Содержание
-
Кризис 3х лет.
-
Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни малыша.
-
Как это бывает?
-
Первые признаки кризиса 3х лет
появление негативизма и повышенной тяги к самостоятельности.
-
Симптомы кризиса:
негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
-
Поведение ребенка трех лет часто сопровождается словами: «Я сам».
Феномен «Я сам» означает не только внешнюю самостоятельность, самостоятельность в поведении, но и психологическое отделение ребенка от взрослого.
-
Л.С.Выготский и Э. Келлер описывают 7 характеристик этого кризиса:
-
Негативизм.
Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот иногда даже в ущерб своему желанию. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультиков, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т.к. сам не понимает, что происходит).
-
Упрямство.
Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно.
-
Строптивость.
Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. На все предложения окружающих ответ: "Да-ну".
-
Своеволие.
Желание всё делать самостоятельно, часто неадекватное возможностям. Например завязывать шнурки или пойти самостоятельно домой и т.д.
-
Протест-бунт.
Это когда конфликты с взрослыми становятся постоянными.
-
Деспотизм.
Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании всем прихотям окружающими.
-
Ревность.
В ситуации нескольких детей в семье. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые по-мнению ребёнка не имеют никаких прав в семье.
-
Обесценивание.
Характеристика присущая всем переходным периодам. Обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.д.
-
Даже очень послушный ребенок часто проходит через такой кризис. С двух лет у детей начинает проявляться потребность в самоутверждении. Им хочется иметь свое мнение, даже если оно неверное, они ждут уважения своих интересов.
-
Что делать родителям?
-
1.Если родители проявляют доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребенка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса, проявляют терпение и понимание, то ребенок достаточно быстро овладевает своим новым «я» и идет по пути дальнейшего развития своих возможностей и способностей. 2. Чрезмерно возбудимые дети в этот сложный период могут давать пугающую родителей картину эмоциональной бури с громким плачем, падениями на пол, а иногда и «закатываниями» вплоть до остановки дыхания.
-
3. нужно понять, что конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. 4. не стоит требовать всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим, вы же не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека? 5.Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
-
6. все разумные требования ребенка, его попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие однозначно пресечено.7. Больше всего дети в кризисный период упрямства нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых. 8. Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение.
-
9.При любом уровне успехов малыша нужно доброжелательно относиться к его действиям в целом, тактично указывая на промахи и недостатки, но его самого оценивая позитивно. 10. Поддержите и подбодрите ребенка, у которого что-то не выходит.
-
Как добиться необходимых действий
-
Идите на мелкие уступки:
Ребенок отказывается одеваться, чтобы идти гулять. Спросите: „Хорошо, чем ты хочешь заняться?" — „Я хочу рисовать". — „Давай ты нарисуешь одну картинку, и мы пойдем гулять, договорились?" - „Нет, две картинки". — „Хорошо".
-
Объясняйте:
Ребенок отказывается закапать в нос лекарство. Скажите: „Могу и не капать, но я тебя очень люблю и хочу, чтобы ты был здоровым. Если вовремя не полечиться, то носик может заболеть еще больше, и тогда придется ходить к врачу. Намного приятнее, чтобы я сама тебя лечила".
-
Предоставьте выбор:
Ребенок не хочет надевать ботинки? Спросите: „А какие ботинки ты хочешь надеть, эти или вон те?"
-
Дайте отсрочку:
Кроха отказывается чистить зубы. „А когда ты захочешь?" „Через пять минут". — „Хорошо, но через пять минут обязательно".
-
Отвлеките:
Малыш не хочет одеваться. Засмейтесь: „А чьи это голые пятки, сейчас цапну, ну-ка, поскорее прячь свои ножки".
-
Спросите совета
Ребенок регулярно скандалит на улице? Скажите: „Мне это не нравится, я потом долго расстраиваюсь, и мне не хочется ни играть, ни читать. Как думаешь, как нам это прекратить?"
-
Установите правила
Малыш дерется на детской площадке. „Давай с тобой договоримся: если ты кого-то толкнешь или ударишь, мы сразу же прекращаем прогулку и идем домой".
-
Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением, но то, насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.