Содержание
-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПИЭ:
Лекции – 34 часа
Лабораторные – 34 часа
Итоговая аттестация – зачет, экзамен
ИСТ:
Лекции – 34 часа
Лабораторные – 51 час
Итоговая аттестация – зачет
Содержание лабораторных: Практическое освоение технологий объектно – ориентированного программирования и Web-технологий на примерах решения задач обработки данных.
Учебные материалы: лекции (в электронном виде), электронное учебное пособие, электронный практикум по основам сайтостроения.
-
ТЕМА 1
Информация, ее виды и свойства. Информатика в обществе.
Информационный взрыв в обществе, информационные революции.
Характеристика информационного общества.
Процесс информатизации общества.
-
ИНФОРМАЦИЯ
Информация ( informatio) - разъяснение, изложение, осведомленность
Информация:
в бытовом понимании - некоторые сведения, данные, знания и т.п.
в технике - сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.
в кибернетике - часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.
В информатике - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
В выч. технике - все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
Норберт Винер: «…информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему, и приспособления к нему наших чувств».
Клод Шеннон: информация - раскрытие неопределенности наших знаний о чем-то.
Совокупность знаний о некоторой системе, характеризующих организацию, структуру, состояние и поведение этой системы в целом или ее отдельных элементов.
-
СИГНАЛ, СООБЩЕНИЕ И ДАННЫЕ
Сигнал - процесс, несущий информацию.
Сообщение - информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи (динамическая форма информации).
Данные - информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами (статическая форма информации).
Формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.
Формализованный, формальный язык - искусственный язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания.
Представить информацию (данные) в формализованном виде – представить ее на формализованным языком.
Сигнал - непрерывный и дискретный.
Непрерывный, если его параметры в заданных пределах могут принимать любые промежуточные значения.
Дискретный, если его параметры в заданных пределах могут принимать отдельные фиксированные значения.
Формы представления информации (данных) - непрерывная и дискретная.
-
Методы получения информации. Эмпирические методы.
Методы получения информации.
Эмпирические методы или методы получения эмпирических данных.
Теоретические методы или методы построения различных теорий.
Эмпирико-теоретические методы или методы построения теорий на основе полученных эмпирических данных об объекте, процессе, явлении.
Эмпирические методы.
Наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении.
Сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного.
Измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов.
Эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств.
В последнее время используются опрос, интервью, тестирование и другие.
-
Эмпирико-теоретические методы
Абстрагирование – выделение наиболее важных свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных.
Анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей.
Декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением.
Синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей.
Композиция — соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением.
Индукция– получение знания о целом по знаниям о частях.
Дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом.
Эвристики – получение знания о целом по знаниям о частях и по наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению.
Моделирование, использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели или приборов.
Исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой.
Логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении.
Макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде.
Актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей из статического состояния в динамическое.
Визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.
Используются:мониторинг (система наблюдений и анализа состояний), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание) и др. формы.
-
Теоретические методы
Восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.
Идеализация– получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности.
Формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление).
Аксиоматизация– получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений.
Виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.
-
Аспекты рассмотрения информации: прагматический (достижение поставленных целей), семантический (смысловое содержание) и синтаксический (способ представления).
Информация нужна, чтобы управлять системой. Суть задачи управления системой – отделение ценной информации от "шумов" и выделение информации, которая позволяет этой системе существовать и развиваться.
Система - это совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели.
-
Классификация информации
Информация о системе м. б. получена - путем наблюдения, в результате экспериментов, при изучении абстрактных гипотетических систем – на основе логического вывода.
Информация, имеющаяся до проведения эксперимента - априорная, после эксперимента — апостериорная. Она также может быть истиннойили ложной, детерминированной и вероятностной.
Информация - первичная, вторичная, промежуточная, результатная. Первичная - возникает в процессе деятельности изучаемой системы и регистрируется на начальной стадии. Вторичная - результат обработки первичной. Промежуточная - используется в качестве исходных данных для последующих расчетов. Результатная - получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
Информация:Символьная - основана на использовании символов - букв, цифр, знаков и т.д. (сигнал светофора), Текстовая - используются символы, но информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, Графическая- фотографии, чертежи, рисунки, картины, графики, диаграммы, схемы и т.д.
Информация: переменная- отражает фактические количественные и качественные характеристики системы, постоянная (условно-постоянная) - неизменная и многократно используемая ( справочная, нормативная, плановая).
Информация: визуальная - передаваемая видимыми образами и символами, аудиальная - звуками, тактильная - ощущениями, органолептическая - запахами и вкусом, машинная - выдаваемая и воспринимаемая средствами вычислительной техники.
-
Свойства информации
Объективность и субъективность - более объективной принято считать ту информацию, в которую методы обработки вносят меньший субъективный элемент.
Достоверность - определяется свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Точность – количественная оценка степени близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Адекватность - это определенный уровень соответствия создаваемому с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи.
Доступность - мера возможности получить ту или иную информации.
Актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени.
Понятность - выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена.
Своевременность - поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.
Репрезентативность - связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Содержательность - отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных.
Устойчивость - способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.
-
Информационные процессы
Информационные процессы - процессы передачи, хранения и переработки информации.
Процессы:
Сбор - накопление информации для принятия решений.
Обмен - источник информации ее передает, а получатель - принимает.
Накопление - процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации .
Хранение - это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки.
Обработка - это упорядоченный процесс преобразования информации, производимый по строгим формальным правилам.
Поиск - это извлечение хранимой информации.
В процессе можно выделить отдельные операции с данными (информацией).
Формализация - приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, т.е. повысить их уровень доступности.
Фильтрация - отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать.
Сортировка - упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации.
Архивация - организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме;
Зашита - комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных.
Транспортировка - прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса;
Преобразование - перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.
-
Измерение информации
Измерение информации в быту- количество информации в сообщении зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя.
Измерение информации в технике. Введена единица измерения информации - байт.
1 Кбайт (килобайт) = 1024 байт ≈ 1 тыс. байт.
1 Мбайт (мегабайт) = 1024 Кбайт ≈ 1 млн. байт.
1 Гбайт (гигабайт) = 1024 Мбайтт ≈ 1 млрд. байт
1 Тбайт (терабайт) = 1024 Гбайт.
Информационный объем сообщения - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или производных единицах.
Измерение информации в теории информации. Количеством информации называют числовую характеристику сигнала, характеризующую неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала.
Подход Р. Хартли(1928). Расчетная формула имеет вид:
или , где N - количество равновероятностных событий (число возможных выборов), I - количество информации. Если N = 2 (выбор из двух возможностей), то I = 1 бит.
Общий случай вычисления количества информации в сообщении об одном из N событий, но уже неравновероятных. Этот подход был предложен К. Шеннономв 1948 г.
I= -
Где I – количество информации,
N – количество возможных событий,
рi – вероятности отдельных событий.
Количество информации, которое мы получаем, достигает максимального значения, если события равновероятны.
-
Информатика в обществе. Информационный взрыв
В настоящее время информация - потребляемый в процессе всех видов деятельности человечества ресурс, имеющий такое же значение, как энергетические ресурсы или запасы полезных ископаемых.
Информатика - фундаментальная естественная наука, изучающая свойства информационных ресурсов и разрабатывающая эффективные методы и средства их организации, пополнения, преобразования и использования.
На пользовательском уровне достижения информатики проявляются в создании и развитии информационных систем, обеспечивающих хранение и преобразование данных средствами информационных технологий.
Термин Информационное общество - во второй половине 60-х гг. XX века, когда человечество осознало наличие информационного взрыва. Возрастание объема информации: с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно.
Образование больших потоков информации обусловливается:
• быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п.;
• постоянно увеличивающимся числом периодических изданий;
• появлением разнообразных данных - метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др..
Закон увеличения информации в обществе - экспоненциальная функция y=eх, что и позволило говорить об "информационном взрыве".
Информационный взрыв имеет проявления:
• противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими потоками и массивами информации.
• большое количество избыточной информации;
. экономические, политические и др. социальные барьеры, препятствующие распространению информации.
Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества.
Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А.Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций: аграрной, индустриальной революции и информационной.
-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Первая революция - изобретение письменности, возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая революция (середина XVI в.) - изобретение книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья революция (конец XIX в.) - изобретение электричества, телеграфа, телефона, радио, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая революция (70-е гг. XX в.) - изобретение микропроцессорной технологии и появление ПЭВМ. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.
Этот период характеризуют:
переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
создание программно-управляемых устройств.
Последняя информационная революция - новая отрасль — информационная индустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
Составляющие информационной индустрии - все виды информационных технологий. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
-
Характеристика информационного общества
Общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качествуинформация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Процесс компьютеризации избавит людей от рутинной работы, позволит обеспечить высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработкеинформации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы— знаний.
-
Характерные черты информационного общества
- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
- главной формой развития станет информационная экономика;
- в основу общества будут заложены автоматизированныегенерация, хранение, обработка и использование знаний;
- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Проблема равного доступа к информации возникаетне только внутри одной страны, но будет проявляться на межгосударственном уровне.
Создание и владение большими банками данных о различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, о потенциальных продавцах и покупателях уже сейчас составляют главное богатство многих бирж, брокерских контор и других организаций, занятых перераспределением товаров.
Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе.Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. Большие изменения происходят в сфере образования, в организации научной деятельности.
-
В информационном обществе информатика будет играть столь же важную роль, какую играли инженерные науки, физика и химия в индустриальном обществе. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.
-
Процесс информатизации общества.
Информатизация общества—реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основной целью информатизации является обеспечение решения актуальных внутренних проблем государства и прежде всего -удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги
История развития информатизации началась в XX веке в США с 60-х гг., с 70-х гг. — в Японии, с конца 70-х — в Западной Европе. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества.
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин вытесняет используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества".
"Компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны вычислительной техникой и повышение образовательного уровня населения в области ее применения".
-
ЯПОНСКИЙ ПРОЕКТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В большинстве развитых стран понимают, что отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. В результате страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран.
Основные идеи японского проекта информатизации.
1.Связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. Каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Должны быть созданы терминалы для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.
2.Принята программа разработки новых типов компьютеров, рассчитанная на 10 лет:
компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки — сотни процессоров;
нейрокомпьютеров, работа которых аналогична функционированию мозга;
компьютеров, в которых передача информации осуществляется на основе использования световых импульсов.
Многие страны имеют национальные программы информатизации, однако для их успешной реализации желательно следовать общим принципам:
отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;
необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;
признание приоритетного характера информационного сектора.
широкое использование достижений мировой науки и техники;
вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;
объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.