Содержание
-
Нейропсихологический фактор
Смоленская государственная медицинская академия Кафедра неврологии и нейрохирургии
-
Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» (modus operandi) той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. Каждая зона мозга, входящая в функциональную систему, ответственна за определенный фактор. патологическое изменение фактора приводит к нарушению работы соответствующей функциональной системы в целом. Фактор – это ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ понятие, обозначающее принцип деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
-
Фактор - это способ аналитико-синтетической работы мозговой структуры, проявляющийся в форме определенного осознаваемого или неосознаваемого психического качества, которое может быть зафиксировано в виде поведенческого проявления. существую разные физиологические механизмы работы разных участков мозга, они нацелены на разные физические характеристики окружающего нас мира и по разному проявляется в психическом отражении.
-
Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций психические явления надо соотносить не с мозговыми структурами, а с протекающими в них физиологическими процессами. Физиологические процессы - основа психической деятельности.
-
В луриевской нейропсихологии выделены три уровня анализа (описания) нейропсихологических факторов: морфологический (определение мозговых образований, поражение которых вызывает определенный нейропсихологический синдром); физиологический, функциональный (установление физиологических процессов, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию); психологический (определение роли, которую играет данный фактор в осуществлении различных психических функций).
-
На основании изучения структуры различных нейропсихологических синдромов, выделяют типы факторов: Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Эти факторы изучаются в нейропсихологии в первую очередь. Морфологическим субстратом этих факторов являются ВТОРИЧНЫЕ ПОЛЯ КОРЫ больших полушарий, входящие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов. Нарушения работы вторичных полей коры больших полушарий могут возникать из-за поражений как непосредственно корковых отделов анализаторов, так и связанных с ними подкорковых образований.
-
Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются как дефекты гнозиса и праксиса (разные формы зрительных, слуховых и тактильных агнозий, апраксий, сенсорные и моторные нарушения речи) и в виде различных модально-специфических мнестических нарушений (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной ПАМЯТИ).
-
2. Модально-НЕспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Это факторы, относящиеся к разным уровням (и разделам) неспецифической системы головного мозга: фактор «инертности–подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга - персевераций в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; фактор «активации–инактивации», нарушения ведут к явлениям адинамии, расстройствам произвольного внимания, памяти, селективного протекания всех психических процессов; фактор «спонтанности–аспонтанности», обеспечивает активное целесообразное поведение, направляемое целями и программами, нарушение ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами.
-
3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (ТРЕТИЧНЫХ) областей коры больших полушарий головного мозга. Данные факторы отражают процессы взаимодействия (интеграции) разных анализаторных систем, процессы переработки уже преобразованной в КБП информации. связаны с работой третичных полей: (конвекситального) и зоны ТРО. префронтальное поле - морфологическая основа фактора «программирования и контроля», зона ТРО – фактора «симультанной организации психических процессов». поражение префронтальных (конвекситальных) отделов коры больших полушарий - нарушение программирования и контроля в простых и сложных психических процессах. При поражении зоны ТРО (особенно левого полушария) нарушения симультанного анализа и синтеза проявляются как в наглядно-образных, так и вербально-логических процессах.
-
ПОД СИМУЛЬТАННОСТЬЮ понимают: « опознание группы элементов, отдельных друг от друга временным интервалом, как единого целостного объекта… свойство зрительного опознания, выражающееся в том, что некоторый объект (или группа объектов), имеющий более или менее сложное строение, одномоментно опознается испытуемым в своих существенных чертах без какого-либо последовательного анализа тех или иных свойств объекта (одномоментность здесь является скорее качественной, чем количественной характеристикой)». Формирование симультанных процессов в онтогенезе ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СУКЦЕССИВНОМ АНАЛИЗЕ И СИНТЕЗЕ. переход от сукцессивного восприятия к симультанному происходит в виде спирали в следующей последовательности: сукцессивное восприятие, сукцессивно-симультанное, симультанно-сукцессивное, симультанное восприятие. При этом в процессе онтогенеза происходит переход от развернутых форм восприятия к сокращенным, симультанным формам. Таким образом, симультанное восприятие является сложноорганизованным процессом, при переходе к которому происходит сокращение отдельных звеньев функции, выделение наиболее существенных признаков, синтез которых обеспечивает опознание объекта, решение наглядно-образных задач. Симультанный синтез представляет собой одно из важнейших условий протекания и учебной деятельности. При этом в процессе овладения умениями и навыками происходит постепенный переход от сукцессивного к симультанному восприятию.
-
Так, в процессе формирования навыка чтения школьник постепенно переходит от сукцессивного узнавания отдельных букв к симультанному опознанию слогов, слов как целостных единиц. При овладении орфографическими навыками, орфографической «зоркостью» («чутьем» орфографически правильного письма) на начальном этапе школьники сукцессивно выделяют отдельные грамматические признаки слова, что дает возможность на последующей стадии (стадии автоматизации) перейти к симультанному синтезированию грамматических признаков (значений) слова, которое и обеспечивает его правильное написание. Усвоение счетных операций, представлений о количестве, о структуре числа, о разрядах также непосредственно связано с формированием симультанных процессов. При формировании симультанного анализа и синтеза отмечается существенное влияние речи. В связи с этим теоретически и практически значимым является вопрос об особенностях формирования симультанных процессов у детей с речевой патологией.
-
4. Полушарные факторы, связанные с работой ВСЕГО левого ИЛИ правого полушария мозга. Данные факторы являются интегративными, характеризуя работу всего полушария в целом, а не отдельных зон (регионов) мозга. Полушарные факторы характеризуют общие принципы работы левого и правого полушарий мозга и носят характер дихотомий, различающих эти принципы.
-
5. Факторы межполушарного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и срединных комиссур. возможны парциальные синдромы «расщепления» – или раздельные нарушения взаимодействия полушарий – в передних, средних или задних отделах мозолистого тела. в детском возрасте, вследствие недоразвития срединных комиссур мозга, синдромы «расщепленного мозга» протекают иначе, чем у взрослых.
-
6. Факторы, связанные с работой глубинных ПОДКОРКОВЫХ структур головного мозга. глубинные подкорковые структуры головного мозга – стриопаллидум, миндалина, гиппокамп, таламические и гипоталамические образования и др. (а не только кора больших полушарий) – также являются синдромообразующими областями (т. е. факторами) и их поражение ведет к появлению особых подкорковых нейропсихологических синдромов. одностороннее раздражение или поражение ряда глубинных структур имеет латеральный характер, преимущественно отражаясь на речевых или наглядно-пространственных функциях. особую группу подкорковых нейропсихологических синдромов (факторов) составляют синдромы, связанные с поражением межполушарных комиссур (прежде всего мозолистого тела), обеспечивающих взаимодействие полушарий. модально-неспецифические факторы также связанны с работой срединных неспецифических структур разных уровней, поражение которых лежит в основе целого ряда подкорковых нейропсихологических синдромов.
-
7. ОБЩЕМОЗГОВЫЕ факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими и др. процессами. (с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу мозга). Общемозговые факторы влияют на общее функциональное состояние мозга, изменяя протекание всех видов психической деятельности.
-
Принципы синдромного анализа нарушений ВПФ. Нейропсихологический синдром. Системный характер психических функций и системный характер работы мозга определяет: Одна психическая функция может нарушаться при поражении РАЗНЫХ УЧАСТКОВ мозга. При поражении разных участков мозга психическая функция будет нарушаться ПО-РАЗНОМУ, т.к. нарушается работа разных звеньев функциональной системы. 2. Патология одной мозговой зоны может привести к нарушению ряда психических функций, когда одна зона является ОБЩИМ ЗВЕНОМ для разных функциональных систем.
-
Первый шаг в нейропсихологическом обследовании - выявление СИМПТОМА нарушения психических функций Существует 2 –е трактовки понятия НП синдром: синдром - набор симптомов, нарушения конкретной психической функции при поражении определенного участка мозга. Например, при синдроме кинетической апраксии мы рассматриваем набор симптом, свойственных этой форме нарушений движений и это нарушение движения при поражении премоторной области мозга будет связано с нарушением переключения с одного движения на другое, с нарушением, связанным с выполнением последовательности движения, т.е. мы разбираем НАБОР СИМПТОМОВ, который возникает при конкретном поражении зоны мозга для определенной психической функции.
-
более четкое употребление понятия - синдрома как симптома-комплекса закономерного сочетания симптома, где симптомами выступают нарушения разных психических функций при поражении конкретного участка мозга. Например, при поражении зоны ТРО мы можем говорить, что в этой ситуации нарушаются разные психические функции: зрительное восприятие (т.е. функция восприятия), движение, мышление и т.д., т.е. можно рассмотреть целый набор симптомов нарушения разных психических функций.
-
синдромный анализ состоит из определенной последовательности шагов, или принципов : 1. Принцип КАЧЕСТВЕННОЙ квалификации симптомов нарушений психических функций. предполагает выяснение характера наблюдаемых расстройств, т. е. определение причины, в силу которой нейропсихологический фактор проявляется нарушениями определенных психических функций или симптомами.
-
Рассмотрим пример. Мы предъявляем больному тест на счетные операции «100-7». Больной выполняет этот тест. С количественной точки зрения мы видим, что одним больным сделано 2 ошибки и другим сделано 2 ошибки. Но в первом случае проявляется симптом инертного стереотипа, когда больной инертно выполняет одну и ту же операцию. В другом случае имеет место пространственные нарушения. То есть, мозговые поражение находятся в разных отделах мозга. И только после качественной оценки можно проводить количественную оценку и ставить балл больному.
-
2. Сопоставление ВСЕХ симптомов, которые наблюдались при поражении ОДНОГО УЧАСТКА мозга. выявляем функции, которые оказались нарушенными, т.е. выявление негативных симптомов. Также нужно определить сохранные психические функции. Сопоставление нарушенных и сохранных психических функций является необходимым: при поражении одного участка мозга одни функции будут нарушаться, а другие функции не нарушаются. Такая диссоциация между сохранными и нарушенными функциями носит название принципа двойной диссоциации функции.
-
Например, при поражении височной области левого полушария нарушается : слухоречевое восприятие, память, речь, счет и т.д. Нет нарушений тактильного и зрительного восприятия, движения, долговременной памяти. То есть, мы видим диссоциацию между нарушенными и сохранными функциями. Поражение зоны ТРО приводит в нарушению ПРОСТРАНСТВЕННОГО типа в различных психических функциях. Но другие звенья, не связанные с пространственным СОХРАННЫ. Таким образом, в пределах одной психической функции наряду с нарушенными звеньями имеются сохранные. Сравнение сохранных и нарушенных функций позволяет понять структуру психической функции и выделить факторы, которые являются общимидля одних процессов и не входят в другие процессы.
-
3. Выявление нейропсихологического фактора. Выделение общего, лежащего в основе наблюдаемых симптомов. В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно в соответствии с причиной, которая вызвала эти симптомы. Эта общая причина и есть нейропсихологический фактор, системообразующий момент для начала синдрома. все симптомы, которые мы наблюдаем при поражении участка мозга вызваны этим поражением, при этом нарушены физиологические условия и механизмы работы этого участка мозга. понятие фактор соотносит видимое нами нарушение с физиологической причиной.
-
4. Принцип выделения первичного, вторичного, третичного следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, связанные с нарушением звена психической функции, прямо соотносящегося с работой данного участка мозга. Но если нарушена работа одного звена, то нарушается работа и всей функциональной системы, т.е. возникает системное расстройство. Нарушение работы целой системы приводит к функциональным перестройкам, к попыткам мозга компенсировать работу нарушенного звена за счет других сохранных звеньев.
-
Пример. Левая височная область - вторичная гностическая зона, ее нарушение приводит к нарушению различения фонем, с расстройством речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия. Когда больной говорит, он слышит неправильно, и понимая, что он не может сказать так как он хочет, он пытается сократить плавное речевое высказывание до слогов и отдельных эмоциональных восклицаний - это компенсаторная перестройка ( третичное следствие).
-
Т.о. основным понятием синдромного анализа является понятие нейропсихологического фактора.
-
Основные синдромы нарушения психических функций, возникающие при локальных мозговых поражениях.
-
Затылочная область. При поражении ЯДЕРНЫХ И КОРКОВЫХ зон возникают сенсорные нарушения ОДНОЙ модальности. Вторичные гностические зоны - зрительные агнозии. Они распределены между левой и правой затылочной областью. Фактор - невозможность синтеза отдельных зрительных характеристик в целостный перцептивный образ: модальный специфический зрительный фактор нарушения синтеза.
-
При ПОРАЖЕНИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ нарушается СИНТЕЗ зрительных характеристик, которые предъявляются только в зрительной сфере и не требуют вербализации, при поражении ЛЕВОГО нарушения выявляются при необходимости вовлечения в зрительное процессы ВЕРБАЛИЗАЦИИ.
-
1) Синдром поражения теменно-затылочных отделов: фактор модально-специфический - зрительный. Оптико-пространственный анализ и синтез. Характерны: зрительные агнозии; нарушение зрительной памяти - сужение объема, повышенное внимание интерференции. (Интерференция (от лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект). нарушение зрительного внимания (нарушение правого полушария - левостороннее игнорирование в зрительной информации) в интеллектуальной сфере - конструктивный интеллект, те интеллектуальные операции, где требуется анализ пространственных отношений. двигательная сфера - пространственная апраксия. Нарушение двигательного акта, связанного с пространством.
-
Теменные синдромы. Подразделяются на верхнетеменные и нижнетеменные. Модальноспецифический фактор - кожнокинестетический. Все, что связано с тактильным, симультанным синтезом. Наблюдаются : мнестические нарушения - тактильной памяти. Тактильное невнимание. Игнорирование какой-либо стороны в плане кожно-кинестетического восприятия.
-
Верхнетеменной синдром связан с проприоцепцией и симультанным синтезом. При нарушении в данной области возникает соматоагнозия. Человек не может сориентироваться в положении частей своего тела. Соматопарагнозия - соматический обман (например: кажется, что руки до пола...). Нижнетеменной синдром - связан с отдельными участками тела: артикуляционный аппарат и верхние конечности. тактильная агнозия, кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо). Нарушение артикуляции в виде афферентной моторной афазии. Оральная апраксия (входит в состав афферентной моторной) - нарушение движения рта.
-
Синдром поражения зоны TPO. нарушение фактора: симультанный и пространственный анализ и синтез. Страдает Целостность и пространство. Характерные симптомы : нарушение ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв. семантическая афазия. страдает интеллект - первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа. нарушение наглядно-образного мышления. Больной не может прочесть карту, схему.
-
Зона ТПО:Пространственный фактор. Нарушение психических процессов в сфере их пространственной ориентировки + Зрительные агнозии. Пространственная зрительная агнозия. К ней присоединяется апраксии - нарушения движений, которые связаны с пространственной ориентировкой. При поражении зоны ТРО также возникает семантическая афазия - нарушается понимание логико-грамматических конструкций, т.е. в основе опять лежит пространственный фактор.
-
Нарушается мышление - больной не понимает логико-грамматических конструкций и он не в состоянии понять условие задачи. (На одной полке в 2 раза больше книг, чем на другой). нарушаются чтение и письмо , т.к. нарушается функция пространственной ориентации. Одна главная причина - нарушение пространственного компонента процесса, приводит к целому ряду симптомов, которые закономерно складываются в синдром.
-
Постцентральные отделы теменной области. Ведущий кинестетический фактор, т.е. фактор, связанный с получением информации относительно частей тела и состояния. Движение нарушено с кинестетическойточки зрения. Симптом – «рука-лопата», когда больной не дифференцирует движения, которые нужно выполнять, он не чувствует положение и состояние своей руки.
-
Нарушение речи - у больного нет осознания положения и движения мускулатуры артикуляторного аппарата. Письмо нарушено, т.к. оно требует кинестетических схем (обратной связи с осознанием пространственного положения руки). Однако, написание устоявшихся стереотипов возможно. Причина снова одна - нарушение кинестетической схемы тех процессов, которые включают в себя моторные компоненты.
-
Лобные отделы ПРЕМОТОРНЫЕ СИНДРОМЫ - прецентральная извилина - двигательная система. Нарушение модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений. 2 синдрома: верхний, нижний. При поражении ВЕРХНИХ ПРЕМОТОРНЫХ ОТДЕЛОВ возникает кинетическая апраксия (переключение от одного движения к другому). Двигательное невнимание. Интеллектуальные нарушения в виде динамический нарушений. Трудности переключения. Инертность. Снижение подвижности психических процессов. НИЖНИЕ ПРЕМОТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ. Кинетическая апраксия наблюдается реже. Зона Брока и нарушение речи в виде моторной эфферентной афазии (афазия Брока). Может наблюдаться в ряде случаев - динамическая афазия.
-
Синдром поражения префронтальных отделов - лобные синдромы. Целеполагание, программирование. Нарушение общего поведения и личности больного. Поведение становится спонтанно-импульсивным. Очень много штампов: одинаковая реакция на что-либо. Изменение мотивации: нарушение произвольной мотивации и деятельности в целом (демотивирован). Нарушение эмоциональной сферы: эйфория, депрессия. Нарушение движения - регуляторная апраксия. Возникают системные персеверации. Динамическая афазия. Адинамия познавательной деятельности. Характерна инертность, ригидность. Нарушение мнестической деятельности (память), псевдоамнезия.
-
Премоторная область Кинетический фактор. Снова нарушение целого ряда процессов, которые включают в себя моторный компонент. Движение нарушено с точки зрения возможности выполнения кинетической мелодии, инертных стереотипов, персевераций. Нарушение речи – моторная афазия. Нарушение письма (мишкины шишки). Физиологический механизм этого нарушения - нарушение координации в работе отдельных МЫШЕЧНЫХ ГРУПП.
-
Височные синдромы модально-специфические факторы. Слуховое восприятие, слухоречевая память. Анализ слуховой информации. Выделяют 2 височных синдрома: синдром - поражение зоны Т1 - зона Вернике - сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха (сенсорная афазия - распад чтения, письма, отчуждение смысла слов). синдром - поражение зоны Т2 - средний и нижний висок . Нарушение слухоречевой ПАМЯТИ. При его поражении возникает аккустико-мнестическая афазия. Нарушение письма, нарушение понимания длинных текстов, Нарушение понимания устного счета.
-
синдром поражения ПРАВОГО виска. Фактор - слуховое восприятие. Все, что связано со слуховым анализом, и в восприятии и в памяти будет нарушено. Слуховая агнозия; аритмия, амузия; нарушение интонационного аспекта речи; Нарушение слухового внимания.
-
Медиальные отделы Лобные и височные отделы мозга. Нарушение эмоций, памяти и т.д. Таким образом, разные зоны мозга - разные факторы, и разные наборы симптомов, объединяемые в специфические синдромы, характерные для конкретных участков мозга.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.