Содержание
-
Конвенция ООН о правах ребенка: значение для мира и России
Руководитель: Бевзик Павел Юрьевич Подготовила: Копасовская София Кузина Лия Рыманова Анастасия
-
Введение. Актуальность темы.
Несмотря на то, что начало ХХI века знаменуется множеством великих достижений, общественных изменений и технологических «прорывов», в мире всё ещё остается множество нерешенных социальных проблем, одной из которых (и, думается, одной из наиболее важных!) остаётся проблема правовой защищенности детей, о чём свидетельствует международная статистика постоянного роста детской беспризорности, нищеты, использования детского труда и т.п. Вот почему обращение к положениям Конвенции ООН о правах ребёнка (равно как и необходимость реализации этих положений) остаётся чрезвычайно актуальным.
-
Ежегодно в РФ регистрируется около 100 000 детей, которые нуждаются в опеке. По количеству детей-сирот (приходящихся на каждые 10 000 детей) Российская Федерация занимает 1 место в мире. Кроме того, имеет место тенденция к увеличению числа социальных сирот (т.е. сирот при живых родителях), а также к росту количества т.н. «скрытых» социальных сирот, то есть к росту фактической безнадзорности. И подобных проблем множество! Поэтому проблема формирования практического механизма действия названной Конвенции имеет для нашей страны приоритетную значимость.
-
Цели и задачи исследования
Целью данной исследовательской работы является анализ и выявление социально-правовой значимости как для всего мира, так и для нашей страны принятой ООН «Конвенции о правах ребенка» - фундаментального нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность международных и отечественных правовых структур по защите прав детей.
-
Постановка названной цели обусловила необходимость определения следующих задач: осуществить изучение истории создания названного правового документа; исследовать основные положения и содержание Конвенции о правах ребенка; проанализировать результаты социологических исследований, проведенных нами по данной проблематике. выработать рекомендации для дальнейшей работы по воспитанию правовой культуры как учащихся, так и их родителей.
-
С чего все начиналось…
Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права детей рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Декларацию следует отличать от конвенции, первая носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.
-
И наконец, как уже отмечалось, в принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека подчёркивается, что дети должны быть защищены обществом, если оно претендует на статус демократического. В 1959 году ООН приняла Декларацию о правах ребёнка.Основной ее тезис состоял в том, что общество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов о защите и благополучии детей на международном уровне. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.
-
После принятия Декларации прав ребенка возникла необходимостьпринятия нового документа - Конвенции.20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правахребенка. По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких положений, Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
-
Что же такое конвенция?
Конвенция- разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию. Государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.
-
Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
-
Основные положения
-
Ребенок, вне зависимости от его цветакожи, вероисповедания, политических взглядов и т.д., имеет право на:
-
Семейное благополучие
-
Свободное развитие его личности.
-
Здоровое развитие.
-
Образование, досуг и отдых.
-
Свободное участие в культурной жизни и занятия искусством.
-
Защиту от разных видов эксплуатации, а также право на защиту от привлечения к производству и распространению наркотиков.
-
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. Специфика содержания Конвенции: Часть первая.
-
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях. Часть вторая. Часть третья. Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
-
В рамках проекта мы, в качестве участников социологической группы лицея, в декабре 2010 года проводили социологический опрос среди 86 учащихся 10-11 классов нашего лицея. Опрос призван показать динамику среднего уровня знаний о своих правах среднестатических школьников. Декабрь 2010 года
-
Декабрь 2011 года
-
-
Поэтому, мы считаем, что необходимо: Создать постоянно действующий лекторий для родителей по вопросам, связанным с повышением правовой культуры родителей. Чаще проводить декады правовых знаний и подключать к ним большее количество учащихся. Усилить правовую составляющую в деятельности общественной организации «Союз толерантной молодежи», действующей в рамках лицея.
-
Вывод
Значимость этого правового акта состоит в том, что Конвенция является важнейшим документом в истории о правах ребенка. Важно еще и то, что наша страна (одна из первых во всём мире!) ратифицировала этот фундаментальный правовой документ. Благодаря ей дети всего мира могут свободно получать информацию о своих правах и рассчитывать на защиту своих интересов государством, и хотя достигнутые успехи и конкретные результаты в области защиты детей и семьи вряд ли объясняются одним только существованием Конвенции о правах ребенка, она, несомненно, оказала позитивное воздействие на жизнь миллионов детей и семей, в частности, заложила фундамент, основанный на юридическом подходе к предоставлению реальных, а не декларативных прав детям. Принятие Конвенции - очень важный шаг каждого из государств на пути решения проблем о воспитании, образовании и охране здоровья детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.