Презентация на тему "Лекция 1"

Презентация: Лекция 1
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Лекция 1". Презентация состоит из 33 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.66 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    33
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лекция 1
    Слайд 1

    Лекция 1

    Современные теоретические проблемы в области научных исследований

  • Слайд 2

    Актуальность

    Актуальность – это степень важности темы, мера востребованности вопроса, проблемы в данный момент и в данной социально-экономической, социокультурной, социально-политической ситуации. Актуальность темы диссертации –определяется наличием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений. Актуальность исследования - констатация фактов, отражение реальности.

  • Слайд 3

    Функциональные характеристики исследования

    восполнение каких-либо пробелов в науке; дальнейшеё развитие проблемы, применительно к современным условиям; суждение в вопросе, по которому нет единства мнений; обобщение накопленного опыта; суммирование и одновременное продвижение вперед знаний по основному вопросу; постановка новых проблем с целью привлечения внимания ученых и практиков. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

  • Слайд 4

    Актуальность

  • Слайд 5

    Мировые проблемы современности

    это совокупность социальных и природных проблем, от решения которых зависит прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они затрагивают жизненные интересы всего населения. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Мировые проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

  • Слайд 6

    К глобальным проблемам современности относятся:

    проблема Север-Юг; проблема бедности; этические проблемы (добро-зло; смысл жизни; справедливость) терроризм как актуальная этическая проблема; предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; продовольственная проблема (Raymond Kurzweil); энергетическая проблема; проблемы экологии; демографическая проблема; проблема развития человеческого потенциала проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, СПИДа Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, Мирового океана, Северных земель, управления погодой и климатом и др.).

  • Слайд 7

    Метафоры, описывающие современное общество

    Современное общество Информационное общество Общество знания Сетевое общество Глобальная деревня Общество спектакля Общество потребления Общество риска

  • Слайд 8

    Информационное общество

    общество, основанное на информации, где она выступает важным ресурсом, а наиболее ценным навыком является умение эффективно распорядиться информацией Представители: Ю.Хаяши, Д.Белл и О.Тоффлер, Й.Масуда, У. Мартин, А. Турен, М. Маклюэн

  • Слайд 9

     — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. В информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

  • Слайд 10

    Признаки Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация. Информация является продуктом деятельности современного человека. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения. Безопасность информационного общества, информации. Защита интеллектуальной собственности. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций. Опасные тенденции все большее влияние на общество средств массовой информации; информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации; многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества; существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,    занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

  • Слайд 11

    Общество знания (Р.Лэйн, П.Дракер, Н.Штер)

    Главная задача – научиться учиться, а новые информационные технологии должны способствовать «постоянному обновлению личной и профессиональной компетенции». Обучение – ключевая ценность. Количество полезной информации в современном мире стремительно растет, человек все лучше умеет понимать и распоряжаться получаемой информацией, т.е. превращать информацию в знания. Знание – смыслообразующая ценность

  • Слайд 12

    Могут ли у знания быть недостатки?

    Неоднозначность связи между знаниями и социальными процессами обусловлена: Знание полисемантично, т.е. имеет несколько значений. Наука, сужая пространство значений и смысловых ассоциаций, полностью не снимает возможность различных интерпретаций Знание, будучи погруженным в ту или иную культурную традицию, испытывает влияние этой традиции. Развитые формы знания, например, научные теории, допускают несовпадающие, даже альтернативные истолкования.

  • Слайд 13

    Сетевое общество (М.Кастельс, Бауман, Латур)

    Важным является не доминирование информации или знания, а изменение направления их использования, в результате чего главную роль в жизни людей обретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости

  • Слайд 14

    Сетевое общество

    «Сеть» — это не столько понятие, сколько продуктивная «зонтичная» метафора, объединяющая некий гештальт, ракурс рассмотрения социального мира. Общество создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство». Сетевое общество – это динамичная открытая система, допускающая новации без утраты баланса

  • Слайд 15

    Свойства сети

    Основное свойство коммуникативной сети – многоканальность, высокая плотность путей перемещения информации. Сеть – полимагистральная структура, в которой две точки связываются множеством магистралей, а сама магистраль состоит из множества отрезков и путей. Утрачиваются вертикальные связи управления, усиливаются и множатся горизонтальные

  • Слайд 16

    Сетевое общество

    Каждое социальное явление трактуется как совокупность «сообщений», способных транслироваться, накапливаться, виртуализироваться и т.д. Единицей, к которой может быть сведено все многообразие социальной реальности, называется термином «сообщение», mеssage. В сетевом обществе все становится «сообщением» или потоком «сообщений»: наполнение личной жизни, политические события, явления культуры.

  • Слайд 17

    Сетевые общества в социально-психологическом отношении опираются на принципы индивидуализма, создавая дополнительные условия для самовыражения. В сети происходят те же процессы, что происходили в реальной жизни до появления Интернета и виртуализации социальной реальности Если прежде основу всякого сообщества составляла привязанность человека к месту жительства и работе, то сейчас трендом является реализация личностных потребностей с учетом новых возможностей. Этот принцип построения сообществ Кастельс назвал сетевым индивидуализмом.

  • Слайд 18

    Общество риска (У.Бек, Н.Луман)

    общество производящее технологические и социальные риски; это определенная стадия развития социальности, которая характеризуется генерированием рисков, опасностей и угроз, нестабильностью, неопределенностью, двойственностью, отсутствием четких критериев поведения в обществе, снижением ценностей нормативно-регулятивного ряда, а в качестве основы социальной солидарности людей выступают риск и безопасность. Знание и риск – взаимосвязанные аспекты процесса принятия решения в рамках социума

  • Слайд 19

    Риск

    Специфическая форма социальной коммуникации, связанная со стремлением рассчитать в настоящем неизвестное будущее. Коммуникация означает расширенное воспроизводство риска, формирование среды для новых рискогенных решений. Но если воспроизводство рисков понимать только как накопление ущерба, то человечество жило бы в мире катастроф, поскольку аккумуляция ущерба приводила бы к преодолению порога бедствия (Н.Луман), за которым следовали бы разрушительные последствия. Однако накопление ущерба чаще всего компенсируется раскрытием позитивного потенциала риска, либо нейтрализуется другими рисками.

  • Слайд 20

    Глобализация мира

    Глобализация означает, что современное человечество рассматривается как единое целое, принципиально новая всемирная, глобальная система, все структурные элементы которой находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация мира носит объективный характер и обусловлена, прежде всего, быстро прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она находит отражение в достижении уровня единства, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается все больше в прямой и решающей зависимости от состояния мира в целом (Э. Тоффлер, З. Бжезинский, К. Боулдинг, С. Мендловиц, Э. Ласло)

  • Слайд 21

    Глобализация -

    процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации . Основным следствием этого является мировое разделение труда , миграция в масштабах всей планеты капитала , человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов)

  • Слайд 22

    К настоящему времени изучение глобализации позволяет выделять несколько принципиальных форм ее появления:

  • Слайд 23

    Глобализация

    представляет собой не «естественный», идущий сам по себе процесс, средством интенсификации информационного обмена является технологический прогресс, прежде всего, реализуемый посредством развития микропроцессорной техники, цифровых технологий, средств телекоммуникации, сети Интернет. В результате появилась реальная возможность для формирования глобальной информационной среды. Объединение возможностей компьютера с сетью Интернет «сжимает» время и пространство, уменьшая значение национальных границ, приобщая индивидов к некоторой глобальной общности.

  • Слайд 24

    Глобальная деревня (М.Маклюэн)

    М. Маклюэн развивает фундаментальную для понимания глобализации тему о ведущей роли средств массовой коммуникации. Новый этап изменения социального пространства-времени он связывает с появлением электронных сетей - Интернет, несопоставимо увеличивших скорость информационных потоков. Электронные средства массовой коммуникации сжимают мир в одну точку и позволяют каждому одновременно видеть события, удаленные друг от друга. Такой мир М.Маклюэн назвал «глобальной деревней» Глобальная деревня М. Маклюэна, обозначающая современное общество, в котором благодаря развитию коммуникационных систем люди рассуждают и поступают так, как если бы они были, совсем рядом, жили в одной деревне. Процесс расширения и интенсификации социальных связей, между различными общностями и группами, классами и слоями, объединениями людей осуществляется непрерывно с момента возникновения человека как продукта общественных отношений

  • Слайд 25

    Общество потребления (Ж.Бодрийяр)

    общество консьюмеризма, в котором внешнее стимулирование потребления товаров становится главным условием роста экономики. Общественные отношения организованны на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

  • Слайд 26

    Общество консьюмеризма -

    характеристика современного общества, обусловленная индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

  • Слайд 27

    Общество спектакля (ГиДебор)

    Суть современного состояния общества определяется как утрата непосредственности: «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Важную роль в становлении общества спектакля сыграли СМИ: «это новшество обернулось настоящим Троянским конём» В таком обществе все - политика, экономика, искусство - представляют собой не что иное, как увлекательное представление на сцене огромного театра как художественного опосредования социальной жизни.

  • Слайд 28

    ГиДебор:

    «Спектакль вообще, как конкретная инверсия жизни, есть автономное движение неживого, одновременно представляет собой и само общество, и часть общества и инструмент унификации общества. Как часть общества, он явно выступает как сектор, сосредоточивающий на себе всякий взгляд и всякое сознание. По причине самой своей обособленности этот сектор оказывается средоточием заблуждающегося взгляда и ложного сознания; а осуществляемая им унификация – не чем иным, как официальным языком этого обобщенного разделения. Спектакль - это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами»

  • Слайд 29

    Виртуальное пространство

    Возможность морального выбора или анонимная аморальность? «Интернет – это ловушка, самая хитрая и чудовищная западня, которая когда-либо существовала, если принять во внимание, сколько людей могут разом в ней очутиться» Дж.Кьеза

  • Слайд 30

    Что является слабым звеном?

  • Слайд 31

    ?

    Информационный поток формирует личность и ее ценностный мир или личность сознательно направляет информационный поток Любое приращения знания выявляет еще больший масштаб незнания. Сначала мы формируем технологии, а потом они формируют нас (М.Маклюен) The medium is the message

  • Слайд 32

    В цивилизации «третьей волны» важнейшими факторами становятся информация и воображение (О.Тоффлер)

  • Слайд 33

    Открывая новые законы, наука не только открывает новые горизонты перед личностью и обществом, но и ставит трудноразрешимые проблемы, соизмеримые по своим масштабам с будущем Разрыв между интеллектом и нравственностью « Информации становится все больше, а смысла в ней все меньше» Ж.Бодрийяр

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке