Содержание
-
Любовная лирика Некрасова. Панаевский цикл
Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
-
Цель
Познакомить учащихся с художественными особенностями и своеобразием идейного содержания лирики Н.А.Некрасова Показать отражение действительности в противоречиях и контрастах
-
Авдотья Яковлевна Панаева(1819 - 1893)
Женщина замечательной красоты и обаяния, умная и интересная собеседница, гостеприимная хозяйка. В течение 18 лет её жизнь была связана с Некрасовым. Они вместе делили радости и невзгоды, успехи и неудачи. Это был трудный и всё же прекрасный союз. Познакомился Некрасов с Панаевой в 1843 году. «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины», – писал А.А. Фет.
-
Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты - Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны. Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны... Авдотья Яковлевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами.
-
“Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).
-
Мотивы лирики «панаевского цикла»
Мотив— устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений. В «панаевском цикле» можно выделить следующие мотивы: мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).
-
Некрасов, увидев Панаеву, влюбился. День встречи со своей будущей возлюбленной он называет самым счастливым, от которого начинается отсчет настоящей жизни. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но бесполезно… Влечение было обоюдным. В середине 1840-х годов Панаева стала гражданской женой Некрасова. Это был с ее стороны несомненный акт мужества. Она не побоялась людской молвы, нелепых слухов, насмешек и презрения. Даже многие близкие люди отвернулись от нее. Но она прошла и через это. Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за годы счастья.
-
Союз с Панаевой, по словам Чернышевского, оказал на Некрасова «благотворное влияние». Он обрел, наконец, дом, и семью, и верного друга. Их союз был еще и творческим союзом, союзом двух литераторов-тружеников. Авдотья Яковлевна помогала Некрасову в его редакторских делах по изданию «Современника». Она была талантливой писательницей. Ее перу принадлежат многие романы, повести и рассказы. И в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и часто омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами, которые можно объяснить не только сложными, с детства изломанными характерами двух любящих людей, но и некоторыми обстоятельствами их жизни - болезнь Некрасова, смерть детей.
-
«Панаевский цикл»
О своём отношении к Авдотье Яковлевне поэт поведал в целом ряде стихотворений, условно объединённых в так называемый «панаевский цикл». Вот как в одном из стихотворений Некрасов охарактеризовал свои отношения с Панаевой: Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир — и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья...
-
«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Давайте обратимся к поэтическим строкам Некрасова. Задание: Определите черты характера героини на основе анализа текста. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…» Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добора ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня, – Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед – в это темное море Без обычного страха гляжу. (1847)
-
Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева. Вопрос: Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта? Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова. … с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед – в это темное море Без обычного страха гляжу.
-
Некрасов любил Панаеву трудной, ревнивой любовью. В его отношениях к Авдотье Яковлевне были подъемы, когда он буквально сгорал от любви. Но были и периоды охлаждения, когда Некрасов всерьез намеревался её оставить. Но проходило время, и все оставалось по-прежнему. Тяжелый крест достался ей на долю: Страдай, молчи, притворствуй и не плачь; Кому и страсть, и молодость, и волю - Всё отдала - тот стал ее палач! Давно ни с кем она не знает встречи; Угнетена, пуглива и грустна, Безумные, язвительные речи Безропотно выслушивать должна: "Не говори, что молодость сгубила Ты, ревностью истерзана моей; Не говори!.. близка моя могила, А ты цветка весеннего свежей!..»
-
Развитие отношений Панаевой с Некрасовым шло драматично и неровно. Но, несмотря ни на что, поэт считает дни, проведенные с любимой, счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расставались – а расставались они неоднократно, – то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни. Вот лишь один из подобных «эпизодов»: Расстаться было неизбежно – И за тебя теперь я рад. Но с той поры как все кругом пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время длинно, И холоден я к делу своему. Одно из самых серьезных расставаний произошло в 1855 году. Но после этих событий пройдет еще долгих 10 лет их сближений и разлук. Когда у Некрасова в 1857 году открылась казавшаяся неизлечимой болезнь горла, Панаева сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где Некрасов консультировался со светилами медицины. Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Умерли дети, рожденные в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым. Нередко Некрасов вымещал на ней свою хандру, не заботился о своем слабом здоровье и много времени проводил в картежной игре.
-
Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней: Страдалица! Стоишь ты предо мной Прекрасным призраком с безумными Глазами! Упали волосы до плеч, Уста горят, румянцем рдеют щеки, И необузданная речь Сливается в ужасные упреки, Жестокие, неправые… Постой!.. Не я обрек твои младые годы На жизнь без счастья и свободы, Я друг, а не губитель твой! Но Ты не слушаешь… Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Выводы: Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви». Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно.
-
Основные тезисы
«…Проза в любви неизбежна», поэтому поэтической картиной может стать обычная семейная сцена (что ранее было недопустимо). Женщина – лирическая героиня в любовной лирике Некрасова – не раба прихотей мужчины, а равноправный участник любовных отношений. Некрасов нарушает традицию описания героини как пассивного адресата любовных признаний мужчины. Характер своей героини поэт дает в развитии. Лирический герой в любовной лирике Некрасова лишен эгоцентризма, для него счастье любимой женщины дороже собственных страданий. Стихотворения написаны, как правило, в форме обычного разговора, что придает им большую искренность, изящество и простоту. Любовная лирика Некрасова полна драматизма, так как в ней всегда столкновение сильных характеров.
-
Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений «Панаевского цикла»: «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Если мучимый страстью мятежной…», «Прости», «Горящие письма». Прочитать стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» и «На железной дороге» А.А.Фета. Сравнить и проанализировать эти стихотворения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.