций. Охарактеризуйте модели поведения в конфликтных ситациях – «каменная стена», «модель атаки», «модель уловки». Какой способ является наилучшим при общении с агрессивным клиентом? На чем основывается разрешение внутриличностных конфликтов?
-
Рефлексия
Я узнал(а), что… Полезным для меня было то, что… Я убедился(лась), что… Меня не смогли убедить в том, что..
-
Темы рефератов
1. Особенности коммуникации, ее роль и функции в зависимости от психологических теорий, в которых она рассматривается. 2. Межличностные ритуалы как механизм социализации. 3. Паттерны общения в семье и развитие ребенка. 4. Факторы, влияющие на восприятие и понимание людей. 5. Механизмы общения и факторы, способствующие развитию эффективной коммуникации. 6. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на социально-психологические отношения. 7. Преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения. 8. Потребности в общении и основные способы их достижения (удовлетворения) 9. Способы выделения и обозначения территории, которую индивид считает "своей" - 10.Причины возникновения манипуляций в межличностном общении. 11. Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении. Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.