Содержание
-
Искусство Древнего Египта
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
- знать теоретические основы искусства, основные этапы первобытного искусства и умение устанавливать степень влияния тем, мотивов искусства с культурно-исторической эпохой стран Западной Европы,
- уметь различать и идентифицировать жанровую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
- владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
-
План лекции "Искусство Древнего Египта"
- Периодизация древнеегипетского искусства.
- Художественный стиль и важнейшие особенности египетского искусства.
- Искусства Древнего и Среднего царства.
- Архитектура геометрических форм.
- Египетский портрет и скульптура.
- Художественная культура Нового царства.
-
Ключевые понятия
- Канон
- Мастаба
- Амон-Ра
- Анубис
- Атон
-
Древний Восток
- «Древним Востоком» называют обычно Египет и страны, расположенные в долине Евфрата и Тигра.
- Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет и Двуречье, входя в состав римской провинции (Восток) по отношению к Риму были действительно Востоком.
-
- Расширение понятия «Древний Восток» в связи с исследованиями 19-20 веков.
- В понятие «Древний Восток» входят: Египет, страны Двуречья, Палестина, Сиро-Финикия, Северная Сирия с северным Двуречьем, центральное плоскогорье Малой Азии (страна Хеттов), страна Урарту, Древнее Закавказье, Иранское плоскогорье с Эламом, области по реке Инду и его притокам, а в последнее время, стало возможным также включить область древнего Хорезма (Средняя Азия), Китай.
-
Историко-культурные особенности Древнего Египта
- Древний Египет – один из самых древних и высокоразвитых очагов человеческой культуры, возникшей в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил.
- В 4-м тыс. до н.э. формируются все основные признаки цивилизации: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство. Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения.
-
Искусство Древнего Востока
- Историко-культурные особенности Древнего Востока
- Периодизация истории культуры Древнего Египта
- Искусство Древнего, Среднего, Нового царства.
- Египетский канон искусства
-
Искусство Древнего Царства (3000-2400 гг. до н.э.)
Сформировался геометрический стиль древнеегипетского искусства, были выработаны изобразительные каноны.
-
Искусство Среднего Царства (2160-1785 гг. до н.э.)
Снижается пафос монументальности, появляются новые трактовки сюжетов, композиции. Канон превращается в схему.
-
Искусство Нового Царства (1580-1085 гг. до н.э.)
Индивидуализация образов в скульптурных портретах, рефлексия, гедонизм в росписях и пластике.
-
Характер древнеегипетской культуры
Идея вечной жизни:
- Основная проблема древнеегипетского искусства
- Культ умерших
- Символика в искусстве
Религия:
- Основа политической, культурной и духовной жизни древних египтян.
-
Характерные черты искусства Древнего Египта
- Cвязь с загробным культом, геометризация форм, монументальность, каноничность, символизм.
- Функция искусства – продолжение жизни после смерти.
- Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры.
- Проявляется в ее глубочайшей символичности.
- Основные символы – сфинкс; фараоны; боги Ра, Осирис, анкх; пирамиды.
-
Периодизация история культуры Древнего Египта
- Додинастический (5000-4000 лет до н.э.)
- Древнее (Раннее) царство (ок.3000-2300 лет до н.э.)
- первый распад Египта (ок.2300-2050 лет до н.э.)
- Среднее царство (ок.2050-1700 лет до н.э)
- второй распад Египта (ок.1700-1580 лет до н.э.)
- Новое царство (ок.1580-1070 лет до н.э.)
- Поздний период (ок.1070-332 лет до н.э.)
-
Древнее царство
- 3000 г. до н.э. – фараон I династии Нармер объединил в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.
- Стела фараона Нармера, которого некоторые исследователи отождествляют с мифическим Менесом, - небольшая вертикальная плита высотой шестьдесят четыре сантиметра.
-
Стела фараона Нармера. Около 3000 г. до н.э. Египетский музей, Каир.
-
Зодчий Хесира
-
Древнее царство.3-го тыс.до н.э. Фрагмент
-
Гуси.Фрагмент росписи в Медуме
Первая половина 3-го тыс. до н.э.
-
Статуя царевича Рахотепа
Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина III тысячелетия до н.э.
-
Статуя вельможи
Каапера из гробницы Каапера в Саккаре. Середина III тысячелетия до н.э.
-
Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. Середина IIIтысячелетия до н.э.
-
Статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе. XXVII в. до н.э.
- Египетский музей, Каир
- Статуя фараона Мекирина.
-
Голова фараона Дидуфри период Древнего царства
Изображая фараонов, египетские художники следовали четко утвержденным канонам: величественный вид, идеально молодое и красивое лицо, застывшая улыбка. ок. 2620-2500 гг. до н.э., кварцит, 26,5 см (высота). Лувр, Париж
-
Архитектурные направления
Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связана с заупокойным культом.
-
Пирамиды фараонов
-
Погребальный комплекс Джосера
- Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней.
- Около 2680 года до н.э. Саккара
- Его территория составляет 540x278 метров.
-
Сфинкс фараона Хефрена
-
- Первая половина 3 тыс. до н.э.
- Сфинкс фараона Хефрена - гигантский лев с человеческим лицом (лицом самого Хефрена), высечен из скалы и достигает высоты 21 метр, а длины – около 73 метров.
-
Стела Хенену. 21 в. до н.э.
-
Стела Хенену
Над ними напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении.
-
Сфинкс Аменемхета III19 в. до н.э.
- В период Среднего царства нарастают реалистические тенденции, зародившиеся в ряде местных центров.
- Суровой властностью проникнут созданный в этом стиле Сфинкс фараона Амененхета III в Танисе.
-
Статуя Аменемхета III
- Среднее царство, XII династия, время правления фараона Аменемхета III, первая четверть второго тысячелетия до н.э.Серый гранит, высота 29 см.
- Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета.
-
Храм Амона в Карнаке
-
Карнак. Колоннада гипостильного зала храма Амона
-
Карнакский и Луксорские храмы
-
Аллея сфинксов
-
Колоннада гипостильного зала
-
Обелиски Карнака
-
Долина царей
-
Фрагмент статуи Аменхотепа IV
- В царствование этого фараона-реформатора были произведены значительные изменения в жизни Египта.
- Эхнатон отменил всех богов, которым египтяне поклонялись несколько тысяч лет, конфисковал имущество храмов и ввел единобожие - поклонение богу-солнцу Атону. Появились новые веяния в искусстве: видимо, Эхнатон требовал от художников реализма, передачи индивидуальных черт без прикрас, в том числе и в собственном облике.
-
Царица Нефертити
Ок. 1360 до н.э. Известняк, высота 50 см. Государственные музеи, Берлин.
-
- Тутмес, древнеегипетский скульптор XIV в. до н.э. являлся придворным скульптором фараона Аменхотепа IV - Эхнатона. Его мастерская находилась в столице Египта того времени - Ахетатоне (ныне - Амарна), куда перенес ее "солнечный фараон". Среди многочисленных портретов членов семьи фараона знаменитый портрет жены фараона - царицы Нефертити в высоком уборе.
- Как бы из глубины веков смотрит на нас с горделивым выражением прекрасное тонкое лицо своенравной царицы, ставшее символом высокой культуры Древнего Египта. Скульптору в совершенстве удалось передать трепетную одухотворенность этого вечно молодого лица, ее сложный духовный мир, укрытый официальной маской любезности.
-
Плакальщики
- Рельеф с плакальщиками – создан 14 в. до н.э. в эпоху 19-й династии в Мемфисе.
- «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов.
-
- Маска фараона Тутанхамона. Золото. ХVIII династия, ХІV в. до н.э.
- Трон Тутанхамона. Из гробницы Тутанхамона. Каирский музей. Дерево, золото, серебро, стекло.
-
Саркофаг Тутанхамона (14 в. до н.э.)
- Этот юный царь умер в возрасте восемнадцати лет и не совершил ничего выдающегося. Гораздо более выдающимся событием было открытие его гробницы, сделанное в 1922 году археологом Говардом Картером.
- Гробница Тутанхамона – одна из очень немногих гробниц, случайно уцелевших от грабежей.
-
- Рельеф с крышки ларца, найденного в гробнице Тутанхамона
- Середина 14 в. до н.э.
- Рельеф на крышке ларца изображает сцену в саду: Анхесамон, жена фараона Тутанхамона, с улыбкой протягивает супругу букет цветов. И Тутанхамон, и его жена, которая, возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, - да так оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать.
-
Голова колосса Рамзеса ІІ и обелиск перед пилоном храма Амона в Луксоре
- ХIХ династия, ХIII в. до н.э.
- Смотри: даю тебе советы. Почувствуй их своим сердцем. Живи ими в своем сердце...Действуя так,ты преобразишься в истинного человека, и любое зло будет тебя сторониться. (Папирус Ани)
-
Колосс Рамзеса II в первом дворе храма Амона в Луксоре
- Песчаник. XIX династия, XIII в. до н.э.
- Не причиняй страданий.Пусть пройдет время твоей жизнив твоей добродетели.Твори истину,и ты будешь жить долго на земле. («Поучение гераклеопольского царя сыну своему Мерикара», III тыс. до н.э.)
-
Панорама двора и пилон храма богини Изиды на острове Филе
Эпоха Птолемеев, I в. до н.э.
-
Вопросы для самопроверки
- Вспомните имена и функции египетских богов, опишите их внешний облик.
- Опишите гробницу египетской знати.
- Расскажите об архитектурном ансамбле некрополей Древнего царства.
- В чем состоит канон изображения фигуры на плоскости в египетском искусстве?
- Архитектурные особенности и внутренний декор многоколонных храмов Среднего царства.
- Основные архитектурные типы храмов Нового царства.
- В чем сущность религиозной реформы Аменхотепа IV и ее проявления в искусстве?
-
Рекомендуемая литература
- Древние цивилизации/ Под общ. Ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1997.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1997.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1958.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.