Презентация на тему "Лекция 2 Стресс как типичное состояние детей и подростков в экстремальных ситуациях"

Включить эффекты
1 из 26
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Лекция 2 Стресс как типичное состояние детей и подростков в экстремальных ситуациях". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Лекция 2 Стресс как типичное состояние детей и подростков в экстремальных ситуациях
    Слайд 1

    Лекция 2 Стресс как типичное состояние детей и подростков в экстремальных ситуациях

    Казенная Е.В.

  • Слайд 2

    Лекция 2 Стресс как типичное состояние человека в экстремальных ситуациях

    Казенная Е.В.

  • Слайд 3

    Содержание лекции

    Характеристики психических состояний Первичные психические состояния в ЧС (страх, аффект). Стресс и его характеристика: Стадии общего адаптационного синдрома Виды стресса Субсиндромы стресса (Л.А. Китаев-Смык, 1983) Рекомендации родителям, чьи дети пережили экстремальную ситуацию

  • Слайд 4

    Литература для ознакомления

    Селье Г. Стресс без дистресса / Общ. ред. Е.М. Крепса. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с. Черепанова Е.Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 95 с. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М.: смысл, 2012. – 464 с. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с. Трошин В.Д. Стресс и стрессовые расстройства: диагностика, лечение, профилактика. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.

  • Слайд 5

    Общая характеристика всех психических состояний в 4 параметрах

    Активационные параметры (интенсивность психических процессов – возбуждение; спад темпа действий – торможение) Детерминированостьпотребностно-мотивационной сферой Тонические параметры (на психологическом уровне ресурсы организма, тонус индивида) Увеличенная готовность к работе – низкая работоспособность Тензионные параметры (степень напряжения) Детерминированы характеристиками эмоционально-волевой сферы. Раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт – внутренний психологический дискомфорт, вынужденность поведения Временные параметры (устойчивость и продолжительность состояния)

  • Слайд 6

    Стресс и другие состояния

    Напряжение - обязательный признак психических состояний, возникающих в экстремальных ситуациях Эмоциональные состояния в экстремальных ситуациях: Эмоциональное возбуждение – сигнальная реакция нервной системы на психогенные воздействия Эмоциональное напряжение – эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение задач (умственных, двигательных) Эмоциональная напряженность (дистресс) - временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов, падение работоспособности, вызванные негативными или чрезмерными психогенными воздействиями

  • Слайд 7

    Фазы переживания экстремальной ситуации (Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. (2003))

    1. Первичная эмоциональная реакция 2. Фаза отрицания 3. Чередование отрицания и вторжения 4. Дальнейшая интеллектуальная и эмоциональная переработка травматического опыта

  • Слайд 8

    Эмоции и психические состояния, вызванные кризисом, психической травмой, депривацией

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    ГансСелье (1907-1982) – автор классической теории стресса

    Родился в г. Комарно (Австро-Венгрия). После развала монархи городок оказался на территории Чехословакии. Получил образование на медицинском факультете Пражского университета. Затем продолжил обучение в Риме и Париже. В предвоенное время иммигрировал в Канаду и возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии.

  • Слайд 11

    Первичные психические состояния в ЧС

    Тревога (англ. Anxiety) – психическое состояние, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии - оценочная. Страх – одна из фундаментальных эмоций, которая возникает в объективной или субъективно воспринимаемой ситуации опасности. Ужас – одна из форм проявления страха, как максимально выраженная. Аффект (от лат. душевное волнение, страсть) – сильное и относительное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (формы – ажитированное состояние, ступор)

  • Слайд 12

    Стресс и его характеристика

    Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование Для стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулись. Важна интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Стрессоры – факторы, вызывающие стресс Дистресс (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Стресс (англ.) – давление, нажим, напряжение.

  • Слайд 13

    Полная свобода от стресса означает смерть

    Кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям.   Последствия стресса могут быть длительными, даже когда стрессор прекратил свое действие.   Главный источник дистресса – неудовлетворенность жизнью, неуважение к своим занятиям.   Стресс – это аромат и вкус жизни.

  • Слайд 14

    Физиологические проявления стресса

    Активация гипоталамуса (является высшим центром вегетативной нервной системы) Повышение активности симпатического отдела нервной системы Включение гормональных механизмов Изменение функционирования сердечно-сосудистой системы

  • Слайд 15

    Активация гипоталамуса при стрессе

    Отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма Управляет секрецией гормонов передней доли гипофиса, в частности адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники Формирует эмоциональные реакции человека Регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена Повышает активность симпатической нервной системы и вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников

  • Слайд 16

    Повышение активности симпатического отдела нервной системы

    Нервная регуляция метаболизма в организме – динамический баланс двух подсистем вегетативной нервной системы: симпатический отдел (Задача: помочь выжить организму в критический момент (учащенное сердцебиение, расширение зрачков, в кровь поступает адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), напряжение мышц) парасимпатический отдел (возбуждается при истощении ресурсов организма. Задача: восстановление и сохранение ресурсов. Активация во время сна, еды, отдыха)

  • Слайд 17

    Включение гормональных механизмов

    Корковое вещество надпочечников при стрессе усиливает выделение двух групп гормонов: глюкокортикоидов и минералкортикоидов Кортизол – усиливает все обменные процессы, увеличивает концентрацию глюкозы в крови, подавляет воспалительные процессы, снижает чувствительность к боли

  • Слайд 18

    СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА

    1. стадия тревоги Стадия шока – гормоны тревоги в мозг при восприятии опасности: - сердце бьется сильнее - кровь от внутренних органов тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук, ног) - печень выбрасывает сахар в организм Стадия противошока– активация первых механизмов, которые снижают воздействие стресса. Далее – мобилизация адаптивных ресурсов организма * бегство * борьба   2. стадия сопротивления (резистентности) Приспособление к изменяющимся обстоятельствам – стойкая адаптация: Активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально - Готовность к длительной борьбе за жизнь.   3. стадия истощения Энергия исчерпана. Стойкие дезадаптивные нарушения

  • Слайд 19

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СУБСИНДРОМЫ СТРЕССА (Китаев-Смык Л.А.)

    Сопровождают фазы развития стресса. Общие субсиндромы: 1. эмоционально-поведенческий синдром (на этапе возникновения острых реакций на стресс) 2. вегетативный субсиндром(повышение внимания, активность) Вырастает уровень стрессовоустойчивости Обусловленные индивидуально-личностными особенностями людей: 3. когнитивный субсиндром(изменение мыслительной активности: дескурсивное мышление – направленное на решение задачи, декомпазиционное мышление – упрощение реальной картины мира, действия человека не осознается опасными, инсайтное мышление) 4. социально-психологический субсиндром(изменение общения при стрессе, - изменение статуса)

  • Слайд 20

    Виды стресса

  • Слайд 21

    Психологический стресс

    Р. Лазарус, Р. Ланьер Реакция человека на особенности взаимодействия личности и окружающего мира Психологический стресс – феномен осознавания , возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями+ включение отношения человека к ситуации. Эмоциональный стресс – негативные или позитивные аффективные переживания, сопровождающие стресс.

  • Слайд 22

    Различие эмоционального и психологического стресса

    Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным Эмоциональный стресс сопровождается эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т.д.)

  • Слайд 23

    Особенности психологического стресса

    Запускается не только реально действующими, но и вероятными событиями (стрессовая реакция возникает в момент пугающей фантазии, предвосхищает стрессор) Оценка человеком своей возможности активно противостоять и решать проблемную ситуацию – активная жизненная позиция

  • Слайд 24

    Отличия между биологическим и психологическим стрессом

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Рекомендации родителям, чьи дети пережили экстремальную ситуацию

    Для восстановления сил – создание условий для отдыха (регулярный сон и прием пищи (6 раз в день небольшие порции) Убрать яркий свет, яркие цвета, громкие звуки (например, постельное белье в пастельных тонах, нежелательно белое постельное белье) Никаких психотропных веществ Можно начать курс приема витаминов, глюкозы. Полезен прием ванн с успокаивающими маслами (хвойные масла, валерианы, мяты и др.) Обильное питье воды, а так же чая с успокаивающими травами (валериана, перечная мята, мелиса, успокоительные сборы, пустырник) Партнерская позиция (все, что может сделать ребенок сам, пусть делает) Просить ребенка о помощи в делах, которые ему под силу (протереть пыль в своей комнате, найти необходимую книгу в книжном шкафу и др.) Спрашивать, как ребенок себя чувствует и выслушивать. Если ребенок отказывается что-либо рассказывать о случившемся, не настаивать рассказать. Полезно делиться с ребенком своими переживаниями о случившемся (без аффективных реакций)

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке