Презентация на тему "Курс «Экономика отраслевых рынков»"

Презентация: Курс «Экономика отраслевых рынков»
1 из 84
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Курс «Экономика отраслевых рынков»", состоящую из 84 слайдов. Размер файла 3.19 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    84
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Курс «Экономика отраслевых рынков»
    Слайд 1

    Курс «Экономика отраслевых рынков»

    к.э.н., доцент кафедры экономической теории ЮФУ Филоненко Юлия Вячеславовна д.э.н., профессор кафедры экономической теории ЮФУ Вольчик Вячеслав Витальевич

  • Слайд 2

    Вспомним! Основные проблемы теории отраслевых рынков – классификация Ричарда Шмалензи

    1. Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированных продуктов? Где пролегают его границы? 2. Какие факторы определяют размер фирм, или почему отдается предпочтение внутрифирменной координации, в одних случаях, и рыночной – в других? 3. Какой элемент рыночной структуры является ключевым? 4. Действительно ли фирмы максимизируют прибыль или они преследуют иные цели? 2 Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 1 Основные проблемы теории отраслевых рынков Richard L. Schmalensee

  • Слайд 3

    Основные проблемы теории отраслевых рынков – классификация Ричарда Шмалензи

    5. Каков характер практического ценообразования фирм с рыночной властью и каковы его последствия для благосостояния? 6. Способны ли уже существующие фирмы предотвратить вход в отрасль новичков или вытеснить часть имеющихся фирм? 7. Какие факторы облегчают или затрудняют сговор и иные формы координации? 8. Насколько значительно отклонение от конкурентного идеала рынков с рыночной властью? 3 Экономика отраслевых рынков Лекция 1 Основные проблемы теории отраслевых рынков Richard L. Schmalensee Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 4

    Основные проблемы теории отраслевых рынков

    4. Действительно ли фирмы максимизируют прибыль или они преследуют иные цели? 4 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 1 Основные проблемы теории отраслевых рынков Филоненко Ю.В. Основные проблемы теории отраслевых рынков – классификация Ричарда Шмалензи Richard L. Schmalensee вопрос этой лекции:

  • Слайд 5

    Экономика отраслевых рынков Южный федеральный университет Вольчик В.В. Альтернативные теории фирмы Экономический факультет Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 6

    Альтернативные теории фирмы

    Вопросы: 1. Фирма в неоклассической теории 2. Контрактная теория фирмы 3. Теория принципала-агента 4. Альтернативные цели фирм 5. Модель самоуправляющегося предприятия 6. Организация и обработка информации 6 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 7

    Фирма - это

    7 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы 1 Коммерческая организация, юридическое лицо 2 Обособленный агент рынка, выполняющий функцию перераспределения ресурсов 3 Институт альтернативного распределения ресурсов Филоненко Ю.В.

  • Слайд 8

    Альтернативные теории фирмы

    ТРИ КОНЦЕПЦИИ ФИРМЫ: 8 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы 1 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ 2 КОНТРАКТНАЯ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ) 3 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ Филоненко Ю.В.

  • Слайд 9

    Неоклассический вариант теории фирмы исходит из её существования как из готовой предпосылки. Это хозяйствующий субъект, приобретающий ресурсы на рынке, и трансформирующий их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке. 9 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы 1 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 10

    Допущения неоклассической теории фирмы

    В основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли, лежат несколько допущений: 1.Под прибылью понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки (opportunity cost) и налоги. Прибыль поддается измерению. 10 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 11

    2. Фирма действует как принимающая решения неделимая единица, поведение которой сходно с поведением индивидуального предпринимателя. 3.Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решения содержит только одну переменную - прибыль. 11 Филоненко Ю.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 12

    4. Все действия фирмы как экономического субъекта являются рациональными. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей. 5. Фирме доступна полная и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и факторов производства. 6. Деятельность фирмы контролируется собственником. 12 ФилоненкоЮ.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 13

    Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

    из прошлого и на будущее: Различать различные рыночные структуры и различные периоды 13 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В. Краткосрочный (или короткий) (snort-run) период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными.К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).

  • Слайд 14

    из прошлого и на будущее: Различать различные рыночные структуры и различные периоды Долгосрочный (длительный) (long-run)период — это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период — это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Разграничение трех периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и других типов рыночных структур 14 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 15

    цена на рынке совершенной конкуренции является величиной экзогенной. Она формируется при пересечении отраслевой кривой спроса и отраслевой кривой предложения функция отраслевого предложения (краткосрочный период) в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли. поэтому фирма может лишь варьировать свои издержки и относительно их выбирать тот объем производства, который выгоден фирме. 15 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 16

    Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренциив долгосрочном периоде

    В долгосрочном периоде кривая предложения фирмы горизонтальная линия, т.е. предложение абсолютно эластично. В долгосрочном периоде в отрасли останутся лишь те фирмы, у которых издержки соответствуют равенству: P=AC=MC=LAC=LMC 16 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 17

    Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства, когда все ресурсы переменны, и может быть организовано производство любых размеров. Каждая точка кривой долгосрочных издержек характеризуется наименьшими достижимыми издержками на единицу продукции при данном объеме производства, когда фирма имеет время изменить все ресурсы. 17 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 18

    Форма кривой долгосрочных издержек показывает, что до определенного объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после – убывающая: или: 18 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 19

    Форма кривой долгосрочных издержек показывает, что до определенного объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после – убывающая: или: 19 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 20

    Форма кривой долгосрочных издержек показывает, что до определенного объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после – убывающая: 20 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 21

    Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

    Рост средних издержек при увеличении масштабов выпуска определяет технологическую границу фирмы (рассмотрим далее..) Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, а также пределы горизонтального и вертикального роста фирмы. Все фирмы делятся на однопродуктовые и многопродуктовые(рассмотрим далее..), поэтому горизонтальная граница роста понимается как предел выпуска одного продукта или предел диверсификации производства. 21 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 22

    Альтернативные теории фирмы

    2. Контрактная теория фирмы 22 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 23

    Контрактная теория фирмы

    Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения выражаются договорами – контрактами 23 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. явные неявные рынок фирма

  • Слайд 24

    типы затрат на обеспечение выполнения контрактов 24 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы трансакционные организационные трансформационные Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 25

    25 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 26

    Трансакционные издержки

    Трансакционные издержки(англ. transaction, от лат. transactio — совершение, договор) – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционнымииздержками являются затраты на совершение деловых операций, включающие в себя денежную оценку времени на поиск делового партнёра, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. 26 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 27

    Организационные издержки

    Организационные издержки (контроля) – это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов. 27 Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 28

    Размер фирмы

    Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, её минимальный размер. 28 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. И издержками контроля, которые задают верхнюю границу, её максимальный размер.

  • Слайд 29

    U- и M-формы организаций

    29 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы унитарная многопродуктовая Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 30

    U-форма

    U-форма(от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги, и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе. 30 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 31

    31 Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы U-форма Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 32

    М-форма

    М-форма (от английского multiproduct) – характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую широкую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется высокими организационными издержками. 32 Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 33

    33 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 34

    34 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 35

    35 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 36

    36 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 37

    Международная сертификация как способ повышения конкурентоспособности российской экономики

    СМК - система менеджмента качества

  • Слайд 38

    Сертификат соответствия международным стандартам серии ИСО 9000 является лучшей визитной карточкой любого предприятия

  • Слайд 39

    Система менеджмента качества - это такой стиль управления предприятием (организацией), при котором налаживаются и улучшаются все сферы деятельности предприятия:

    Качество предприятия, конкурентоспособность предприятия  Качество управления, управляемость предприятия   Качество процессов Качество продукции / услуг

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Склад металлических заготовок. Беспорядок приводит к повреждению деталей. Несоответствие по п. 7.5.5 стандарта ISO 9001:2008. Внутренний аудитор СМК обнаружил, что прокладочные брусья расположены не на одной вертикали. Это приводило к деформации ДСП.

  • Слайд 42

    Во время внутреннего аудита СМК на складе было обнаружено отклонение от правил хранения электродвигателей. После проведения внутреннего аудита СМК были выполнены корректирующие действия. Хранение улучшилось, потери уменьшились.

  • Слайд 43

    пример качества Архив проектной документации поддерживается в идеальном порядке ЗАО «ПЛИТСПИЧПРОМ», г. Балабаново Калужской области. Так должны храниться подлинники конструкторской документации.

  • Слайд 44

    пример НЕкачества Рабочий стол менеджера.

  • Слайд 45

    Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями IWA 4 и внедрение его в муниципальных образованиях Ростовской области (на основе опыта внедрения СМК в администрации города Шахты, 2006 год) (пилотная территория – г. Батайск) Администрация города Батайска

  • Слайд 46

    Администрация города Батайска Основные проблемы, существующие в органах местного самоуправления Отсутствие подробных регламентов и процедур деятельности по предоставлению государственных услуг Слабое использование новейших технологий управления, современных методов анализа и решения проблем, лучшего зарубежного опыта Отсутствие в большинстве случаев четких и ясных схем взаимодействия государственных служащих различных государственных структур при осуществлении деятельности Отсутствие, либо недостаточность критериев оценки результативности или эффективности для государственных структур и государственных служащих

  • Слайд 47

    Администрация города Батайска Опыт внедрения СМК в администрации города Шахты Положительные результаты внедрения СМК в администрации города Шахты 12 месяцев день 21 Сокращение срока прохождения документов Уменьшение количества контактов с чиновниками 32 Не менее Контактов с различными чиновниками 3 Контакта с одним и тем же специалистом

  • Слайд 48

    Администрация города Батайска Опыт внедрения СМК в администрации города Шахты Администрация г. Шахты Ростовской области – первый орган местного самоуправления в Российской Федерации, где внедрена и сертифицирована система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000

  • Слайд 49

    Альтернативные теории фирмы

    3. Теория принципала-агента 49 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 50

    Теория принципала-агента

    Принципал – собственник фирмы Агент – доверенное лицо(управляющий) А. Берли и Г. Минз «Современная корпорация и частная собственность» - 1933г. 50 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 51

    Теория принципала-агента

    В 1929 году только 11% процентов фирм в США контролировались владельцами капитала. Причины: укрупнение производства, финансирование осуществляется множеством собственников. Отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими. 51 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 52

    Цель собственника – Цели управляющих – Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, которое проявляется в текущем функционировании компании. максимизация прибыли 52 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. спокойное существование; увеличение своей власти, престиж, роскошь и траты наличные интересы; профессиональный интерес

  • Слайд 53

    Асимметрия информации

    Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется благодаря асимметрии информации. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информацией относительно положения дел фирмы. Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) поведения управляющих решается путём контроля за деятельностью менеджеров. 53 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 54

    Способы контроля за деятельностью управляющих

    Деятельность совета директоров. 54 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы 7. Репутация менеджера. 2. Решения общего собрания акционеров. 3. Угроза банкротства фирмы. 4. Угроза слияния или поглощения. 5. Конкуренция на рабочем месте. 6. Денежные поощрения управляющих. Филоненко Ю.В.

  • Слайд 55

    Деятельность совета директоров. 55 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы 7. Репутация менеджера. 2. Решения общего собрания акционеров. 3. Угроза банкротства фирмы. 4. Угроза слияния или поглощения. 5. Конкуренция на рабочем месте. 6. Денежные поощрения управляющих. Филоненко Ю.В.

  • Слайд 56

    вывод институционального (контрактного) подхода

    Внешние трансакционные издержки способствуют росту фирмы, включению в неё все большего числа видов деятельности Издержки во внутренних контрактах ограничивают рост фирмы, создавая стимулы для снижения числа звеньев иерархического управления 56

  • Слайд 57

    Стратегическая концепция фирмы

    Фирма – активный субъект, реализующий на рынке свою СТРАТЕГИЮ 57 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы МАРКЕТИНГОВУЮ ПРОДУКТОВУЮ ЦЕНОВУЮ и т.д. Стратегические факторы: Цена Качеств и объемы выпуска Схема продаж Схема поставок Отношения с персоналом Филоненко Ю.В.

  • Слайд 58

    Стратегии компаний при определенных условиях воздействуют на структуру рынка В том случае, если действующие на рынке продавцы могут повышать издержки входа для новичков В этом случае размер укоренившихся компаний может с ростом рынка расти благодаря стратегии «не допустить новичка» Стратегический подход предполагает, что активная фирма становится активным участником отраслевой, микро- ( а иногда и макро- ) экономической политики государства 58 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В.

  • Слайд 59

    Технологическая концепция фирмы

    59 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В. основной подход для микроэкономического анализа фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства -минимальные издержки фирмы в сопоставлении с величиной отраслевого спроса определяют минимально эффективный размер фирмы. Чем больше минимально эффективный размер фирмы по сравнению с емкостью рынка, тем меньшее число фирм является эффективным с технологической точки зрения для данной отрасли.

  • Слайд 60

    Факторы производства: Труд Капитал Земля Управление (предпринимательская способность)

  • Слайд 61

    61 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Филоненко Ю.В. Динамика издержек (формы кривых издержек) определяют технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы.

  • Слайд 62

    Субаддитивность издержек(суб – это приставка от лат. Sub (под-), означающая подчиненный, второстепенный, переходный)

    Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба - степенью субаддитивности издержек. Если мы имеем дело с многопродуктовой фирмой, то надо принимать во внимание субаддитивность издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм. где совокупные издержки при выпуске нескольких товаров в рамках отдельных производств совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров. 62 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 63

    Субаддитивность издержек

    Субаддитивностьиздержек определяет также вертикальные границы фирмы. фирма может выбирать между покупкой на рынке продуктов последовательных стадий переработки (полуфабрикатов) или производством их внутри фирмы. Фирма будет вертикально интегрирована со звеньями, производящими полуфабрикаты, если издержки их совместного производства меньше, чем при их покупке. q1 и q2 – продукты последовательных стадий переработки. Поэтому уменьшение субаддитивности издержек ограничивает вертикальный рост фирмы. 63 Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 64

    Альтернативные теории фирмы

    4. Альтернативные цели фирм 64 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 65

    Модель максимизации дохода фирмы Уильяма Джека Баумоля (W. Baumol)

    Максимизация продаж или общей выручки Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки т.к. MR(Q1)>MR(Q2) => Q1

  • Слайд 66

    Модель Баумоля

    гипотеза максимизации продаж фирмы не реагировали на изменение ситуации так, как предсказывала ортодоксальная теория. Их целью была максимизация выручки от продаж практически вне зависимости от затрат, которые они при этом несли Но поскольку в конечном счете издержки все-таки имеют большое значение, Баумоль выдвинул гипотезу, согласно которой фирмы стремятся максимизировать объем продаж, если минимальная расчетная прибыль уже получена 66 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 67

    Таким образом, фирмы, действующие на расширяющемся рынке, ведут себя не так, как должны вести себя максимизирующие прибыль. Гипотеза Баумоля произвела на профессиональных экономистов большее впечатление, чем доводы более ранних критиков теории максимизации прибыли. Следствия этой гипотезы максимизации продаж были исследованы другими авторами, и результатом дискуссии стал вывод, что стандартная теория максимизации прибыли не может более оставаться единственным объяснением ценообразования в краткосрочном периоде, ее следует заменить или, по крайней мере, дополнить теорией максимизации продаж. 67 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 68

    68 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 69

    Для менеджеров снижение выручки до объёмов максимизации прибыли невыгодно по следующим причинам: 1. Падение привлекательности фирмы. 2. Потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта. 3. Снижение рыночной власти. 69 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 70

    Модель Оливера Уильямсона

    В подходе О. Уильямсона принимается ограничение прибыли по типу модели В. Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный – действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими. 70 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 71

    Модель Уильямсона

    71 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 72

    Формально функция полезности фирмы по О. Уильямсону содержит: 1. S – избыточные расходы на штат (max - А) – разность между максимальной и реальной прибылью А. 2. М – управленческую слабину (А - R) – разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме. 3. I – дискреционные инвестиционные расходы – величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли min, I= (R - min-T). 72 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы Вольчик В.В., Филоненко Ю.В.

  • Слайд 73

    Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь приведенными обозначениями и Т как общей суммой налогов: где S=(макс - А), M=(А - R), I=(R - min-T) 73 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 74

    В добавление к объёму выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I – определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы. Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль. 74 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 75

    Альтернативные теории фирмы

    5. Модель самоуправляющегося предприятия 75 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 76

    Модель самоуправляющегося предприятия

    Для работников, владеющих фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого. Если работники занимают доминирующее положение внутри фирмы (например, владея контрольным пакетом акций), политика фирмы также будет нацелена на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы. 76 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 77

    Пусть производственная функция выпуска фирмы зависит от двух факторов труда L и капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. 77 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 78

    Доход на одного работника

    Доход одного работника составляет: где Р – цена товара; q – объём выпуска; К – объём использования капитала; r – ставка арендной платы за использование единицы капитала; L – число работников фирмы (объём использования труда). 78 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 79

    Максимизация чистой выручки на одного работника

    Фирма выбирает такой объём использования труда, который максимизирует чистую выручку (выручку за вычетом расходов на капитал), составляющую источник дохода трудового коллектива на одного работника. Графически чистая выручка на одного занятого отражается тангенсом линии, соединяющей точку на кривой общей выручки, с точкой общих расходов на капитал. 79 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 80

    Чистая выручка на одного работника

    80 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы TR  TR=P*Q(L) FC L

  • Слайд 81

    Предложение самоуправляющегося предприятия

    81 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 82

    Повышение цены товара вызовет снижение занятости внутри самоуправляющейся фирмы, а следовательно, снижением объема предложения. Отсюда кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон. 82 Вольчик В.В. Экономика отраслевых рынков Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

  • Слайд 83

    Основные выводы

    Разные теоретические подходы (неоклассический, технологический, контрактный (институциональный), стратегический не только по-разному объясняют размер компании, но и по-разному определяют объект анализа Многообразие концепций фирмы показывает, что они не заменяют, а дополняют друг друга При анализе размеров фирм важны не только «объективные» (технологические) факторы, но и дополнительные издержки, связанные с контрактами (трансакционные издержки) Трансформация фирмы проявляется в росте ее размеров, диверсификации производства, разделении функций собственности и управления, усложнении организации, изменении технологической базы производства Трансформация фирмы влечет за собой появление альтернативных целей различных групп участников фирмы 83 Филоненко Ю.В.

  • Слайд 84

    Экономика отраслевых рынков Спасибо за внимание! 84 Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. Лекция 3 Альтернативные теории фирмы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке