Содержание
-
Личностно-ориентированные технологии в организации режимных процессов
Семинар-практикум
-
Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое, интегральное личностное качество. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связано с освоением ребенком разнообразных видов детской деятельности.
-
Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.
-
Овладение ребенком позиции субъекта в самообслуживании требует достаточно развитого самоконтроля и самооценки. Как же обеспечить их развитие у ребенка? Исследовательская работа в дошкольных образовательных учреждениях позволила выявить основные педагогические условияформирования элементарного самоконтроля и самооценки у дошкольников:
-
Последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса;
-
Наличие у воспитателя многообразия приемов, стимулирующих стремление ребенка к самостоятельности, освоение способов самоконтроля, оценки результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества;
-
Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей;
-
Создание в группе развивающей материальной среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно-проверочных и оценочных умений в разных видах детской деятельности;
-
Взаимодействие воспитателя с родителями детей.
-
Вызвать положительный эмоциональный настрой и побудить малышей при этом к освоению позиции субъекта в самообслуживании позволяют короткие стихотворения и потешки.
-
Я сегодня утром рано Умывался из-под крана! Я и сам теперь умею В ымыть личико и шею. (А. Кузнецова) Мне уже четыре года. Я одеться сам могу. Если теплая погода, — Без пальто во двор бегу; Если ветер сильно дует, Если слякоть или дождь, В детский садик не пойду я Без пальто и без калош. (В. Зайцев) Глубоко — не мелко, Корабли в тарелках: Лука головка, Красная морковка, Петрушка, картошка И крупки немножко. Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот! (И. Токмакова)
-
Дидактические игры с использованием игрового персонажа («В гостях у Мойдодыра», «Научим Неумейку» и т.п.)
-
Использование дидактических пособий, обеспечивающих в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
-
Контроль и оценка детской деятельности взрослым.
Руководя детской деятельностью, воспитатель первоначально сам доброжелательно, но требовательно оценивает ребенка, обращая внимание на способы контроля (Давай проверим, получились у тебя хорошие «мыльные перчатки»?) Ощущая доверие и привязанность к воспитателю, дети с удовольствием подражают его действиям, стремятся получить положительную оценку.
-
Контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа.
Игровой персонаж активно сопереживает ребенку, но, как правило, замечает только ошибки, не зная как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?» (ребенок надел правый сапог на левую, а левый – на правую ногу). Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
-
Совместная оценка детской деятельности от лица игрового персонажа.
Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, неизменно вызывает эмоциональный отклик у детей и тем самым является необходимым условием пробуждения сопереживания сверстнику. Используя эти моменты общения, воспитатель наглядно демонстрирует способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать.
-
Совместная оценка взрослым и ребенком деятельности сверстника.
Как правило, дети легко замечают ошибки другого, поэтому задача педагога состоит не в том, чтобы развивать это умение. Важно научить внимательно относиться к товарищу, доброжелательно оценивать, помогая найти и исправить ошибку.
-
Развитие элементарного самоконтроля.
Последовательное овладение контрольно-проверочными умениями обеспечивает возникновение самоконтроля. Наблюдая за поведением детей, воспитатель фиксирует, как ребенок постепенно перестает нуждаться в постепенном контроле и он переходит во внутренний план. Следует заметить, что вначале действия самоконтроля ярко выражены, носят развернутый характер, а затем сворачиваются. Дети начинают испытывать дискомфорт от грязных рук, неопрятности в одежде, что и побуждает их к самообслуживанию. Необходимость в напоминаниях взрослых практически отпадает, ребенок становится субъектом посильного ему самообслуживания. Однако происходит это не сразу. Обучение детей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.
-
Взаимодействие воспитателя с родителями детей.
-
Цель работы с родителями
конструирование в детском саду и семье единого педагогического процесса, где ребенок поставлен взрослыми в позицию субъекта посильного ему самообслуживания.
-
Выработать единый взгляд на возможности ребенка, определить уровень его самостоятельности и умелости позволяют посещение родителями группы детского сада; просмотр и обсуждение вместе с воспитателями видеоматериалов, заснятых в режимные моменты; участие родителей в педагогической диагностике по выявлению умелости ребенка в самообслуживании.
-
Индивидуальные консультации,
проводимые воспитателями детского сада, помогают установить более доверительные отношения с родителями воспитанников, позволяют им получить ответы на вопросы о том, какие условия должны быть созданы дома, чтобы ребенок овладел позицией субъекта в самообслуживании. Совместное обсуждение педагогов и родителей данных проблем помогает найти наиболее эффективные приемы, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
-
Как правило, в результате такой целенаправленной работы меняется и поведение родителей. Они перестают опаздывать в детский сад, проявлять нетерпение, а порой и нервозность, обусловленную неумелостью и медлительностью детей в одевании и раздевании; начинают оказывать ребенку только ту помощь, в которой он действительно нуждается.
-
Создание в группе развивающей материальной среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно-проверочных и оценочных умений в разных видах детской деятельности;
-
Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности
-
Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности требует специальной педагогической технологии. Мы предлагаем эффективное средство - наглядно-практические пособия, разработанные педагогами детского сада. «Мы дежурим» «Мы – помощники взрослых» «Учусь планировать, действовать, достигать цели» «Учимся готовить» Модели последовательности действий.
-
Дидактическое пособие «Мы дежурим»
Дает алгоритм последовательности действий дежурных по подготовке к приему пищи и по уборке со стола, Позволяет оценить работу дежурных; Способствует развитию умения ориентироваться во времени (дни недели); Содержит терминологический словарь.
-
-
Наглядно-практическое пособие«Мы – помощники взрослых»
Определяет за каждым ребенком ответственность за наведение порядка в определенном уголке группы. Работа с использованием данного пособия способствует: - освоению социального опыта трудовой деятельности; - развитию произвольного поведения, целенаправленности действий и основ планирования; - формированию общественных мотивов деятельности; - повышение роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности; - развитию таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность.
-
-
Наглядное пособие «Учусь планировать, действовать и достигать цели»
Субъектная позиция у детей проявляется в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, действуя при этом сознательно и инициативно как в знакомых обстоятельствах, так и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
-
Вращающиеся кубики «Учимся готовить»
Пособие способствует упражнению детей в установлении функциональных связей между компонентами трудовой деятельности. Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда.
-
Наглядные модели последовательности действий
Представляют собой специальные наглядные пособия, способствующие процессу формирования самостоятельности и становлению субъектной позиции старших дошкольников в самообслуживании. Модель последовательности действий при умывании, Модель последовательности действий при одевании, Модели по формированию навыков культуры еды Данные пособия позволяют детям представить себе идеальный образец действия, то есть его наглядную модель
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.