Содержание
-
Медиа-информационная грамотность в условиях информационной войны
Ирина Владимировна Жилавская Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова, кандидат филологических наук, медиатренер
-
Традиционное понимание информационной грамотности
-
Два научных направления
-
Конвергенция – слияние Однако это не механическое соединение двух направлений
-
Эмерджентность 1 + 1 не = 2
От англ. emergent — возникающий, неожиданно появляющийся,в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — «системный эффект».
В биологии и экологии понятие эмерджентности можно выразить так: одно и одно дерево — это не лес, скопление отдельных клеток — не организм.
В почвоведении: эмерджентным свойством почвы является плодородие.
-
Можно выделить шесть основных форм медиаактивности:
- поиск,
- получение,
- потребление,
- передача,
- производство,
- распространение информации.
Пять из них, кроме потребления, дарованы гражданам России Конституцией РФ
Формула, закрепленная в 29 статье Конституции РФ, где сказано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
-
Определение из Московской декларации о медиа- и информационной грамотности Москва, 28 июня
2012 года
Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека.
-
Структура медиа-информационной грамотности как коммуникативная пищевая цепочка
- Осознать потребность, знать, где получить информацию,
- суметь ее получить,
- быть способным раскодировать ее,
- уметь проанализировать ее с разных точек зрения,
- понимать, как ее можно использовать,
- уметь закодировать ее и уметь передать информацию.
-
Текстоцентричный подход к медиаобразованию. В основе образования лежит анализ медиатекста, созданного коммуникатором.
Личностно ориентированный подход к медиаобразованию. Восприятие текста в равной степени зависит от коммуниканта или аудитории, от уровня ее медиа-информационной грамотности.
-
Информационные войны стары как мир
Если пушки иногда всё же затихали, то словесные баталии между странами не прекращались никогда. Ещё античные авторы в подробностях рассказывают об изощрённых агитационных компаниях, при помощи которых политики древности пытались ослабить своих противников и деморализовать их.
-
Задачи информационной войны
- Ослабить противника, нанести ему урон
- Деморализовать армию
- Посеять страх и неуверенность среди населения
- Дискредитировать лидеров мнений
-
Технология кадрирования фотографии
-
-
-
-
Научить навыкам мышления
16
Как?
- Понять, какие мыслительные умения необходимы
- Научить ставить вопросы
- Научить ранжировать информацию
- Научить выявлять причины явлений, событий
- Научить искусству аргументации
- Научить оценивать результаты своей деятельности
-
Ноосферное мышление
- высокий уровень критичности;
- установка на создание продуктов, улучшающих состояние биосферы;
- проективность;
- установка на кооперативное решение задач;
- установка на решение нестандартных задач;
- установка на познание и понимание процессов, происходящих в природе и человеческом обществе.
-
Ценности медиа-информационного образования
- идея свободыи ответственности
- идея разнообразия,
- идея изменчивости,
- идея полилога,
- идея партнерстваивзаимодействия,
- идея взаимообусловленности,
- идея признания индивидуальности,
- идея развития,
- идея критической солидарности и самокритики.
-
Магистерская программа «Медиаобразование»
- Открыта в Московском государственном гуманитарном университете М.А. Шолохова в 2012 году.
- Разработана компетентностная модель выпускника магистерской программы «Медиаобразование».
- Разработана основная образовательная программа магистратуры по медиаобразованию.
- Готовится к выпуску учебник «Теория и практика медиаобразования».
-
Ирина Владимировна Жилавская
Кафедра журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова
Уроки медиаобразования ИриныЖилавской
Электронный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация»
Форум «Медиаобразование»
Более подробно на тему медиа-информационной грамотности и диджитал-экологии – на семинаре И.В. Жилавской «ЭКОмедиа: тайм-менеджмент в интернете»
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.