Содержание
-
Концепция Курта Левина Выполнила : воспитатель МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с.Хрущево» Ситникова Н.П.
-
Начало XX века было ознаменовано великими открытиями в химии, биологии, физике, математике…
-
Курт Левин
1890-1947
-
-
Курт Левин был сторонником так называемой гештальт- психологии, основное внимание которая уделяла познавательным процессам.
-
Gestalt (нем.) – форма, структура.
-
Сальвадор Дали «Мадонна Рафаэля» 1951г.
-
Образ мира (гештальт) – не просто сумма отдельных частей, а целостная структура.
-
По мнению Левина, человек находится в неком жизненном пространстве (или поле), которое включает все события, явления, предметы, окружающие человека и влияющие на него.
-
Жизненное пространство (поле)
-
С помощью математики это поле психолог изображал в форме эллипса, а самого человека – кружком внутри него. Каждый психологический факт – часть эллипса. Каждой из частей можно дать «заряд», то есть валентность.
-
Жизненное пространство + - + + -
-
Теория психологического поля
Находясь внутри поля, человек ощущает на себе воздействие предметов и явлений, которые вызывают в нем напряжение и естественное желание разрядиться, удовлетворить свои потребности
-
Левин различал два вида потребностей:
-
Биологические потребности
-
Социальные потребности (квазипотребности)
-
Курт Левин считал, что психологическое поле человека с возрастом расширяется.
-
Если младенцев интересуют лишь биологические потребности…
-
то у старших детей к биологическим потребностям добавляются социальные…
-
Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают поощрения и наказания?
-
К поощрению ребенок стремится
-
Наказания же старается избежать (схитрить или просто «отделаться»)
-
Таким образом, приходим к выводу, что поощрение – более эффективный воспитательный прием. Но следует помнить, что чрезмерной похвалы(и наказания) следует избегать, так как ребенок будет стремиться получить похвалу или избежать наказания, а не добиться выполнения задания.
-
Очень часто жизненные ситуации сопровождаются конфликтами.Левин выделил три типа конфликтов
-
Первыйтип
+ РЕБЕНОК +
-
-
Второй тип
РЕБЕНОК + -
-
-
Третий тип (самый травмирующий)
- РЕБЕНОК -
-
-
Ребенок хочет выйти из «поля», но взрослые создают ему барьеры
Психологические: «Если ты не уберешь свои игрушки, то не пойдешь гулять»
-
Физические: «Если ты не уберешь свои игрушки, то не выйдешь из комнаты»
-
Любые барьеры приводят к тревожности, агрессии и нервозам
-
У человека, помимо потребностей, могут быть и так называемые псевдопотребности, или намерения
-
-
Задача взрослых – поддержать намерения ребенка и помочь в их реализации
-
У человека может быть одновременно несколько намерений. Одним детям не хватает энергии, чтобы выполнить задуманные намерения…
-
-
Но все дети разные…
Если ребенок настойчиво стремится выполнить задуманное, не взирая на смену ситуации – это явление РИГИДНОСТИ (неспособности переключиться)
-
Детей необходимо психологически подготавливать к смене видов деятельности, чтобы они могли переключать энергию с одного намерения на другое
-
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900 - 1988)
-
Завершенное действие уходит из памяти ребенка, а незавершенное продолжает в ней оставаться и побуждает завершить его. Нереализованное намерение может оказать негативное влияние на психику ребенка.
-
При решении той или иной проблемы дети выбирают разные стратегии.
-
Одни, с низким уровнем притязаний, выбирают самые легкие задания с целью избежать неудачи. У таких детей заниженная самооценка, они стараются избежать ответственности
-
Вторые, наоборот, выбирают самые сложные задания, потому что у них завышенный уровень притязаний. Не справившись с заданием, эти дети нисколько не огорчаются, так как оценивают себя положительно. У них завышенная самооценка.
-
Золотую середину составляет третий тип детей, которые выбирают посильные задания с последующим усложнением. У таких детей адекватный уровень притязаний, то есть адекватная самооценка
-
Уровень притязаний начинает развиваться в дошкольном возрасте и влияет на поведение ребенка в школе. Так как работу ребенка оценивают взрослые, именно от них будет зависеть его успешность в будущем.
-
Для формирования адекватной самооценки у детей психологи рекомендуют давать им посильные задания с последующим усложнением
-
Исходя из концепции Курта Левина, взрослые должны поддерживать активность ребенка, ставя перед ним конкретные цели и помогая их достигать.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.