Содержание
-
Консультация для педагогов«Театральный дизайн в ДОУ»
Подготовила: методист Антоненчик О.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида №17 «Земляничка»
-
Театральный дизайн в детском саду
вид совместной художественно-проектной деятельности детей и взрослых, направленный на организацию театрально-игровой среды в заданном пространстве (музыкальный зал или сцена, подиум или театральный уголок, определенная зона в помещении группы или все ее пространство, поверхность стола или картонная коробка и т.д.) для успешного осуществления театрализованной деятельности и его взаимодействия с человеком.
-
Театральный дизайн элементы игры экспериментирование художественно-продуктивная деятельность по созданию кукол, масок, костюмов, декораций, театрального реквизита в различных художественных техниках.
-
Проектная театрализованная деятельность — интегрированная, практико-ориентированная деятельность, направленная на обогащение творческого опыта детей в процессе приобщения к театральному искусству. Цель — создание образовательной художественно-творческой среды полихудожественного развития ребенка дошкольного возраста. “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.
-
Задачи: содействовать формированию мировоззрения ребенка, его нравственных и эстетических ориентаций — понимание ценности искусства, желание его познавать, оценивать проявление красоты в окружающем мире, в природе, в искусстве, в результатах собственной творческой деятельности; развивать у ребенка эстетическую культуру, предпосылки целостного художественного восприятия; способствовать самостоятельному проявлению ребенком своего эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных формах его познания; развивать художественно-творческие способности ребенка и навыки художественного труда в художественно-продуктивной деятельности, способствовать становлению позиции ребенка как художника-творца.
-
условия организации проектной театрализованной деятельности интригующее начало проекта, введение в тему (чтение сказки или уточнение ее сюжета); выбор ролей («примеривание» ролей, проигрывание, уточнение характеров персонажей, их сравнение, осмысление, выделение особенностей образа); привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана; включение в план проекта игр, занятий, освоение новых художественных техник, экспериментирование с изобразительными материалами; определение средств и способов реализации проекта, создание эскизов; выполнение детьми проекта, педагогическая поддержка творческих идей, дифференцированная помощь воспитателя, формирование чувства единения, направленного на решение общей проблемы, замысла; обсуждение результатов проекта, выделение значимого опыта; проведение обучающего мастер-класса ребенком, имеющим значимый для всех опыт художественной деятельности; создание условий для формирования у детей опыта коллективной художественной деятельности (поддержка желания создать «сказку» своими руками, помощь каждому ребенку в осознании значимости и важности своей деятельности по отношению к общему замыслу, содействие сотрудничеству, взаимообучению, планированию и согласованности действий); определение перспективы развития сюжета, выход за пределы сюжета сказки; игра-театрализация в новой театрально-игровой среде, созданной своими руками
-
Результат
для детей создаются условия участия: в оформлении афиш, пригласительных билетов, - создании пространства сказки (костюмы, маски, декорации, театральный реквизит и пр.), освоения игровых ролей, развития ролевой речи, пантомимы во время диалогов с партнерами по театральной деятельности и др. В проектной театрализованной деятельности используются методы эмпатии, сопереживания, сотворчества, творческие задания, игры и упражнения, экспериментирование с изобразительными материалами, метод обратной связи (рефлексия средствами художественно-продуктивной деятельности). Совместная со взрослым проектная деятельность позволяет детям осмыслить собственное отношение к разыгрываемой сказке, придумать что-то свое и творчески реализовать задуманное направлена на повышение самооценки каждым ребенком
-
«Организация творческой активности детей в режимных моментах». Тест для педагогов «Каков ваш творческий потенциал?» Считаете ли вы, что современную систему обучения и воспитания детей можно улучшить? А) Да. Б) Нет, она и так достаточно хороша. В) Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии детского сада незначительно. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы обучения и воспитания? А) Да, в большинстве случаев. Б) Нет. В) Да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей могли бы способствовать повышению качества образовательной деятельности с детьми? А) Да. Б) Да, при благоприятных обстоятельствах. В) Лишь в некоторой степени 4. Считаете ли вы, что в будущем сможете что то принципиально изменить в системе непрерывного образования? А) Да, наверняка. Б) Это маловероятно. В) Возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание, которое приведет к улучшению положения дел? А) Да. Б) Часто думаю, но не сумею. В) Да, часто. 6. Хотели бы вы изучать дидактику как науку об обучении? А) Да, неизвестное меня привлекает. Б) Нет, все, что мне известно пока из этой науки, меня не привлекает. В) Все зависит от целей изучения этой науки. 7. Вам часто приходится заниматься новым делом? Хотите ли вы добиться в нем успеха? А) Да. Б) Удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня. В) Нет, так как знаю, что успеха добиться невозможно. 8. Если есть какая-то проблема и ее решение вас волнует, хотите ли вы знать все теоретические положения, которые могут решить проблему? А) Да. Б) Нет, достаточно знаний передового опыта. В) Нет. 9. Что вы чувствуете, когда терпите неудачу? А) Какое-то время упорствую и продолжаю начатое. Б) Машу рукой на затею. В) Продолжаю свое дело.
-
10. Что, по вашему мнению, должно быть основой выбора профессии? А) Личные возможности и перспективы. Б) Значимость и нужность профессии, потребности общества в ней. В) Преимущества, которые она дает. 11. Во время путешествия могли бы вы легко пройти по маршруту, который однажды уже проходили? А) Да. Б) Нет. В) Да, но только в той местности, которая мне понравилась. 12. Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорили? А) Да, без труда. Б) Запоминаю только то, что меня интересует. В) Всего вспомнить не могу. 13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли повторить его в похожей ситуации? А) Да, без затруднений. Б) Да, если этот термин легко запомнить. В) Нет. 14. Что вы предпочитаете в свободное время? А) Поразмыслить наедине. Б) Находиться в компании. В) Решать свои проблемы. 15. В каком случае вы прекратите готовить доклад или сообщение? А) Дело закончено и отлично выполнено. Б) Вы более или менее довольны. В) Не все удалось, но есть еще и другие дела. 16. Что вы предпочитаете делать, когда одни? А) Читаю книгу любимого писателя. Б) Пытаюсь найти себе конкретное занятие. В) Решаю проблему по работе. 17. Когда идея захватывает вас, вы думаете о ней? А) Да, независимо от того, где и с кем я. Б) Только наедине. В) Только там, где не слишком шумно. 18. Как вы ведете себя, когда отстаиваете свою идею? А) Могу отказаться от нее, если у оппонентов убедительные аргументы. Б) Останусь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигали оппоненты. В) Изменю свое мнение, если давление будет сильным.
-
Подсчитайте очки, которые вы набрали: за каждый ответ А – 3 очка; за каждый ответ Б – 1 очко; за каждый ответ В – 2 очка. Сумма очков покажет уровень вашего творческого потенциала: 49 и более очков. В вас заложен большой творческий потенциал, который дает вам выбор возможностей. Вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48 очков. У вас нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но есть и проблемы, которые тормозят процесс. Ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете свои способности? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца.
-
Творческие способности формируются именно в дошкольном возрасте. Поэтому важно как можно раньше создавать необходимые для их развития условия. Если в вас заложен творческий потенциал и вы обладаете качествами личности, которые помогают творить, то дети рядом с вами тоже могут развиваться творчески. Чтобы воспитанники каждый день могли раскрывать свои творческие способности в детском саду, педагогу необходимо позволить им проявлять инициативу и творческую самостоятельность во всех режимных моментах.
-
Приход детей в ДОО Важно начать творческий процесс с утра, когда дети только еще приходят в группу. Это позволит вам создать позитивный настрой и настроит детей на продуктивное общение в течение всего дня. Давайте рассмотрим варианты игр, которые вы можете использовать, когда принимаете детей утром. «Лесная поляна». Нарисуйте на ватмане красочную летнюю поляну в лесу, где будут кустарники, деревья, норки, пруд, все, на что хватит вашей фантазии. В разных местах полянки сделайте прорези для вставки человечка с фотографией лица ребенка. Сделайте таких человечков по количеству детей в группе и предложите утром каждому ребенку пофантазировать и поместить себя в то место, где бы он хотел быть.
-
«Воздушные шарики». Вам потребуется ватман . На ватмане наклейте фото лиц всех детей вразброс. Заранее из бумаги-самоклейки вырежьте воздушные шарики с прорезью внутри – для своего лица. Утром предложите ребенку выбрать шарик любого цвета и наклеить его вокруг своей фотографии. В зависимости от возраста дети могут делать это самостоятельно или с помощью родителей. Занимает эта работа не больше 2 минут. Когда все воспитанники закончат, рассмотрите ватман, полюбуйтесь многообразием ярких красок, предложите детям помечтать, куда летит сегодня их шарик и что нового он увидит или узнает. Задавайте вопросы тоже соответственно возрасту детей.
-
Прием пищи Даже самый привычный режимный момент, такой, как прием пищи, всегда можно сделать увлекательным и интересным, если подойти к нему творчески. Здесь необходима только ваша фантазия. Перед завтраком. Заранее подготовьте праздничную сюрпризную коробочку, в которую положите, например, медальки по теме «Самый лучший фантазер». Медалек должно хватать на всех детей, чтобы никого не обидеть: ответ каждого ребенка уникален. Озвучьте детям задание: «Дорогие ребята, сегодня у нас с вами самый необычный завтрак. Сегодня на завтрак у вас необычные волшебные бутерброды с маслом. Сейчас вы хорошо поедите и подумаете: на что похож ваш бутерброд с маслом? А в награду тому, кто предложит самый оригинальный ответ, я дам приз, который лежит в этой коробочке». Сразу после завтрака выделите время, чтобы выслушать ответы детей. После того как все выскажутся, необходимо сказать, что все их ответы интересные и необычные. Бутерброд у каждого свой, поэтому у каждого он похож на что-то свое. В конце наградите детей за творчество.
-
Организованная образовательная деятельность В зависимости от вида деятельности процесс развития творческого потенциала у детей может протекать по-разному. Самая доступная для этого образовательная область – художественно-эстетическое развитие, но и в других образовательных областях всегда можно найти возможности для творческой активности воспитанников. Речевое развитие. Во время занятий по развитию речи вы можете создать проблемные ситуации, которые будут стимулировать воображение детей. Например, когда вы читаете детям стихотворение, рассказ или незнакомую сказку, попросите их подумать, что будет дальше с героями, как закончится произведение. Можно также предложить нарисовать иллюстрацию к сказке, а затем рассказать своими словами, каких героев и какой момент в сюжете ребенок изобразил. Познавательное развитие. Во время занятий по развитию математических представлений можно предложить игры: «На что похожа геометрическая фигура» и «Дорисуй треугольник, квадрат, круг и преврати его в какой-либо предмет». Такие задания не только стимулируют творческую активность детей, но и помогают им осваивать материал по теме.
-
Физическое развитие. Мы с вами знаем, что провести образовательную деятельность по физическому развитию по теме недели – одна из непростых задач. Но и здесь есть возможность предложить детям творческое задание. Например, если тема недели «Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек» («Человек. Строение человека»), в конце занятия дошкольники могут выложить на полу человека из физкультурных снарядов: мячей, кеглей, гимнастических палок, каната, мешочков для метания и т. д. В этом случае дети будут не просто двигаться и собирать человека, но и фантазировать, из чего можно сделать ноги, руки, туловище. Социально-коммуникативное развитие. Лучше всего здесь подойдут игры-драматизации, в ходе которых дети общаются, договариваются о разных ролях, иногда им приходится уступать. Также воспитанники учатся творчески мыслить и перевоплощаться: они примеряют на себя необычные роли и должны действовать в соответствии с ними. Например, в сказке «Теремок на новый лад» для подготовительной группы к Теремку приходит Портфель. Стучится, ему никто не отвечает, и он остается там жить. К нему приходят другие герои-предметы: Линейка, Ластик, Тетрадь, Книга, Телефон. Все стучатся и просятся жить. Всем портфель говорит: «Я пущу тебя к себе жить, если ты мне скажешь, чем мы с тобой похожи». Каждому герою нужно придумать свой ответ, повторять чужие идеи нельзя.
-
Прогулка «Новая жизнь старым вещам»– в любой сезон. Заранее проведите ревизию игрушек. Отберите те, которые вышли из строя, но их детали безопасны: например, колеса от машин, старые элементы конструктора. Вынесите их на прогулку и поразмышляйте с детьми о том, как их можно использовать на улице, чтобы оформить участок. Например, можно сделать «чудо-дерево» по сюжету стихотворения, «вертушки» для игры с ветром. Старые кастрюльки, коробочки и баночки могут помочь в игре «Секретики». Такая деятельность формирует у детей способность творчески мыслить в пространстве детского сада, и продуктивно использовать старые вещи. «Рисование с помощью пульверизатора» – зимой на снегу или летом на боковой стене веранды. Для этого нужны пластиковые бутылки 0,5 л и пульверизаторы. Подготовьте разноцветную воду и предложите детям порисовать на снегу. Летом для этой цели выделите боковую стену веранды. Каждый день участок будет приобретать яркие краски и интересные образы, которые будут стимулировать воображение дошкольников.
-
Свободная самостоятельная или совместная деятельность детей Свободная самостоятельная деятельность предполагает, что дети занимаются своими любимыми делами. Здесь важно предоставлять им инициативу и самостоятельность в выборе деятельности. Организуйте предметно-пространственную среду так, чтобы дети были в ней максимально самостоятельны. Помощь при этом оказывайте, только когда нужно обеспечить детям безопасность или в незначительных ситуациях: любой творческий процесс не терпит руководства со стороны взрослого. Большой потенциал имеют предметы-заместители, которые дети могут использовать в творческих ситуациях. Поэтому в группе важно иметь ящик с такими предметами. Обеспечьте детям доступ в любой центр активности. Организуйте детский вернисаж, чтобы они могли сами разместить там свои работы – это будет подталкивать их к самовыражению. В группе все должно быть оборудовано для детей, где можно все брать и со всем взаимодействовать. Однако уберите опасные предметы из группы, которые дети не должны использовать. Все остальное сгруппируйте и разместите так, чтобы они не тратили много времени на поиск необходимого.
-
«Как прошел твой день?» – когда ребенок уходит домой из группы. Для этого возьмите лист ватмана, небольшие картинки и клей-карандаш. Заранее нарисуйте на ватмане вазу или другой сосуд. Деятельность детей займет не больше двух минут: предложите им перед уходом домой наклеить любую картинку, которая охарактеризует их деятельность и настроение в течение дня. Возможно, кто-нибудь из детей откажется – обязательно поработайте индивидуально с этим ребенком на следующий день. «Мешочек желаний» – когда ребенок уходит домой с прогулки. Возьмите на прогулку мешочек с разными предметами. Когда дети будут постепенно уходить домой, предлагайте каждому ребенку достать что-то из мешочка. В зависимости от того, что он достал, попросите пожелать остальным детям что-нибудь на этот вечер. Например, если ребенок достал картинку с солнышком, можно пожелать теплого вечера в кругу семьи. Родители могут помогать ребенку сформулировать мысль – это нормально. Меняйте картинки в мешочке, чтобы разнообразить речевое творчество детей. Основная задача педагогов – создать такую развивающую среду вокруг ребенка, в которой каждый сможет проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал. Также помните, что для ребенка значимо мнение взрослых, поэтому не забывайте хвалить детей, давайте волю их фантазии. Помните, что похвалы и одобрения заслуживает любое творческое проявление, а не только то, которое нравится лично вам. Ребенок, который растет в творческой среде, обязательно станет творческой личностью.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.