Содержание
-
ЛЕКЦИЯ 5
Проведение обследования
-
Обследование является важнейшим и определяющим этапом проектирования ИС. На его основе осуществляется вся последующая деятельность. Длительность обследования обычно составляет 1-2 недели. По окончании обследования строится и согласуется с заказчиком предварительный вариант функциональной модели предприятия, включающей идентификацию внешних объектов и информационных взаимодействий с ними, а также детализацию до уровня основных деятельностей предприятия и информационных связей между этими деятельностями. В дальнейшем на основании согласованных моделей верхнего уровня и осуществляется построение детальных моделей.
-
Необходимо отметить, что каждый из участвующих в проекте системных аналитиков должен обследовать не более 2-3 деятельностей предприятия (таких как, например, учет кадров, бухгалтерия, маркетинг, ремонт оборудования, перевозки и т.п.) для того, чтобы достаточно глубоко в них разобраться. И в этой связи вызывают недоумение заявления некоторых компаний о готовности провести обследование предприятия (обычно культивирующего 15-25 деятельностей) за 1 -2 дня силами в 2-3 человека.
-
В качестве исходной информации при проведении обследования и выполнении дальнейших этапов служат: • данные по оргштатной структуре предприятия; • информация о принятых технологиях деятельности; • стратегические цели и перспективы развития; • результаты интервьюирования сотрудников (от руководителей до исполнителей нижнего звена); • предложения сотрудников по усовершенствованию бизнес-процессов предприятия; • нормативно-справочная документация; • данные по имеющимся на предприятии средствам и системам автоматизации; • опыт системных аналитиков в части наличия типовых решений. При проведении обследования целесообразно применять следующие методы: анкетирование, сбор документов, интервьюирование.
-
Анкетирование является начальным этапом обследования и предваряет выезд группы системных аналитиков на предприятие. Анкеты позволяют составить грубое представление о деятельностях предприятия, что позволит спланировать первоначальное распределение работ группы аналитиков. Анкеты должны рассылаться руководителям структурных подразделений и содержать графы для идентификации фамилии и должности анкетируемого, отдельно излагается просьба приложить шаблоны документов, с которыми работают сотрудники соответствующего подразделения.
-
Список вопросов должен быть ограничен (не более 15-20) с тем, чтобы вся анкета не занимала более двух листов. Приходилось видеть анкеты размером в 50 страниц, содержащие до 500 тщательно продуманных вопросов, но не встречался ни один человек, добровольно (а следовательно, также тщательно и с пользой для дела) на них осветивший.
-
Примерный вариант анкеты приведен ниже:
• ФИО руководителя подразделения, телефон • Координаты контактного лица (к кому в отсутствие или при занятости руководителя можно обращаться) • Каковы (с позиций Вашего подразделения) должны быть цели создания интегрированной системы управления предприятием • Основные функции подразделения • Какая информация поступает из других подразделений (заявки, запросы, отчеты и т.п.) • Какая информация передается в другие подразделения • Какая информация формируется ("рождается") в подразделении • С какими внешними предприятиями (банк, заказчик, поставщик и т.п.) взаимодействует подразделение и какой информацией обменивается • Физическое представление информационных потоков и хранилищ (документ, дискета, сеть, журнал, картотека и т.п.) • Время хранения информации • Документы от и для руководства • Штатная структура и квалификация кадров • Техническое оснащение подразделения (компьютеры, сеть, модем и т.п.) • Используемые программные продукты • Подпись
-
Просьба приложить:1)Положение о подразделении2)Набор документальных форм без внутреннего наполнения, т.е. используемые формы, бланки и др. (например, карточка складского учета, отчет по форме N, наряд-задание, товарно-транспортная накладная)
-
Сбор документов должен осуществляться на всех этапах проведения обследования, соответствующие формы, бланки и т.п. в дальнейшем сослужат неоценимую службу при разработке информационной модели предприятия (выявлении сущностей информационной модели и наполнении их атрибутикой). В дальнейшем целесообразно подготовить альбом форм с разбивкой их по деятельностям предприятия. Такой альбом будет являться хорошим вспомогательным результатом консалтинга для предприятия - своими силами подобная работа обычно не проводится (за исключением уровня отдельных исполнителей).
-
Интервьюирование является важнейшим и необходимым методом обследования, только с его помощью возможно разобраться во всех тонкостях применяемых на предприятии технологий. Современное предприятие является сложнейшей системой, как оно функционирует не знает ни один человек. Конечно, руководство представляет ситуацию в целом, с другой стороны, клерк досконально знает свою деятельность, но полной картины не имеет никто. И только интервьюирование представителей всех звеньев оргштатной структуры позволит выявить и, в дальнейшем, формализовать эту картину.
-
С другой стороны, интервьюирование является и наиболее сложной задачей: необходимо найти контакт с сотрудником и направить беседу в необходимое для аналитика русло. Ниже предлагается несколько общих рекомендаций, касающихся линии поведения аналитика при интервьюировании. • Тезис в начале беседы - я ничего (или почти ничего) не знаю о Вашей работе, расскажите как можно подробнее, чем Вы занимаетесь? • Правило 1 - если Вам начали подробно рассказывать технологию работы, ни в коем случае не перебивайте, необходимые уточнения можно сделать и в конце беседы. • Правило 2 - если в беседе участвуют несколько аналитиков, вести беседу и задавать уточняющие вопросы должен один из них, неясные для других вопросы проясняются в конце беседы. • Правило 3 - даже если Вы прекрасно знаете предметную область, не говорите много сами и не учите интервьюируемого: в любом случае выявляются тонкости и детали, специфичные для данного предприятия и, естественно, Вам неизвестные.
-
Во время интервьюирования
Во-первых, необходимо ограничить контекст системы - с этой целью должны быть выявлены все внешние объекты, с которыми моделируемое предприятие взаимодействуют, технологии взаимодействия со стороны предприятия, а также информационные (и, возможно, материальные) потоки, обеспечивающие эти взаимодействия. Во-вторых, должны быть детально выявлены реальные технологии работы предприятия – нормативно-справочная документация (если она имеется) описывает их неполно.
-
В-третьих, должны быть определены реальные функции подразделений и их взаимосвязи и взаимозависимости, поскольку положения о подразделениях такую информацию не содержат. В-четвертых, должны быть выявлены и специфицированы все информационные хранилища (в том числе и бумажные: картотеки, архивы и т.п.). В-пятых, должна быть оценена аппаратно-техническая база предприятия, а также исследовано работающее на ней программное обеспечение. В-шестых, должны быть собраны статистические данные по бизнес-процессам предприятия. Остановимся на последнем более подробно.
-
Статистические данные при проведении обследования необходимо собирать по каждому объекту будущей модели: потоку данных, элементу данных, процессу, хранилищу данных, внешней сущности и т.п. Так на этапе анализа моделей наличие подробной статистики обеспечит их адекватную верификацию на полноту и непротиворечивость и позволит на начальных этапах выявить ошибки и узкие места в построенных моделях.
-
1) Составные данные.
Для составных данных статистика собирается, как правило, лишь для итеративных (повторяющихся) компонентов - необходимо точно знать количество итераций для каждого из них. Например, заказ на книги включает в себя перечень заказанных книг с их Атрибутами. Поэтому для формирования требований к функции распечатки соответствующего бланка необходимо знать: сколько книг обычно заказывается? как часто производится нетипичный заказ и каковы его размеры? сколько авторов обычно бывает у книги? ... Статистика по итеративным компонентам внутри составных данных в дальнейшем будет использоваться для проектирования экранов, отчетов и, естественно, при проектировании базы данных
-
2) Элементы данных.
О каждом элементе данных необходимо знать формат данных и допустимые значения этого элемента. Формат (включая тип) и физическая длина требуются при проектировании экранных форм и определении размеров баз данных.
-
3) Потоки данных.
Такие характеристики потока как скорость и интенсивность являются необходимыми при определении требований к аппаратным (техническим) средствам. Кроме того, для любого составного потока данных полезно знать распределение компонентов внутри этого потока данных.
-
4)Процессы.
Важнейшими характеристиками процессов являются частота и время выполнения. Именно здесь и лежит ключ к улучшению их функционирования. Кроме того, такие сведения являются необходимыми при определении требований к аппаратным средствам.
-
5)Хранилища данных.
По хранилищам данных обычно собирается следующая информация: среднее количество записей в каждом хранилище данных, количество чтений, добавлений, изменений и удалений записей по каждому из процессов, включающих перечисленные действия. Проектировщик баз данных может использовать эту статистику для нескольких целей -например, решить вопрос, какой ключ считать первичным, сортировать ли хранилище и по какому ключу, решить, нужно ли завести дополнительную таблицу с целью обеспечения скорости доступа и т.д. Более того, к этой информации потребуется обратиться и при выборе подходящей СУБД, которая сможет обеспечить необходимую частоту и/или гибкость доступа к данным.
-
Ценной информацией является и хронология доступа. Так запись о конкретном заказе, как правило, однажды создается и однажды удаляется. Но обычно доступ к этой записи осуществляется очень часто в начале ее существования (запросы о покупателе, счета платежи, накладные)' и крайне редко в дальнейшем (месячные и квартальные отчеты), что позволяет своевременно осуществлять ее архивацию.
-
6) Внешние объекты.
Наконец, необходимо собрать определенную статистику об окружении, в котором система должна. Наиболее важным здесь является количество пользователей, их способы использования системы и географическое распределение. По этой статистике можно будет сделать заключения о стоимости периферии, о типе системы телекоммуникаций и о том, как данные должны быть физически распределены для обеспечения удаленного доступа. Другие данные об окружении могут включать температуру, уровень шума, существующую отделку помещения, уровень радиации и т.п.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.