Содержание
-
Конструирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
-
Нормативная база
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС ДО). Письмо Минобрнауки России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого – педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого – педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого – педагогической ценности игр и игрушек»); Письмо Минобрануки России от 15.03.2004 № 03 – 51 – 46ин/14 – 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
-
Требования безопасности • ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями) • ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»
-
Развивающая предметно-пространственная среда
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
-
Включает пространство групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐтаиндивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; обеспечивает двигательную активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения; соответствует различным образовательным программам с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурным, климатическим и другим условиям.
-
Цель создания развивающей среды
в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
-
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным); должны быть все предметы, необходимые для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности; вРППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом); Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям; все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
-
Организация пространства
Всоответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения».
-
РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
-
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров активности т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.
-
Для разделения могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.
-
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников
1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: - физические риски, - психологические риски, - нравственные риски. 2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. 3. Принцип соответствия - возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, - индивидуальным особенностям, - специальным особенностям ребенка.
-
Принципы оценки безопасности игровой продукции
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
-
Безопасность игровой продукции
Родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.
-
Алгоритм формирования РППС на примере функциональных модулей
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.)для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО. Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями).
-
РППС может включать следующие функциональные модули:
- «Игровая»; - «Физкультура»; - «Музыка»; - «Творчество»; - «Логопед»; - «Психолог»; - «Уличное пространство»; - «Бассейн».
-
Общая характеристика функциональных модулей
1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы ДОО: - I младшая группа – группа раннего возраста (2-3 года); - II младшая группа (3-4 года); - Средняя группа (4-5 лет); - Старшая группа (5-6 лет); - Подготовительная группа (6-7 лет).
-
2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. 3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО.
-
Примерный алгоритм проектирования РППС
1. Детальное обследование ДОО, уточнение педагогических требований, формирование эргономических требований (психолого-педагогический аспект), требований к безопасности (психолого-педагогический аспект).
-
При проектировании РППС должны быть учтены: – особенности профиля детского учреждения, общеобразовательная программа ДОО и пр.; – характеристики, касающиеся детского контингента (возраст, гендерныеособенности, показатели здоровья и пр.); – особенности инфраструктуры ДОО (расположение, площадь, расположение и природные особенности участка и пр.).
-
Фиксируются возможности затрат ресурсов. Дооснащение (переоснащение) Анализ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.