Содержание
-
Культура Древнего Египта(V-IV тыс. до н. э. – 332 г. до н. э.)
-
-
-
Происхождение великой державы
О происхождении древних египтян ученые спорят до сих пор. Первая версия: их считают выходцами из Азии. Об этом свидетельствует язык, особенности характера. Вторая версия: они родственники негритянских народов. Археологи полагают, что они покинули Сахару, земли которой тысячелетия назад были цветущим оазисом, а затем превратились в пустыню. Египет стал первым государством на Земле, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу.
-
Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Религия требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Фараон признавался сыном бога во плоти.
-
Религия (политеизм)
Религия: сложный симбиоз верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству богов. Некоторые исследователи полагают, что египтяне почитали сотни и тысячи богов. Жрецы разных городов поклонялись своим богам. Боги Осирис (царь Египта, затем царь мертвых), Сет (бог пустыни и суховея, Гор (царь Египта, наместник Бога на земле). Миф об Осирисе, Сете и Горе занимал важное место в религии египтян.
-
Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, навозным жукам – скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.
-
БОГ АНУБИС В ОБРАЗЕ ШАКАЛА
-
Скарабей (навозный жук) – священное животное древних египтян
-
Египетское многобожие не способствовало централизации государства, усилению власти. Фараон АменхотепIV (Эхнатон) (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы, чтобы установления единобожия, сломить могущество старого жречества и знати. Эхнатон отменил культы всех богов, их храмы закрыл, храмовое имущество конфисковал. Реформы вызвали сопротивление египетских жрецов и оказались недолговечными. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.
-
Заупокойный культ
Важнейшая черта религии и культуры Древнего Египта - протест против смерти. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа. Он сыграл большую роль в не только в религиозной и культурной, по и в политической, экономической и военной сферах. Несогласия египтян со смертью породило вероучение, по которому смерть не означает конца, умершего может ждать воскрешение.
-
Душа – Ка – будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия. Основное: сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий, строительстваспециальной усыпальницы – пирамиды. Египтяне верили, что через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.
-
Строительство пирамид – непроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и жертв со стороны населения. Пирамид в Египте около сотни – больших, маленьких, ступенчатых и с гладкими боками. Они расположены неподалеку от столицы Древнего царства - Мемфисе. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, в Гизе. Здесь стоят три великие пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина. Отдельные блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.
-
Первое из чудес света
Пирамида Хеопса - самое большое каменное сооружение в мире: высота - 146,6 м., что равно 50-ти этажному дому. Только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду строили более 20 лет сотни тысяч людей.
-
Строительство пирамиды
Для подъема каменных блоков вокруг пирамиды строили наклонную плоскость, постепенно наращивая ее по мере роста самой пирамиды. По наклонной плоскости волоком втаскивали наверх каменные блоки. Об этом способе свидетельствуют насыпи, сохранившиеся около недостроенных пирамид.
-
Древнеегипетская мумия
-
Гробница Тутанхамон, оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас неразграбленным. Тутанхамон умер 18-ти лет от роду. Он стал одним из самых известных владык Древнего Египта. Золотая маска Тутанхамона. Изготовлена из золотой пластины, украшена полудрагоценными камнями и стеклом. Фивы (14 в. до н.э.)
-
Перед храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. – он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм.
-
Сфинкс высечен из цельной скалы: длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм.
-
Шедевр древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. - рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.
-
Трон фараона Тутанхамона
-
Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (красавица грядет) – одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.
-
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
-
Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца с драгоценными камнями.
-
Скульптура Древнего Египта Стремление древних египтян сохранить материальную оболочку умершего привело к появлению его двойника - скульптурного портрета, куда могла бы вернуться душа. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую облик. Статуи должны были передать индивидуальные особенности умерших.
-
Статуя царского сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара. Середина 3 тыс. до н.э.
Скульптурный портрет семьи карлика Сенеба.
-
Для изобразительного и монументального искусства Древнего Египта характерно плоскостное изображение фигур. Тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, цветом, волосы у всех были черные, одежды – белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя
-
На рисунках изображали сцены из военных походов, охоту, праздники, природу Охота в нильских зарослях. Ок. 1400 г. до н.э.
-
Пахота, сев, жатва и молотьба пшеницы. Настенная роспись из гробницы. Виноделие. Фреска из погребения писца Нахта. Фивы. 2 тыс. до н.э. Лувр. Париж.
-
Возникновение египетской письменности относят кIIIтысячелетию до нашей эры. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи, но и простые люди.
-
Ученые не могли расшифровать иероглифы до тех пор, пока не был найден Розеттский камень. Каждый иероглиф означал слово или действие
-
-
Благодаря находке Розеттского камня в 1822 году стало возможным чтение египетских иероглифов. На камне выбиты три идентичных по смыслу текста: два на египетском языке, иероглифы, и один на древнегреческом. Заслуга расшифровки иероглифов принадлежит французскому востоковеду, основателю египтологии Шампольону.
-
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТСКИЙ АЛФАВИТ
-
Наиболее древние египетские тексты – молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы относятся ко II тыс. до н. э. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.
-
Выбитые на камне иероглифы
-
Текст с иллюстрациями на папирусе
-
Водяные часы, изобретенные в Древнем Египте
-
Солнечные часы Древнего Египта
-
Жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела во время мумификации трупов. Достижением можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Была развита специализация врачей: различались врачи «утробные», глазные, зубные. При раскопках гробниц найдены разнообразные хирургические инструменты. Медицинские сведения обобщали в лечебниках.
-
Папирус с медицинскими рецептами
-
-
-
Три музыкантши. Роспись гробницы. Фивы.
-
Александрия – культурный центр Древнего Египта
Эллинистический Египет
-
Эллинистический Египет
Александрийский маяк
-
Развалины Александрийского маяка
Эллинистический Египет
-
Завоевание Египта арабами (639-641 гг.), которые в VII в. н. э. принесли в страну ислам.
-
Литература: Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.