Презентация на тему "Кора головного мозга"

Презентация: Кора головного мозга
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Кора головного мозга". Презентация состоит из 29 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.38 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Кора головного мозга
    Слайд 1

    Кора головного мозга. Высшие мозговые функции и их расстройства: афазия, апраксия, агнозия, амнезия. Синдромы поражения отдельных долей и полушарий головного мозга.

  • Слайд 2

    Кора головного мозга

    Кора головного мозга - поверхностный слой, покрывающий полушария головного мозга, образован преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками (нейронами) и их отростками, а также пучками афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервных волокон. Помимо этого в состав коры входят клетки нейро-глии. Микроскопически кора состоит из ряда слоев клеток и волокон. Основной тип строения мозговой коры – шестислойный. Различают молекулярный слой, наружный зернистый, слой малых и средних пирамидных клеток, внутренний зернистый, слой больших пирамидных клеток и слой полиморфных клеток.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Высшие мозговые функции и их нарушения

    К высшим мозговым функциям относятся речь, гнозис и праксис, память. Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический.

  • Слайд 5

    Дизартрия – нарушение артикуляции речи. Возникает при расстройстве иннервации речевого аппарата. Это может быть паралич или парез речевого аппарата, поражение мозжечка или стриопаллидарной системы. Дислалия – неправильное произношение звуков при речи. Она может быть функциональной и исчезать при проведении занятий с логопедом. Алалия – задержка речевого развития. В норме ребенок начинает говорить к 1–1,5 годам. В некоторых случаях появление речи происходит позднее, хотя до этого времени ребенок понимает речь, обращенную к нему. Иногда алалия возникает в связи со слабоумием, при котором ребенок отстает также в психическом развитии.

  • Слайд 6

    Гнозис – узнавание, благодаря которому человек ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса человек узнает величину и форму предметов, их пространственное соотношение. Гнозис основан на анализе и синтезе всех импульсов, поступающих от анализаторов, а также на отложении информации в системе памяти. Расстройства гнозиса возникают при нарушении интерпретации поступающих импульсов, а также при нарушении сличения полученных данных с теми образами, которые хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят название агнозий.

  • Слайд 7

    Агнозия

    Агнозия – расстройства способности узнавания предметов по тем или иным свойствам их. Агнозия может быть тотальной. При этом отмечается полная дезориентировка в пространстве. Эта патология встречается очень редко. Агнозии могут быть зрительными, сенситивными, вкусовыми и обонятельными.

  • Слайд 8

    Праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. При осуществлении сложных двигательных актов работа скелетной мускулатуры должна происходить в правильной последовательности при одновременно согласованных сокращениях многих мышечных групп.

  • Слайд 9

    Апраксия

    Апраксия -это нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Афазия

    Афазия — это расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Моторная афазия Сенсорная афазия Амнестическая афазия Акустико-мнестическая афазия

  • Слайд 12

    Моторная афазия  - это нарушение экспрессивной речи. Сенсорная афазия - это нарушение понимания речи вплоть до отсутствия реакции на нее в тяжелых случаях. Амнестическая афазия - это забывание больными названия предметов Акустико-мнемическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимостьслухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. 

  • Слайд 13

    Амнезия

    Амнезия - нарушение, расстройство, потеря, провалы памяти, связанные с пробелами в воспоминаниях человека.    Амнезия может быть обусловлена органическими (физическая травма, сотрясение мозга, нарушение церебральных функций) и психическими (расстройство психических функций) факторами. Она может быть также результатом интоксикации (алкоголь, наркотики) или возрастных изменений в старости.

  • Слайд 14

    Виды

    Различают: ретроградную амнезию (неспособность вспомнить события, предшествующие заболеванию) антероградную амнезию (неспособность вспомнить события, имевшие место после начала заболевания) парамнезию (расстройство памяти, сопровождающееся смешением реальных событий и фантазий). 

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Синдромы поражения долей и полушарий Г. М.

    Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов(ССАС) Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменной областей, в основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение фактора синтеза кожнокинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов

  • Слайд 17

    Нижнетеменной синдром нарушения ССАС возникает при поражении постцентральных средненижних вторичных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата. Симптомы: •астереогнозис (нарушено опознание предметов на ощупь) •«тактильная агнозия текстуры объекта» (более грубая форма астерегнозиса) •«пальцевая агнозия» (неспособность опознать собственные пальцы с закрытыми глазами), •«тактильная алексия» (неспособность опознания цифр и букв, «написанных» на коже)

  • Слайд 18

     Верхнетеменной синдром нарушения ССАС проявляется расстройствами гнозиса тела, т.е. нарушениями «схемы тела» («соматоагнозия»). Чаще больной плохо ориентируется в левой половине тела («гемисоматоагнозия»), что обычно наблюдается при поражении теменной области правого полушария. Иногда у больного возникают ложные соматические образы (соматические обманы, «соматопарагнозия») - ощущения «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела.

  • Слайд 19

    Помимо гностических дефектов в синдромы ССАС при поражении теменной области входят модально-специфические нарушения памяти и внимания. Нарушения тактильной памяти выявляются при запоминании и последующем узнавании тактильного образца. Симптомы тактильного невнимания проявляются игнорированием одного (чаще слева) из двух одновременных прикосновений.

  • Слайд 20

    Синдром нарушения пространственных синтезов

     "синдром ТРО" — синдром поражения третичных височно-теменно-затылочных отделов коры, которые обеспечивают симультанный (одновременный) анализ и синтез на более высоком надмодальностном уровне («квазипространственном» по Лурия).

  • Слайд 21

    Поражение зоны ТРО проявляется в:

    •нарушениях ориентировки во внешнем пространстве (особенно справа — слева)  •дефектах пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий (конструктивная апраксия)

  • Слайд 22

    В процессе рисования (копирования) больные с поражением зоны ТРО:  •правого полушария мозга выполняют рисунок, изображая сначала его отдельные части, и лишь затем доводят до целого  •при левополушарных очагах зрительно-конструктивная деятельность разворачивается в противоположном направлении: от целого к деталям Также, при поражении зоны ТРО появляются симптомы аграфии, зеркального копирования, акалькулии, пальцевой агнозии, речевые расстройства («семантическая афазия», «амнестическаяафазия»).

  • Слайд 23

    СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ЗАТЫЛОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА

    Затылочная область болыших полушарий мозга обеспечивает процессы зрительной перцепции. При этом зрительный гнозис обеспечивается работой вторичных отделов зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами.  При поражении затылочно-теменных отделов мозга, как левого, так и правого полушарйи, возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий. 

  • Слайд 24

    •при поражении правого полушария чаще бывают цветовая, лицевая и оптико-пространственная агнозии  •при поражении левого полушария чаще бывают буквенная и предметная агнозии. Самостоятельную группу симптомов при поражении теменно-затылочной коры (на границе с височными вторичными полями)составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии.

  • Слайд 25

    Лобная доля

    Поражение области передней центральной извилины приводит к развитию моноплегии, гемиплегии и недостаточности лицевого и подъязычного нервов центрального типа. При поражении коркового центра взора, который расположен в области заднего отдела средней лобной извилины, наблюдаются паралич или парез взора. При этом отмечается невозможность одновременного поворота глазных яблок в сторону поражения.

  • Слайд 26

    Центр Брока

    Поражение центра Брока приводит к развитию моторной афазии. Она может протекать в сочетании с аграфией.

  • Слайд 27

    Височная доля

    Поражение области слухового анализатора приводит к развитию слуховой агнозии.  Раздражение коры височной области может вызывать нарушения памяти, сумеречные расстройства сознания. Также могут наблюдаться различные галлюцинации: вкусовые, обонятельные, слуховые. Иногда появляются приступы головокружения, что связано с поражением коркового отдела вестибулярного анализатора.

  • Слайд 28

    Литература:

     Основная: Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер 2007 Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ 2004 Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер 2001 Дунаевский В.В. Электронный учебник «Психиатрия и наркология». // СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова 2006 Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 2002 Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань 1999 Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ 1988 Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина 1997 А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы ИБС КрасГМУ БМ МедАрт БД Ebsco БД Медицина

  • Слайд 29

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке