Содержание
-
Лекция 2 Стресс как типичное состояние детей и подростков в экстремальных ситуациях
Казенная Е.В.
-
Лекция 2 Стресс как типичное состояние человека в экстремальных ситуациях
Казенная Е.В.
-
Содержание лекции
Характеристики психических состояний Первичные психические состояния в ЧС (страх, аффект). Стресс и его характеристика: Стадии общего адаптационного синдрома Виды стресса Субсиндромы стресса (Л.А. Китаев-Смык, 1983) Рекомендации родителям, чьи дети пережили экстремальную ситуацию
-
Литература для ознакомления
Селье Г. Стресс без дистресса / Общ. ред. Е.М. Крепса. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с. Черепанова Е.Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 95 с. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М.: смысл, 2012. – 464 с. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с. Трошин В.Д. Стресс и стрессовые расстройства: диагностика, лечение, профилактика. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
-
Общая характеристика всех психических состояний в 4 параметрах
Активационные параметры (интенсивность психических процессов – возбуждение; спад темпа действий – торможение) Детерминированостьпотребностно-мотивационной сферой Тонические параметры (на психологическом уровне ресурсы организма, тонус индивида) Увеличенная готовность к работе – низкая работоспособность Тензионные параметры (степень напряжения) Детерминированы характеристиками эмоционально-волевой сферы. Раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт – внутренний психологический дискомфорт, вынужденность поведения Временные параметры (устойчивость и продолжительность состояния)
-
Стресс и другие состояния
Напряжение - обязательный признак психических состояний, возникающих в экстремальных ситуациях Эмоциональные состояния в экстремальных ситуациях: Эмоциональное возбуждение – сигнальная реакция нервной системы на психогенные воздействия Эмоциональное напряжение – эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение задач (умственных, двигательных) Эмоциональная напряженность (дистресс) - временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов, падение работоспособности, вызванные негативными или чрезмерными психогенными воздействиями
-
Фазы переживания экстремальной ситуации (Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. (2003))
1. Первичная эмоциональная реакция 2. Фаза отрицания 3. Чередование отрицания и вторжения 4. Дальнейшая интеллектуальная и эмоциональная переработка травматического опыта
-
Эмоции и психические состояния, вызванные кризисом, психической травмой, депривацией
-
-
ГансСелье (1907-1982) – автор классической теории стресса
Родился в г. Комарно (Австро-Венгрия). После развала монархи городок оказался на территории Чехословакии. Получил образование на медицинском факультете Пражского университета. Затем продолжил обучение в Риме и Париже. В предвоенное время иммигрировал в Канаду и возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии.
-
Первичные психические состояния в ЧС
Тревога (англ. Anxiety) – психическое состояние, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии - оценочная. Страх – одна из фундаментальных эмоций, которая возникает в объективной или субъективно воспринимаемой ситуации опасности. Ужас – одна из форм проявления страха, как максимально выраженная. Аффект (от лат. душевное волнение, страсть) – сильное и относительное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (формы – ажитированное состояние, ступор)
-
Стресс и его характеристика
Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование Для стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулись. Важна интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Стрессоры – факторы, вызывающие стресс Дистресс (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Стресс (англ.) – давление, нажим, напряжение.
-
Полная свобода от стресса означает смерть
Кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям. Последствия стресса могут быть длительными, даже когда стрессор прекратил свое действие. Главный источник дистресса – неудовлетворенность жизнью, неуважение к своим занятиям. Стресс – это аромат и вкус жизни.
-
Физиологические проявления стресса
Активация гипоталамуса (является высшим центром вегетативной нервной системы) Повышение активности симпатического отдела нервной системы Включение гормональных механизмов Изменение функционирования сердечно-сосудистой системы
-
Активация гипоталамуса при стрессе
Отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма Управляет секрецией гормонов передней доли гипофиса, в частности адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники Формирует эмоциональные реакции человека Регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена Повышает активность симпатической нервной системы и вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников
-
Повышение активности симпатического отдела нервной системы
Нервная регуляция метаболизма в организме – динамический баланс двух подсистем вегетативной нервной системы: симпатический отдел (Задача: помочь выжить организму в критический момент (учащенное сердцебиение, расширение зрачков, в кровь поступает адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), напряжение мышц) парасимпатический отдел (возбуждается при истощении ресурсов организма. Задача: восстановление и сохранение ресурсов. Активация во время сна, еды, отдыха)
-
Включение гормональных механизмов
Корковое вещество надпочечников при стрессе усиливает выделение двух групп гормонов: глюкокортикоидов и минералкортикоидов Кортизол – усиливает все обменные процессы, увеличивает концентрацию глюкозы в крови, подавляет воспалительные процессы, снижает чувствительность к боли
-
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА
1. стадия тревоги Стадия шока – гормоны тревоги в мозг при восприятии опасности: - сердце бьется сильнее - кровь от внутренних органов тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук, ног) - печень выбрасывает сахар в организм Стадия противошока– активация первых механизмов, которые снижают воздействие стресса. Далее – мобилизация адаптивных ресурсов организма * бегство * борьба 2. стадия сопротивления (резистентности) Приспособление к изменяющимся обстоятельствам – стойкая адаптация: Активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально - Готовность к длительной борьбе за жизнь. 3. стадия истощения Энергия исчерпана. Стойкие дезадаптивные нарушения
-
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СУБСИНДРОМЫ СТРЕССА (Китаев-Смык Л.А.)
Сопровождают фазы развития стресса. Общие субсиндромы: 1. эмоционально-поведенческий синдром (на этапе возникновения острых реакций на стресс) 2. вегетативный субсиндром(повышение внимания, активность) Вырастает уровень стрессовоустойчивости Обусловленные индивидуально-личностными особенностями людей: 3. когнитивный субсиндром(изменение мыслительной активности: дескурсивное мышление – направленное на решение задачи, декомпазиционное мышление – упрощение реальной картины мира, действия человека не осознается опасными, инсайтное мышление) 4. социально-психологический субсиндром(изменение общения при стрессе, - изменение статуса)
-
Виды стресса
-
Психологический стресс
Р. Лазарус, Р. Ланьер Реакция человека на особенности взаимодействия личности и окружающего мира Психологический стресс – феномен осознавания , возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями+ включение отношения человека к ситуации. Эмоциональный стресс – негативные или позитивные аффективные переживания, сопровождающие стресс.
-
Различие эмоционального и психологического стресса
Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным Эмоциональный стресс сопровождается эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т.д.)
-
Особенности психологического стресса
Запускается не только реально действующими, но и вероятными событиями (стрессовая реакция возникает в момент пугающей фантазии, предвосхищает стрессор) Оценка человеком своей возможности активно противостоять и решать проблемную ситуацию – активная жизненная позиция
-
Отличия между биологическим и психологическим стрессом
-
-
Рекомендации родителям, чьи дети пережили экстремальную ситуацию
Для восстановления сил – создание условий для отдыха (регулярный сон и прием пищи (6 раз в день небольшие порции) Убрать яркий свет, яркие цвета, громкие звуки (например, постельное белье в пастельных тонах, нежелательно белое постельное белье) Никаких психотропных веществ Можно начать курс приема витаминов, глюкозы. Полезен прием ванн с успокаивающими маслами (хвойные масла, валерианы, мяты и др.) Обильное питье воды, а так же чая с успокаивающими травами (валериана, перечная мята, мелиса, успокоительные сборы, пустырник) Партнерская позиция (все, что может сделать ребенок сам, пусть делает) Просить ребенка о помощи в делах, которые ему под силу (протереть пыль в своей комнате, найти необходимую книгу в книжном шкафу и др.) Спрашивать, как ребенок себя чувствует и выслушивать. Если ребенок отказывается что-либо рассказывать о случившемся, не настаивать рассказать. Полезно делиться с ребенком своими переживаниями о случившемся (без аффективных реакций)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.